Работа с подростками с девиантным поведением (доклад на методическом объединении воспитателей и специалистов СПС)
методическая разработка

Золотарев Константин Александрович

Преодоление трудновоспитуемости - совокупность методов воспитания, самовоспитания и перевоспитания, которая обеспечивает устранение отрицательного и развитие положительного в личностной системе подростка с девиантным поведением. Подчинение методов целям, задачам и содержанию коррекционно-педагогического воздействия на личность обеспечивает достижение эффективного результата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_o_rabote_s_trudnymi_detmi.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным

 (общественно опасным) поведением закрытого типа»

Работа с подростками

с девиантным поведением

(доклад на методическом объединении воспитателей и специалистов СПС)

Выполнил: воспитатель

Золотарев К.А.

г. Омск – 2018 г.

Содержание

  1. Вступление  ………………………………………………………………...2
  2. Приемы педагогического  воздействия  на трудных подростков……….3
  3. Принципы обучения трудных подростков………………………………..5
  4. Методы воспитания трудных подростков…………………………………6
  5. Условия осуществления индивидуального подхода

         при работе с детьми с девиантным поведением………………………….9

  1. Заключение………………………………………………………………  12
  2. Литература…………………………………………………………………12

Кто-то, когда-то, должен ответить,

 Высветив правду, истину вскрыв,

 Что же такое - трудные дети?

 Вечный вопрос и больной как нарыв.

 Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

 Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили... поздно учли...

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

                                                      (С. Давидович)

Индивидуальная воспитательная работа позволяет определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

2

Приемы педагогического  воздействия

 на трудных подростков.

Приемы педагогического воздействия на трудных школьников можно условно подразделить на две основные группы: созидающие и тормозящие. Созидающие - приемы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных. Тормозящие - приемы, которые способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных. Кроме вышеназванных приемов, в опыте учителей выявлены   и   вспомогательные   приемы.   Существует   и   особый   прием

«педагогического взрыва», пробуждающий в ученике очень сильные чувства и ведущий к быстрым значительным изменениям в сознании и поведении.

Созидающие приемы:

  • организация успехов в учении (заключается в организации помощи
    ученику, пока он не догонит сверстников и не начнет хорошо учиться);
  • организация успеха в общественно-полезной трудовой деятельности
    (заключается в оказании помощи ученику, когда тот овладевает трудовыми
    умениями и навыками);

•        вовлечение    в    интересную    деятельность    (приводит    к    перевесу
положительных    тенденций    развития    личности    над    отрицательными
благодаря    увлеченности    и    успехам,    достигаемым    в    процессе    этой
деятельности);

  • моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в
    поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении
    веры   школьника   в   себя,   благодаря   выполнению   поручений,   наиболее
    соответствующих его интересам и способностям);
  • убеждение (заключается в разъяснении, доказательствах правильности и
    необходимости определенной линии поведения);
  • доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные
    задания);
  • нравственное упражнение (заключается в создании условий, требующих
    проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить);
  • ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждет от
    него   более   значительных   успехов,   и   это   способствует   формированию
    мотивации к учению);
  • пробуждение гуманных чувств (заключается в создании таких условий,
    которые   вызывают   у   ученика   сочувствие,   сопереживание,   сострадание,
    милосердие);

3

  • проявление доброты, внимания, заботы;
  • просьба;
  • поощрение;
  • авансирование личности;
  • проявление огорчения;
  • поручительство;
  • проявление умений и превосходства учителя в какой-то области;
  • активизация сокровенных чувств воспитанника.

Тормозящие приемы:

  • осуждение;
  • наказание;
  • приказание;
  • предупреждение;
  • пробуждение у ученика тревоги по поводу возможности наказания;
  • проявление возмущения;
  • разоблачение или выявление виновного;
  • мнимое безразличие;
  • ирония;
  • мнимое недоверие;
  • параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего
    коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем чтобы в
    дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося).

К числу вспомогательных приемов относятся следующие:

-организация внешней опоры правильного поведения (школьник вынужден правильно поступать в результате помощи, осуществления соответствующего распорядка, действия определенных правил, контроля за ним);

-отказ от фиксирования отдельных проступков (педагог не обращает на некоторые проступки особого внимания, потому что за ними не кроется ничего серьезного);

-метод или прием «взрыва» — это стремительная перестройка личности школьника в результате воздействия, которое вызывает очень сильные эмоциональные переживания, настоящее потрясение. Применение «взрыва» требует хорошей подготовки и большого мастерства педагога, иначе «взрыв» легко может стать «педагогическим срывом».

