Психологическая гостиная с элементами тренинга «Адаптация в педагогике»
методическая разработка

Бельская Олеся Николаевна

Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Готовность применить теоретические знания на практике необходима, но, педагогу настолько же важно суметь адаптироваться в коллективе.

Все люди отличаются друг от друга: восприятием окружающего, уровнем и концентрацией внимания, отношением и эмоциональным реагированием на то, что происходит вокруг них. И, конечно, есть отличия в способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают у разных людей. Это время, ценности, приоритеты. Но, так или иначе, все педагоги, пришедшие впервые в учреждение, сталкиваются со сложностями и всем необходим адаптационный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям жизнедеятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23-24_1_zanyatie_gostinaya_adaptatsiya_v_pedagogike.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая гостиная с элементами тренинга «Адаптация в педагогике»

Цель: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых педагогов.

Задачи:

• Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.

• Провести диагностику ЭВ.

• Создать атмосферу сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие коллективных решений.

• Отработать различные способы межличностного восприятия. Осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку.

• Предоставлять возможность молодым педагогам и воспитателям лучше узнать друг друга и традиции учреждения.

Целевая группа: молодые специалисты

Количество участников: 10-25 человек.

Ожидаемые результаты:

  • знакомство педагогов;
  • формирование базовых умений и навыков психической саморегуляции;
  • активизация личностных ресурсов;
  • улучшение настроения и самочувствия.

Материалы: повязка на глаза, листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, маркер, лист ватмана, доска – магнитная, магниты, шкатулка.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово

- Здравствуйте, меня зовут…. Сегодня мы собрались на эту встречу, чтобы познакомиться, пообщаться, обсудить различные ситуации, которые довольно часто встречаются в нашей жизни. Хочу начать наше мероприятие с мудрых слов.

Ушинский К.Д. писал: «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь в глаза своему незнанию». 

Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Готовность применить теоретические знания на практике необходима, но, педагогу настолько же важно суметь адаптироваться в коллективе.

Все люди отличаются друг от друга: восприятием окружающего, уровнем и концентрацией внимания, отношением и эмоциональным реагированием на то, что происходит вокруг них. И, конечно, есть отличия в способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают у разных людей. Это время, ценности, приоритеты. Но, так или иначе, все педагоги, пришедшие впервые в учреждение, сталкиваются со сложностями и всем необходим адаптационный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям жизнедеятельности.

Адаптация работника — это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу - процесс привыкания, взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику.

А вывод из этого прост - возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление.

Профессиональная адаптация - заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы.

  1. Игра на сближение «Перышко»

Цель: познакомиться с участниками, установить доверительные отношения друг с другом. Каждый участник пишет свое имя на карточке.

- Я попрошу встать вас в круг. Мы будем передавать перышко, и при этом называть свое имя. Вместе с именем называем природное явление, часть природы, с которым (как вам кажется) вы ассоциируетесь. Перышко надо передавать очень осторожно и аккуратно – ведь это ваш внутренний мир.

- Например, Олеся – Ветер, потому что стремится охватить большие просторы, потому что может помочь в жару и потому что не всегда рассчитывает силу.

  1. Упражнение «Мои ожидания»

Цель: осознать и определить, что каждый участник ожидает от тренинга и сравнить свое ожидание с другими.

Каждый участник на отдельных клейких листочках пишет свои ожидания от этого тренинга в целом, что хочет получить, что его привело на встречу. По кругу зачитывают, то, что написали на листочках и приклеивают на отдельный лист на стене или доску.

Предлагаю немного развить тему. По поводу чего чаще всего испытывают чувство неудовлетворённости молодые педагоги? Участники высказываются и дают свою версию.

Во-первых, это разочарование оплатой труда. Многие люди уверены, что педагогический труд малооплачиваем, но это не совсем так. Действительно, в самом начале, это не очень большая сумма, но по прошествии некоторого времени она приближается к средней заработной плате по стране.

Во-вторых, ожидание от детей прекрасного поведения и продуктивной деятельности.

В-третьих, ожидание от родителей беспрекословного доверия и признание авторитета педагога.

В- четвёртых, ожидание идеальных отношений с коллегами и администрацией.

