Мастер-класс на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий»
учебно-методическое пособие

         Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_berezhnoy_e.n.docx53.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Повышение эффективности современного урока через     применение современных образовательных технологий».

Подготовила: Бережная Е.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Благодарновская СОШ»

Вызов.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Одна китайская народная мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об эффективности современного урока.

Определение темы и цели мастер-класса.

Что это такое: проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат? (Педагогическая технология)

Тема: «Повышение эффективности современного урока через     применение современных образовательных технологий».

 Я  предлагаю  Вам  обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос « Ваши  ожидания от совместной  нашей работы по данной теме».

Познакомиться с опытом других учителей.

Узнать новое.

Увидеть интересные методические приемы.

Пообщаться с коллегами.

Приятно провести время.

Обменяться опытом.

Приобрести методические разработки.

Актуализация  знаний.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Сегодня  в  условиях современного  общества необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности,  в  процессе  которой  идет  развитие.

Опираясь  на    исследования  психологов,  можно  с  уверенностью   сказать, что сегодня в основе урока лежит системно - деятельностный подход.

Что  же  означает  системно -  деятельностный  подход в   обучении?

Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Научиться  плавать  можно  только  в  воде,  а  научить  действовать  только  в  процессе   деятельности”.

Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка,    научить  учиться,  чтобы  ребенку  хотелось  учиться.

Таким образом, ключевыми  словами  в  характеристике системно -  деятельностного подхода являются  слова:  искать,  думать,  сотрудничать,  приниматься  за  дело,  адаптироваться.

        Расшифруем:

ИСКАТЬ – опрашивать  окружение,  консультироваться  у  учителя,  получать  информацию;

ДУМАТЬ – устанавливать  взаимосвязи  между  прошлыми  и  настоящими  событиями,  критически  относиться  к  тому  или  иному  высказыванию,  предложению,  уметь  противостоять  неуверенности  и  сложности,  занимать  позицию  в  дискуссиях  и  вырабатывать  своё  собственное  мнение,  оценивать  социальные  привычки,  связанные  со  здоровьем,  а  так  же  с  окружающей  средой,  оценивать  произведения  искусства  и  литературы;

СОТРУДНИЧАТЬ – уметь  работать  в  группе,  принимать  решения,  улаживать  разногласия  и  конфликты,  договариваться,  разрабатывать  и  выполнять  взятые  на  себя  обязанности;

ПРИНИМАТЬСЯ  ЗА  ДЕЛО – включаться  в  работу,  нести  ответственность,  войти  в  группу  или  коллектив  и  внести  свой  вклад,  доказать  солидарность,  организовывать  свою  работу,  пользоваться  вычислительными  и  моделирующими  приборами;

АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать  новые  технологии  информации  и коммуникации,  стойко  противостоять  трудностям,  находить  новые  решения.

Этому  способствуют  активные  формы  и  методы  обучения,  используемые  нами  на  уроках,  к  ним  относятся:

-  игра, (различные  виды  игр);

-  проблемная  ситуация;

-  обучение  через  деятельность;

-  групповая  и  парная  работа;

-  «оценочная»  деятельность  учащихся (результат).

-Проектная  и  исследовательская деятельность   и т.д.

         Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. И наиболее актуальными становятся педагогические технологии:

  • Проблемно-диалогическая технология
  • Технология развития критического мышления
  • Кейс-технология
  • Исследовательская технология обучения
  • Информационная технология
  • Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
  • Проблемно-развивающая технология
  • Технология модульного обучения
  • Здоровье-сберегающая технология
  • Личностно-ориентированная технология
  • Технологии игрового обучения

        

          Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология – это обучение действием.

Кейс - технологии метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. игровое проектирование; метод дискуссии.

С применением кейс-технологий на уроках русского языка и литературы содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, отводится больше времени для группового и межгруппового взаимодействия на уроках. Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.

Например, на уроке в 9 классе при изучении повести «Бедная Лиза» перед учащимися ставлю кейс-задачу: предложите свой вариант решения проблемы между главными героями, если бы события происходили в 21 веке.

Мог бы Чичиков подобную аферу провернуть в наши дни?

1кейс:

Орфограмма: «Правописание ЦЫ или ЦИ в словах»

Вопросы:

Составьте алгоритм правописания слов с этими орфограммами.

Назовите слова исключения.

Приведите примеры таких слов.

2 кейс:

Орфограмма: «Правописание букв О или Ё в корне после шипящих»

Вопросы:

Составьте алгоритм правописания слов с этими орфограммами.

Назовите слова исключения.

Приведите примеры таких слов.