4

Принципы обучения трудных подростков.

Подростки употребляющие алкоголь, наркотики, токсические вещества, а также агрессивные и конфликтные характеризуются снижением успехов в обучении. Происходит это как из-за химических воздействий на организм, так и в связи с искажениями взаимоотношений с окружающим миром, под воздействием объективных внешних условий и внутренних предпосылок. Стимуляция этих искажений происходит в связи с постоянным или пережитым отрицательным опытом социального взаимодействия. В обучении таких подростков педагог должен руководствоваться следующими положениями:

  1. Обучение должно быть определенной формой движения познавательной деятельности учащихся: выступать определенным путем усвоения знаний, умений и навыков; быть определенным уровнем познавательной деятельности в соответствии с их возможностями и способностями.
  2. Выступать как специфическое движение, обеспечивая единство содержания и метода  обучения.
  3. Выступать определенной формой обмена информацией между учащимися и учителем.
  4. Обучение должно быть определенным способом управления познавательной деятельностью учащихся.
  5. Характеризоваться как общение между учителем и учеником.
  6. Являться определенным способом стимулирования и мотивации учебно - познавательной деятельности у учащихся.
  7. Выступать в роли контроля за эффективностью учения .

Для данной группы подростков обучение идет по упрощенной программе, осуществляется, в основном, в вечерних школах. Требования характеризуются минимумом необходимых знаний.

В преподавании и воздействии на подростков группы риска педагог должен руководствоваться принципами педагогической этики:

а)        доброжелательное и справедливое отношение ко всем;

б)        искренность и чистота помыслов и действий педагога;

в)        оптимизм и доверие к ребенку, уверенность в том, что он станет лучше учиться;

г)        уважение к личности подростка;

д)требовать от себя больше, чем от подростка;

е)        воспитывать отношение к обучению;

ж)        высокий профессионализм в знании своего предмета.

Руководствуясь данными принципами, педагог осуществляет коррекционное обучение, целью которого является развитие познавательных возможностей и переключение ученика с отрицательных проявлений в поведении на положительные, социально значимые успехи в обучении.

В процессе обучения по коррекционной программе, педагог использует принципы: связи обучения с практикой, систематичности, доступности,

5

наглядности, активности учащихся, прочности усвоенных знаний, рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.

В обучении подростков группы риска педагог осуществляет педагогическое воздействие, стремится стимулировать интерес в познании учебных предметов, учитывает состояние подростка, при необходимости работаете ним дополнительно и индивидуально. Такая работа педагога при коррекционном обучении предполагает глубокое понимание умственного развития ребенка, путей формирования процессов познания каждого подростка, знания современных методик традиционного обучения, умение организовать учебный процесс для каждого индивидуально, в соответствии с возможностями. Коррекционное обучение через познание и практику осуществляется в единстве с коррекционно-педагогическим воздействием. Коррекционно-педагогическое воздействие при обучение предполагает использование ряда методов стимулирующих развитие положительного отношения к учебе.

Методы воспитания трудных подростков.

Преодоление трудновоспитуемости - совокупность методов воспитания, самовоспитания и перевоспитания, которая обеспечивает устранение отрицательного и развитие положительного в личностной системе подростка. Подчинение методов целям, задачам и содержанию коррекционно-педагогического воздействия на личность обеспечивает достижение эффективного результата. Одновременно необходима дифференциация методов перевоспитания, определяющая место каждого метода и установление между ними четкой взаимосвязи. Методы исправления личности влияют одновременно на сознание, чувства, поведение, развитие личности в целом. Отдельные методы без взаимодействия друг с другом могут использоваться для коррекции отдельных отрицательных качеств при уровне отклоняющегося поведения характеризуемого как бесконтрольность. Для детей группы риска необходим комплекс методов коррекционно-педагогического воздействия, так как перевоспитание трудновоспитуемых - это сложное и многоаспектное образование. Комплекс воспитательных свойств, имеющихся у подростков в результате приобретенного негативного жизненного опыта, требует согласованности системы мер.

Методы, используемые в работе с детьми группы риска выполняют организующую, связующую и координационную функции между развитием ребенка, как субъекта деятельности и развитием самой деятельности, между формированием коллектива и развитием личности.