Примите тот факт, что не все дети должны быть удобными и замотивированные на получение новых знаний, умений и навыков, всегда быть послушными, всегда посещать на ОУ с интересом и радостью и т. д. Не все родители беспрекословно должны делать то, что предлагает педагог и способствовать обучению своего ребенка. Не все коллеги будут готовы броситься к вам на помощь.

Золотое правило жизни: не переживай из-за того, что ты не в силах изменить, прими ситуацию такой, какая она есть. Ведь мы не пытаемся изменить погоду, а просто одеваемся по погоде.

Ежедневная работа педагога - достаточно большая нагрузка на психику. Из каких параметров слагается рутинная работа учителя, какими качествами должен обладать успешный, авторитетный педагог?

Многие эксперты утверждают, что профессионализм педагога складывается приблизительно из представленных качеств:

  • Меняться – признавать ошибки.
  • Развиваться всесторонне.
  • Уважение к детям и собственная самоценность.
  • Толерантность и чувство границ.
  • Понимание того, что педагог оказывает услугу, что это не смысл жизни.
  • Готовность завоёвывать авторитет реальными вещами.
  • Педагогическая интуиция (обладание наблюдательностью и знаниями психолога, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей);
  • Творческий подход ко всему: самокритичность, самоирония, саморазвитие…

Одним словом, педагог должен быть интересен детям, привлекать к себе внимание, побуждать к лучшему, уметь руководить и делегировать. Педагог не может быть в роли хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается личность ребенка, стараться вести за собой, стимулировать развитие личности подрастающего поколения, повышать мотивацию к обучению.

Беседа. Какое качество вы считаете особо важным в этом списке? Почему? Этот список можно дополнить. (ответы)

  1. Упражнение – разогрев «Вездеход» (10 мин)

Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии, создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, снятие напряжение, сокращение дистанции в общении.

Участники передвигаются по комнате и внимательно слушают задания ведущего. В соответствии с заданиями выполняются и проигрываются различные действия.

«Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…

Снежное поле, пронизывающий зимний вечер… И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой… Но очень холодной, градусов восемь – десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполнено пространство… Нет, показалось!» [4].

  1. Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости (авторы: Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Приложение 1.

  1. Анкета молодого педагога

Приложение 2.

  1. Упражнение «Мои профессиональные планы»

Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.

Начать процедуру можно следующим образом:

1. «Прошлое, настоящее и будущее».

Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями. После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки.

Вопросы, которые могут задаваться:

• Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?

• Какая между ними связь?

• Чем отличаются рисунки участников? и т. д.

2. Упражнение «Хорошо и плохо»

«Я предлагаю вам назвать несколько профессионально качеств учителя и записать их на листах бумаги. По кругу каждый участник выскажет свое мнение о данном качестве. При этом первый участник свое высказывание начинает со слов «хорошо быть (выбранное качество, потому что …», а следующий участник начинает со слов «плохо быть (выбранное качество, потому что…» и так далее попеременно. Проводится 2 круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную и негативную сторону качества».

3. «Значимые профессиональные события в прошлом и наиболее желанные в будущем».

Каждому участнику предлагается представить свою профессиональную жизнь и найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем. При обсуждении делается акцент на события, ожидаемые в будущем.

Вопросы для обсуждения:

• От кого зависит возможность осуществления этих планов?

• В какое время они должны произойти?

• Что может помешать тебе осуществить свои планы?

• Если эти события не произойдут, что ты будешь чувствовать? и т. д. Желательно, чтобы каждый участник группы принял участие в этой процедуре.

Основной смысл данного тренингового действия – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее. Когда человек вслух формулирует собственные цели, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства выполнить их. При этом эффект будет более высоким, если профессиональные перспективы каждого участника зафиксировать еще и на бумаге.

  1. Притча «Почему бьётся оконное стекло»

Спросил как- то учитель троих своих учеников:

-Почему бьется оконное стекло, когда в него бросают камень?

-Потому, что камень тяжелый, – отвечал один из них.

-Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.

-Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий.

-Никто из вас троих не дал правильного ответа, братья мои!

Потому что окно было закрыто!

Так и в жизни Друзья. В жизни каждого из нас есть шанс на успех, удачу, счастливую жизнь, но в большинстве случаев наше окно закрыто.