Проектная деятельность

     Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность, учатся анализировать, делать выводы, осваивать терминологию, приобщаться к культуре исследования, расширять кругозор, повышать эрудицию.

      Немаловажным аспектом метода проекта являются воспитательные цели: терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к суждениям других учеников, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы.

     Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм  действий:
1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.


   Этот алгоритм  помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

     При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Большую помощь в работе над проектами оказывают информационно-коммуникативные технологии и  ресурсы Интернета.

    Повысить интерес к предмету, дать возможность раскрыть потенциал своей личности позволяют уроки, на которых проходит защита творческих проектов. Выбор темы проекта дает возможность каждому реализовать свои творческие способности.

     

п/п

Тематика проектов по русскому языку  и литературе

Классы

1

Красна речь пословицей

5

2

Малые жанры фольклора

5

3

Русская народная тематика в курсе математики 5 класса

5

4

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).

5

5

"Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.

5

6

Литература и мой край.

5

7

Песни огненных лет.

5

8

Русская азбука

5

9

Буква Ё и проблемы ЕЁ

5

10

Про тех, кого не стало (исчезнувшие буквы русского алфавита)

5

11

Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.

6

12

Быт и нравы русского дворянства(на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести Белкина»)

6

13

Образ няни в жизни и творчестве Пушкина

6

14

Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса»

6

15

«Портрет русской красавицы»

6

16

Прозвища моих одноклассников и их значения.

6

Имена прилагательные в названиях произведений.

6

17

Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

7

18

Говорящие фамилии в произведениях писателей.

7

19

Памятники литературным героям.

7

20

Какие существуют литературные премии сегодня.

7

21

Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования

8

22

Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов

8

23

Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.

8

24

Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы

8

9

25

Особенности поэтического языка «Горе от ума».

9

26

Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

9

27

Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина

9

28

Книжные полки Онегина

9

29

Образ собаки в литературе XX века

9

30

Таланты и гордость земли алексинской

9

31

Для чего нужны правила?

9

32

Коммуникативная функция подростковой анкеты

9

33

Что читают герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

10

34

Вооружение русской и французской армий в романе Толстого «Война и мир»

10

35

Образы деревьев в русской поэзии 19в

10

36

Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе

10

37

Герой-правдоискатель в литературе конца 20-начала 21 в

10

38

Крым – жемчужина России

10

39

Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?

10

40

А. Пушкин в лирике А. Ахматовой.

11

41

Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

11

42

Роль снов в литературных произведениях.

11

43

Развитие жанра антиутопии в литературе 20в.

11

44

Средства речевой выразительности в различных типах политического текста( на материале предвыборных публикаций)

11

45

Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.

11

46

Телевидение и литература: что окажется сильнее?

11

                                               Технология дебатов

Дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:

-четкость и конкретность формулировки;

-однозначность понимания;

-перспективность для обсуждения;

-значимость для воспитанников.

           Организация дебатов на уроке

     Обычно дебаты для учащихся старшего школьного возраста (9–11-е классы) организуются следующим образом:

– в дебатах участвуют 2 команды по 3 человека в каждой; обсуждается заданная тема, при этом одна команда (утверждающая сторона – У1, У2, У3) подтверждает тезис, а другая(отрицающая сторона – О1, О2, О3) его опровергает;

– обсуждение происходит в соответствии с регламентом игры, за соблюдением которого следит специально назначенный человек;

– каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументов, поддержек и доказательств, с помощью которых пытается убедить судью в своей правоте;

– каждому участнику предоставляется возможность отвечать на перекрестные вопросы оппонента.
– каждый раунд
 дебатов судит судейская коллегия, состоящая из нечетного числа судей.

     По ходу игры заполняется судейский протокол, в котором фиксируются все аргументы и контраргументы команд, а по окончании дебатов – победа одной из команд.

     Разумеется, проведению дебатов должна предшествовать большая подготовительная работа. Первый этап подготовки – это формулировка темы. Тема должна затрагивать значимые проблемы, быть актуальной, представлять интерес для сторон и, наконец, быть пригодной для спора.

     Дебаты, как всякий вид игровой деятельности, могут эффективно использоваться на любом этапе систематизации знаний

Темы, предлагаемые для обсуждения на уроках русского языка

1. Для того чтобы стать грамотным человеком, не обязательно изучать фонетику (морфемику, морфологию, синтаксис).

2.  Современное состояние русского языка характеризуется «загрязнением языковой среды».
3.  Вполне допустимо употребление жаргонной и нецензурной лексики на страницах художественных произведений.

4. Мягкий знак на конце слов после шипящих согласных вовсе не нужен.

5. Не нужно выделять местоимение (числительное) как часть речи.