Выделяют следующие группы методов:

 1. Методы разрушающие отрицательный тип характера:

а) Метод «взрыва» - определяет податливость воспитательным влияниям, степень сопротивляемости коррекционно-педагогическому воздействию, устойчивость отрицательных качеств. Метод связан с перестройкой мотивационной сферы и

6

самосознания. Имеет два варианта: одномоментный, комплексного характера, в небольшой промежуток времени; растянутый во времени. Суть его: при неожиданном стечении обстоятельств подросток оказывается в критической ситуации, конфликт достигает наибольшей остроты. Рассчитан на уничтожение конфликтного типа поведения.

 6) Метод «реконструкции» - способствует выявлению положительных и отрицательных качеств ребенка, которые могут быть использованы при перестройке характера; прогнозирует положительное развитие личности на основе выявленных позитивных тенденций; восстанавливает положительные качества, здоровые потребности и привычки; видоизменяет отношение ученика к отрицательным свойствам, которые ученик ранее считал положительными; способствует переоценке отрицательных свойств и формирует нетерпимое отношение к ним; восстанавливает здоровые потребности и нормализует образ жизни.

2.        Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания при коррекционно-педагогическом воздействии.

Данная группа методов обеспечивает переосмысление, переоценку жизненного опыта, изменение мотивации в поведении подростков группы риска. Состоит из следующих методов:

а)        Объективное переосмысление своих достоинств и недостатков.

Метод помогает побудить к самоанализу и самооценке. Работа начинается с предоставления этической информации проблемного характера. Система осмысления и переосмысления нравственного опыта должна быть откорректирована в индивидуальном порядке.

б)        Переориентация самосознания. Переориентация самосознания происходит через общественное мнение.

в)        Переубеждение. Возникает в результате борьбы мнений и проверки на собственном  опыте рекомендаций.

г)        Прогнозирование последствий отрицательного поведения. Осуществляется в результате  анализа поступков прошлого жизненного опыта.

3.        Методы предупреждения отрицательного и стимуляции положительного поведения.
Чаще всего данная группа методов действует как результат применения поощрения и наказания. Включает в себя методы:

а)        Поощрение и наказание.

б)        Соревнование.

в)        Положительной перспективы.

4.        Методы перестройки жизненного опыта.

Позволяют выявить типичные для детей группы риска психические искажения и недостатки поведения, и по ним судить об устойчивости и содержании отрицательных качеств. Решают две задачи: регламентация нравственного поведения и ограничение отрицательных проявлений; разрушение отрицательных элементов жизненного опыта, замена их положительными.

7

Методы действуют во взаимосвязи с другими на основе социально-значимой деятельности. Данная группа включает в себя следующие методы:

а)        Предписание

б)        Ограничение.

в)        Запрещение.

г)        Переучивание.

д)        Переключение (переключение на позитивную деятельность).

е)        Регламентация образа жизни.

Главная функция всех методов - согласованность изменения социального окружения и развитие личности подростка в социально-значимом направлении, обеспечение положительного влияния в социальном взаимодействии, осуществление координации развития личности и развития деятельности. Цели личности влияют на цели деятельности, содержание деятельности - на характер личности, отношения в процессе деятельности - на самооценку. Связь компонентов деятельности с компонентами внутреннего мира подростка группы риска составляет основное содержание коррекционно-педагогического воздействия.

Координирующая функция методов завершается индивидуальным подходом к содержанию всей работы по коррекционно-педагогическому воздействию в преодолении трудновоспитуемости.

Коррекционно-педагогические методы в преодолении трудновоспитуемости выполняют две задачи: стимуляция положительного поведения; ограничение вредных внешних влияний и искоренение отрицательных свойств.

Таким образом, методы коррекционно-педагогического воздействия направленные на исправление личности разрушают и уничтожают нездоровые потребности и пагубные привычки. Процесс исправления осуществляется одновременно с преобразованием всего социального окружения. Методы рассчитаны на работу с подростками всех уровней группы риска.

Существует другая классификация методов коррекционно-педагогического воздействия, подразделяющаяся на две группы приемов.

Одни приемы способствуют улучшению поведения преимущественно на основе положительных чувств, воодушевляющих ребенка: радость, благодарность, уважение к учителю, вера в свои силы. Такие приемы способствуют развитию новых, положительных качеств, подавлению отрицательных. Они называются созидающими.

Другие приемы помогают исправить поведение, пробуждая преимущественно отрицательные чувства: стыд, неловкость, разочарование, огорчение, сожаление, раскаяние. Эти приемы способствуют преодолению отрицательных качеств и облегчают развитие положительных. В результате применения приемов называемых тормозящими, происходит осмысление случившегося учеником, возникает намерение в дальнейшем воздержаться от неблагоприятных поступков.

