Выступление на ШМО «Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»
статья

Сосорова Маргарита Владимировна

Выступление на ШМО «Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО

Доклад учителя русского языка и литературы на тему:

«Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»

Почему ученики не справляются с программой?

Чтобы побороть неуспеваемость, надо знать ее истоки. Их анализ — основной метод разработки способов предотвращения проблем с учебой. Причины отставания:

  • Пропуск занятий.
  • Отсутствие желания изучать предмет.
  • Необъективное оценивание во время урока.
  • Сложность материала.
  • Недостаточные способности ребенка.
  • Пробелы в воспитании.
  • Отсутствие элементарных организационных навыков.
  • Чересчур объемные домашние задания.
  • Невнимательность педагога.
  • Неэффективность урока.
  • Ученик не уделяет должного внимание работе дома.
  • Низкая активность во время занятий.
  • Отсутствие условий для успешного обучения (дети из асоциальных семей).

Для преодоления трудностей обучения в работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися можно использовать упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).

Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одно из главных является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.

Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.

Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию.

Поэтому можно использовать следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное: о чём, о ком говорится? Что об этом говорится дальше?

Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у обучающихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности.

Работу по устранению пробелов в знаниях обучающихся можно осуществлять на уроках, дополнительных занятиях. Проводить индивидуальные занятия  с учениками.

Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, нужно стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими обучающимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю правила работы с неуспевающими школьниками:

  1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
  2. Помните, что для ученика необходим период «вживания» в материал.
  3. Не торопите его, научитесь ждать.
  4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
  5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
  6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
  7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
  8. Обобщение – главная составляющая любой методики.
  9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.

Учитель, работающий над улучшением качества знаний отстающих учеников, выбирает для этого наиболее рациональные формы и методы. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, педагог может:

  • Разработать персональные задания к темам (карточки, таблицы, опорные схемы).
  • Подобрать занимательный материал (кроссворды, ребусы, головоломки).
  • Задать ученику творческое задание к уроку (самостоятельно изготовить наглядный материал, нарисовать иллюстрацию к произведению).
  • Во время общей самостоятельной работы частично или полностью исключать отстающих, используя индивидуальные задания.
  • Разработать дифференцированные задания для разных видов проверочных работ.
  • Проводить предупреждающие опросы.
  • Задавать индивидуальные домашние задания и проверять их в присутствии ребенка.
  • Проводить консультации, помогать перед уроком.
  • Использовать различные виды опроса отстающих детей (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный, экспресс-диктант и другие).

 Учитель русского языка и литературы:         /Сосорова М. В. /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

О              Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и пре...

Доклад "Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на уроке"

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.Нужно установить...

ПЛАН работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на 2016-2017уч.г Предмет: Биология. Химия. Учитель Н.В. Леванских

Цель:  добиться улучшения успеваемости и качества знаний обучающихся. Задачи:1. Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации2.Создание у...

План работы научно – технической кафедры со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на 2017 – 2018 учебный год

План работы научно - технической кафедры со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на 201-2018 учебный год....

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год.

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год....

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний, учащихся по русскому языку и литературы....