6. Такая часть речи, как «категория состояния», в русском языке не существует.

7. Заменит ли компьютер книгу?

8. Нужно ли использовать устаревшие слова?

Темы, предлагаемые для обсуждения на уроках литературы

1. Катерина – луч света в темном царстве?

2. Чацкий – победитель или побежденный?

3. Печорин не способен любить.

4. В трагедии Раскольникова виноват сам герой.

5.  Счастливая жизнь Базарова и Одинцовой возможна

6. Базаров – герой своего времени.

 

  На мой взгляд, уроки с применением технологии дебатов эффективны:

-они создают условия для принятия школьниками многообразия действительности;

-способствуют формированию умений и навыков работы с источниками, справочной литературы;

-развивают монологическую речь – учат критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать свою точку зрения;

-учат слушать и слышать не только своё, но и чужое мнение;

-учат работать сообща ради достижения общей цели;

-учат корректно общаться.

     Хочу отметить, что во время подготовки и проведения дебатов раскрываются индивидуальные способности школьника, его личный потенциал. На таких уроках своё мнение, по моим наблюдениям, высказывают даже те обучающиеся, которые ранее публично выступать не решались.

     Такие уроки возвращают ребёнка к книге, к первоисточнику: они понимают, что без знания текста, теории критически мыслить нельзя.

                                                     

Игровые технологии

     Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка и литературы является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

     Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка и литературы способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

     В своей практике широко использую:

-словесные игры: «Шарады», «Омонимы и многозначные слова», «Паронимы», «Третий – лишний (архаизмы, славянизмы, заимствованные слова)», «Редактор», «Переводчик», «Анаграммы»;

-литературные игры – путешествия, например, «Сказочное царство Пушкина»;

-викторины по «Слову о полку Игореве», «Юные знатоки словесности»;

-урок-викторина

-урок-игра «Былинные герои»;

-интеллектуальная игра "Это что за невидаль: «Вечера на хуторе близ Диканьки?»;

-интеллектуальные КВН по мифам, сказкам, произведениям;

-интеллектуальная игра «Умники и умницы»; «Своя игра».

Например:

  1. Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.

1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.

(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)

2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.

(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)

  1. «Конкурс дикторов».Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенный текст.

 «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.

Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов».

  1. Вопросы-шутки.

Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).

Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».

Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл».

Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.

Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда».

Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая».

                                Информационно-коммуникативные технологии

 Компьютерные технологии на уроках предполагают:

использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;

интенсивное использование компьютеров как инструмент повседневной учебной работы учащихся и педагогов;

реализацию межпредметных связей русского языка и литературы с другими учебными предметами;

разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов;

обучение учащихся методом коллективного решения проблем;

поиск и обработку информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;

использование электронных грамматических таблиц для выполнения орфографических, пунктуационных и других упражнений;

работу с текстом в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ;

быструю и точную проверку знаний ;

подготовку учителей к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения.

     Пожалуй, нет преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение со школьниками было увлекательным и эмоциональным, который не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным и ярким и увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Решение данных вопросов нахожу в применении информационно-коммуникационных технологий, формирующих познавательную потребность обучаемых.

                                 

     Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.   ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.  ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

     Преимущества применения данных технологий в обучении  очевидны:

1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);  

2) закрепление изложенного материала (тренинг; разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии типа «Кирилл и Мефодий», развивающие программы);

5) проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц;

6) использование современных Интернет-ресурсов;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.). 

 

     На уроках русского языка и литературы я применяю

  • наглядные пособия;
  • презентации учебного материала по различным темам;
  • видеофильмы и видеоклипы, авторские и созданные мной и учащимися;
  • аудиофайлы

    Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения учащимися, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.

    Известно, что человек мыслит образами, запоминая 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного. Из одновременно увиденного и услышанного в памяти остается 50–70%. Применение текста, цвета, графики, анимации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды; возрастает объём полученной информации, углубляется её восприятие и повышается качество усвоения.

     ИКТ использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

     Педагогические мастерские

Мастерская – необычная форма проведения урока – получила развитие в практике французских педагогов, представителей группы нового образования (П.Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.). Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.

В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе.

Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что мастер (учитель) создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения; включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы); работая вместе с учениками, мастер равен ученику в поиске знания; мастер не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят.

Официальное оценивание работы ученика (не хвалят, не ругают, не выставляют отметок в журнал) исключается, но социализация, представление работы всему классу дает возможность самому ученику оценить ее достоинства, изменить или исправить.