8

Условия осуществления индивидуального подхода

при работе с детьми с девиантным поведением.

В основе отношений педагога к трудным школьникам должна лежать любовь, он настойчиво подбирает приёмы педагогического воздействия на личность ученика, хвалит, поддерживает его, способствует развитию личностных качеств. Условием эффективности индивидуального подхода является соблюдение педагогического оптимизма, уважение к школьнику, понимание его душевного состояния, раскрытие внутренних мотивов и внешних обстоятельств, проступков. Подобное отношение, по моему наблюдению, пробуждает у детей ответное, тёплое чувство, желание доставить радость педагогу, не причинять ему неприятностей своими проступками. Постоянная же грубость и неуважение к учащимся, проявляемая педагогами, порождают в ответ обиду и стремление сделать всё наперекор. В итоге учащиеся перестают считаться даже со справедливыми требованиями учителей. Общеизвестно, что наказание за неблаговидный проступок должно быть своевременным и справедливым. Эффективность индивидуального подхода определяет также соответствие меры наказания характеру совершённых проступков и особенностям личности провинившихся.

Многие методы общепедагогического влияния довольно эффективны в работе с трудными детьми. Так, например, метод игнорирования уместно применять к исключительным по характеру детям, которым некоим образом нельзя показывать, что в них видят исключительность. В коррекции недостатков характера таких детей метод игнорирования даёт хорошие результаты: их рисовка, театральность, всяческое стремление обратить на себя внимание вскоре поддаются сначала смягчению, а потом исчезновению.

Американскими физиологами и психологами установлено громадное, ежечасное и ежеминутное значение в жизни человека вообще и в частности ребёнка здорового смеха, радости, весёлого настроения. Научные данные говорят о том, что радость оказывает хорошее воздействие на наши мускулы и нервы, а также на питание, на умственную и физическую работу. Таким образом, смех, как бы массируя мозг, усиленно снабжая его кровью и тем самым более интенсивно удаляя продукты утомления, создаёт особенно благоприятные условия для отдыха детского мозга. Поэтому педагог не только своей энергией, смехом, своим поведением заражает детей, но и, например, рекомендует детям специальный подбор юмористических книг, прививающей бодрость, отвагу, желание побеждать природу.

Шутки, прибаутки, загадки также веселы и забавны и потому весьма полезны в деле коррекции ребёнка, отклоняющегося от нормы. "Хороший педагог систематически пользуется методом культуры здорового смеха", - говорит психолог Московского университета коррекционной педагогики Кащенко В.П.                                                    

9

В работе с детьми с отклоняющимся поведением иногда наблюдаются ситуации, когда ребёнок находится в состоянии сильного возбуждения. В этом случае учитель силой своей личности и, умеющей влиять на детей, может справить с проявление аффекта. Если же такого авторитета нет, то преподавателю лучше не применять наказания, т.к. ребёнок находится в безответственном состоянии. Самого возбуждённого следует оградить от окружающих его. Таких детей в момент сильного возбуждения гораздо действеннее не замечать, игнорировать, но не оставлять без надзора.

Учитывая описанные приёмы, эффективнее добавить метод бесед. В условиях доброжелательной беседы педагогу легче и проще интимно подойти к ребёнку и глубже понять его поведение.

Обобщая опыт практической работы и предложения известных психологов и педагогов, можно коротко остановиться на некоторых приёмах педагогического воздействия на трудных подростков, указав их сущность.

1.        Приёмы,   способствующие   в  нравственных   поступках   к   накоплению
социально — положительного опыта:

  • Организация успехов в учении (заключается в организации помощи
    ученику, пока он не добьётся успешности в обучении);
  • Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника
    среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);
  • Убеждения     (заключается     в     разъяснении     и     доказательствах
    правильности поведения);
  • Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные
    задания);
  • Ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждёт от
    него более значительных успехов, это способствует формированию
    мотивации к учению);

2.        Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом
и воспитанником:

  • Просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе,
    вызывает у него чувство собственного достоинства);
  • Поощрение - похвала, награда, одобрение;
  • Авансирование  личности  (высказывание  положительного  мнения  о
    школьнике или предоставление ему определённого благо, несмотря на
    то,  что  он  этого  пока  не  заслуживает,  в  результате  чего ученик
    ощущает    моральную    обязанность    вести    себя    соответствующим
    образом);
  • Обходное     движение     (подразумевает     отведение     от     ученика
    заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него
    чувство признательности к педагогу);

10

  • Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда);
  • Прощение    (в    определённой    ситуации    педагог   не   прибегает   к
    наказанию, не смотря на совершённый школьником проступок);
  • Поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание от
    своего имени, что ученик будет достойно себя вести);
  • Проявление умений и превосходство учителя (ученики уважают своего
    учителя, признают его авторитет, что способствует положительным
    изменениям в поведении).