Научитесь идти по Пути с открытыми сердцами, и ни одна вражеская стрела не разобьет их, проходя навылет сквозь тонкую ткань души…

3. Напутствие

Раскрывайте свой творческий потенциал

Этому может способствовать осознание своей позиции, которую вы занимаете по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций.

  1. Рефлексия по кругу.

Упражнение «Шкатулка ценностей»

Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу передаётся шкатулка и участникам предлагается написать и положить в нее «ювелирные ценности» профессиональный пожелания«Ювелирные ценности» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.

• Подвести итоги тренинга.

• Выяснить, сбылись ли ожидания участников.

• Оценить уровень заинтересованности и удовлетворенности.

Участники делятся впечатлением от тренинга.

Домашнее задание google-form анкета и тест (в случае непрохождения на занятии).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

Поступление на работу в ОУ:

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

Посвящение в должность учителя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б. Летать летаю, а сесть не дают.

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

В. Как ступил, так и по уши в воду.

Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других – и сам поймешь.

В. Ехала кума неведомо куда.

Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

Участие в педагогических советах в ОУ:

А. Живет и эта песня для почину.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

В. Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость:

для ответов типа "А" – нормальная.

для ответов типа "Б" – неустойчивая.

для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для молодого педагога (Текущая диагностика) 

Уважаемый педагог! С целью изучения проблем, возникающих на начальном этапе профессиональной деятельности начинающего педагога, просим Вас ответить на предложенные вопросы анкеты. Выберите тот вариант ответа, который соответствует именно Вам. Нужное подчеркнуть. Нам очень важно знать ваше мнение. Заранее благодарим Вас. Ф. И. О___

1. Какие чувства Вы испытываете (ли) в период адаптации в первое время работы в ОУ?

Тревожность, неуверенность в своих силах

Пессимизм, чувство собственной неполноценности

Повышенная утомляемость, снижение работоспособности

Страх перед воспитанниками

Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки

Эмоциональный упадок

Другое ___

2. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?

Да, изменилось в лучшую сторону

Да, изменилось в худшую сторону

Нет, осталось прежним

Затрудняюсь ответить

Другое ___

3. Что делается в образовательном учреждении для молодых педагогов?

Закрепление за молодыми преподавателями наставника – педагога

Консультации и помощь, предлагаются молодому педагогу со стороны педагогов со стажем

Оказывается помощь со стороны администрации и методиста образовательного учреждения

Направляют в другие ОУ на МО

Организована школа молодого педагога

Другое ___

4. Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?

Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности

Нет, трудностей практически не возникает

Затрудняюсь ответить

5. Что для Вас является основными трудностями в процессе адаптации к новой социально-профессиональной деятельности?

Неожиданное посещение занятия заведующим или старшим воспитателем

Разговор с администрацией по поводу возникающих проблем

Знакомство с родителями детей, проведение родительного собрания

Индивидуальная беседа с родителями воспитанников по различным поводам

Взаимодействие с детьми в процессе организации непосредственно-образовательной деятельности

В процессе организации самостоятельной деятельности

Переживание неуверенности в своей профессиональной подготовке

Разработка документации (планирование, конспекты и т. п.) Другое___

6. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

Да

Нет

Частично

7. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите? ___

8. Представляет ли для вас трудность (да/нет):

Подбирать для детей задания различной степени трудности, ориентируясь на их индивидуальные особенности_

Организовывать сотрудничество между детьми ___

Подбирать оптимальные методы и приемы для проведения занятия ___

Мотивировать детей, активизировать их внимание в процессе совместной деятельности ___

Создавать проблемно-поисковые ситуации в зависимости от цели деятельности ___

другое (допишите)___

9. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение (пронумеруйте в порядке выбора):

самообразование

семинарам-практикумам

курсам повышения квалификации

мастер-классам

творческим лабораториям

индивидуальной помощи со стороны наставника ОУ

школа молодого педагога

другое (допишите)___

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).

Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"

Интересное занятие с увлекательными упражнениями......

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…»

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…». Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях введения ФГОС....

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».

        Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...

Психологическое занятие с элементами тренинга "Подготовка к ЕГЭ"

Разработанное мною психологическое занятие с элементами тренинга позволяет старшеклассникам отработать стратегии поведения в период подготовки к егэ, обучиться навыкам саморегуляции и самоконтроля....

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...