Одной из особенностей работы мастерской является то, что учитель как оратор, рассказчик, разъяснитель нужен ученикам лишь тогда, когда самостоятельный поиск не завершается открытием. Однако открытия непременно ждут ученика в мастерской. Сверяя  свои старые знания по какой-то проблеме с новым знанием, которое он «добыл» сам, ребенок раскрывается, начинает верить в свои возможности. И это главное.

Этапы и алгоритм технологии мастерских:

В структуре большинства мастерских присутствуют некоторые этапы. Последовательность и количество данных этапов может быть разное.

1.      Индукция (наведение). Создание определенного настроя — эмоционального, интеллектуального (с опорой на зрительную, слуховую, моторную, эмоциональную память), включая подсознание личного отношения к предмету обсуждения. Самоконструкция – диалог ученика с самим собой. Индивидуальная работа по заданию, вопросу, проблеме, поставленных в любом виде.

2.      Социоконструкция. Групповая работа по решению определенной проблемы, выполнению задания.

3.      Социализация – «обнародование». Выступление всех членов каждой малой группы и мастера с вариантами решения обсуждаемой проблемы. Работе малой группе может предшествовать работа в паре.

4.      Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущих к осознанию учащимся неполноты, неточности своего познания.

5.      Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формул.

6.      Разрыв – кульминация творческого процесса. Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Внутренне осознание каждым участником мастерской неполноты своих знаний или их несоответствия новому, увиденному, представленному, понятому. Появляется информационный запрос. Суть этой концепции в том, что она предполагает одновременно отказ от старого и сотворения нового.

7.      Работа со словарями, справочниками. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы.

8.      Рефлексия. Размышление о своем внутреннем состоянии; самоанализ деятельности, состояния и полноты знаний, потребностей в дальнейшей деятельности.

9.      Афиширование – представление работ на общее обозрение.

Мастерская «Кратко и ясно – оттого и прекрасно» (Учимся сжатию текста) в 9 классе. (Приложение )

Здоровьесберегающие технологии

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Большое значение имеет организация урока, поэтому строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта не только объясняем орфограммы, пунктограммы, но и проводим морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе делаю в течение урока игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты).

Стараюсь  вызывать положительное отношение к предмету, общаюсь с детьми доброжелательным и эмоциональным тоном. При планировании урока включаю зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров:

1. Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана.

Например, на уроке развития речи по картине А.М. Герасимова (6 класс) предлагаю учащимся физминутку для глаз. Дети следят за появляющимися на экране дождевыми каплями, время такой зарядки-1-2 минуты.

2.Разрядка с использованием различного вида движения.

Для глаз и шейного отдела провожу гимнастику  «Бинокль».  Предлагаю детям отыскать, например,  наречие.

- Возьмите в руки бинокли. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль. Какие наречия отыскали? Приведите примеры.

Слуховой диктант с сигнальными карточками. Дети поочередно поднимают вверх то правую, то левую руки в зависимости от ответа.

3. Музыкальные паузы.

Рефлексия. Прием «Незаконченное  предложение»

Представите, что сегодняшний день вы     провели не  здесь  в  здании   школы, а  в ресторане и теперь директор ресторана просит Вас  ответить на несколько вопросов:

   – Я съел бы еще этого…

   – Больше всего мне понравилось…

   – Я почти переварил…

   – Я переел…

   – Пожалуйста, добавьте…

Подведение итогов .

Закончить своё выступление мне бы хотелось словами английского политика Уильяма Уорда (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), которые, ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными: «Посредственный учитель излагает.  Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Главное , что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление

«комфорт» –это обстановка,. обеспечивающая удобство , спокойствие, уют.

 

( Работа в группах.  Розданы словари, энциклопедии. Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетание «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»)

 

Результат работы групп.

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача , оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

Мы с вами делаем погоду в классе.

Отсюда – мои «пусть пожелания»:

  • Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.
  • Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.
  • Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
  • Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.
  • Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.
  • Пусть светит в вашем классе радуга открытий.
  • Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.
  • Пусть совсем «не грянет буря» в вашем классе.
  • Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.
  • Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.
  • Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света.
  • Пусть учитель будет в классе солнышком. И пусть вашим лозунгом будет:

 «Учить всегда, учить везде,
До дней последних донца! 
Учить – и никаких гвоздей! 
Вот лозунг мой – и солнца» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности повышения эффективности учебного процесса с применением современных педагогических технологий.

Современный этап развития образования требует  интенсивного поиска нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы ЗУНов - знаний, умений и навыков. Поиском путей повы...

Статья на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»

В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а...

Повышение эффективности урока через применение современных образовательных технологий

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня, в условиях распространения коронавирусной инфекции, каждый педагог ищет наиболее эффективные п...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...