3.        Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:

  • Констатация    проступка    (педагог,    не    выражая    открыто    своего
    отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно);
  • Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к
    поступку);
  • Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)
  • Приказание  (требование педагога,  предъявленные в категорической
    форме)
  • Предупреждение   (заключается   в   раскрытии   перед   учеником   не
    приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)
  • Разоблачение или выявление виновного

4.        Приёмы со скрытым действием:

  • Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего
    коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы
    в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося )
  • Намёк (школьнику дают почувствовать  свою вину,  не прибегая к
    осуждению или наказанию)
  • Ласковый   упрёк   (беседа   в   благожелательном   тоне,   где   как   бы
    невзначай, высказывается в мягкой форме порицания)
  • Мнимое   безразличие   (создаётся   такая   педагогическая   обстановка,
    когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания,
    поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство
    досады и разочарования)
  • Ирония   (выставляют   провинившегося   ученика   в   смешном   виде,
    разумеется, без оскорбления его личности).

11

Заключение

Взвешенное сочетание индивидуального, коллективного и педагогического воздействия, применение различных методов, приёмов и видов внеучебной деятельности в коррекционной педагогической работе с подростками с отклоняющимся   поведением   усиливает   её   результативность,   помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиации в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Дети с девиантным поведением относятся к группе "трудных". Они особенно нуждаются в индивидуальном подходе и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные подростки, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети требующие особого внимания и участия окружающих. Начиная работу с детьми, отличающимися отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.

Для успешной работы с подростками девиантного поведения можно предложить следующие рекомендации:

  • Успешно преодолевается педагогическая и социальная запущенность
    детей     с     девиантным     поведением,     если     формы     и     методы
    воспитательного  воздействия  дифференцируются  в  зависимости  от
    конкретных условий жизни ученика.
  • Прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с
    волнующими их проблемами.
  • Сила современного учителя в признании и уважении личности ребёнка,
    способствовании   свободному   развитию   и   совершенствованию   его
    душевного мира.
  • Важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной
    работы с трудными подростками.
  • Особенно    важно    самому    быть    постоянно    развивающейся    и
    совершенствующейся    личностью.    Ибо    Личность    воспитывается
    Личностью.

Список литературы

  1. Галеева     Н.Л.     Результативность     личностно     ориентированного
    образования //Журнал "Завуч" - 2003г. - №2
  2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 2001г.
  3. Дементьева  И.  Работа  школы  с  детьми  группы риска // Журнал
    "Воспитание школьников" - 2002г., №7

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методических объединений воспитателей и классных руководителей

Работа методических обединений 1 - 4 классов, 5 - 9 классов и методического обединения классных руководителей спланирована с учётом общешкольной психолого-педагогической темы "Развитие нравственных ка...

План работы методического объединения воспитателй школы-интерната

В специальных (коррекционных) школа-интернатах работают воспитатели, которые организуют внеурочну деятельность детей во второй половине дня. Очень важно выстроить методическую работу с этими педагогам...

План работы методического объединения воспитателей "Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида" на 2014-2015 учебный год

План работы методического объединения воспитателей "Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида" на 2014-2015 учебный год разработан в соответствии с нормативны...

План работы методического объединения воспитателей на 2015-2016 уч.г.

                                                      ...

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год.

Материал содержит план работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования на 2016-2017 учебный год....

План работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования по реализации образовательного события «Нижневартовск – город, в котором мы живём».

Материал содержит план работы методического объединения воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования  по реализации образовательного события "Нижневартовск-город, в котором мы живём" ...

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей "Хорошее настроение-лучший помощник в работе воспитателя".

Ноябрь-месяц,когда люди особенно подвержены унынию и депрессии.Но даже этот мрачный осенний месяц можно сделать ярким,весёлым и запоминающимся!!! Вдыхайте любимые запахи;ухаживайте за собой;смените об...