Деловая игра (для педагогов) "Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Щербакова Анастасия Сергеевна

повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_pedagogov.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок»

Деловая игра

(для педагогов)

"Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста"

Воспитатель:

Щербакова А.С.

Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада.

Задачи:

  • Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
  • Повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно-ролевой игры
  • Способствовать творческому поиску

Оборудование: столы и стулья для команд - участников, карточки с вопросами и заданиями, мяч, смайлики-фишки, 2 авторучки, 2 листа бумаги.

Ход игры

Сегодня мы с вами поговорим о сюжетно – ролевой игре в системе образования детей дошкольного возраста, о разнообразных формах и методах подготовки к данным играм, рассмотрим педагогические ситуации, проведем конкурс капитанов.

Вам известно, что сюжетно-ролевая игра – естественная форма деятельности ребенка, в которой ребенок познает мир, самого себя, учится взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками, познает нормы человеческих взаимоотношений. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

 Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку научиться вежливости, добру, подготовиться к школе, совершать элементарные действия. Если сюжетно-ролевая игра организуется на методически грамотном уровне, то ребенок входит во взрослую жизнь постепенно, без кризисов и конфликтов.

Итак, начинаем деловую игру. Первое задание будет следующим:

Под быструю музыку мяч передается из рук в руки. По окончании музыки, в чьих руках остается мяч, тот отвечает на вопрос:

Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. (замысла)

Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)

Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры ….. (мышление, воображение, память)

Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)

Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)

Назовите общественно-политические сюжетно- ролевые игры ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

 Продолжаем игру, в течение которой вы будете зарабатывать смайлики за правильные ответы. Необходимо разделиться на две команды, выбрать капитанов команд.

 2-е задание: «Виртуозы»: Командам выдаются листок и ручка. Необходимо за ограниченное время перечислить как можно больше сюжетно-ролевых игр, и к каждой перечисленной игре по 5 атрибутов. Побеждает команда, перечислившая наибольшее количество.

3-е задание: «Лучший практик». Каждой команде предлагаются карточки с педагогическими ситуациями. Необходимо ответить на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 смайл.

1 команда:
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в сюжетно-ролевую игру "Больница".
" Я буду доктором", - говорит Ваня. "Ты вчера был доктором. Ты каждый день доктор ", - запротестовали Маша и Кирилл.
Вопросы:

Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

2 команда:
Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Шоферы» (руль, инструменты).  "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.
Вопросы:

Как поступить воспитателю в данной ситуации?

Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

1 команда
Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.
Вопросы:

Какова должна быть реакция педагога?

2 команда

Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

Вопросы:

Как поступить воспитателю?

1 команда
Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых.

Вопрос:

Как должен отреагировать на это воспитатель?

2 команда

Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается.

Вопросы:

Как должен поступить в этом случае воспитатель?

Как правильно вовлечь девочку в игру?

4-е задание: «Знатоки программы» Определите, какой возрастной группе соответствует программное содержание игры.

- Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

(от 1,5 до 3,5 лет)

- Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником.

(от 3 до 4 лет)

- Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

(от 4 до 5 лет)

- Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением.

(от 5 до 7 лет)

5-е задание: «Слова» Каждая команда получает лист бумаги, на котором записано слово в вертикальном положении «Сюжетно – ролевая игра». За две минуты игроки должны составить больше слов или словосочетаний по теме «Сюжетно-ролевая игра» из букв слов, содержащихся на листе. За каждое правильно образованное слово команда получает 1 смайл.

Подведение итогов. Подсчет результатов.

Наша деловая игра подошла к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.

Можно смело сказать, что несформированность игры как ведущей деятельности негативно отразится на психологической готовности детей к школе. Вместо того, чтобы с желанием перейти к следующей ведущей деятельности – учебной, дети предпочитают играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...

Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"

Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...

Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....

Игры и развлечения для детей дошкольного возраста с ОНР учителя-логопеда Судаковой Н.Д. ГБОУ СОШ №1265, дошкольное отделение №3.

В статье обоснована необходимость использования игр и развлечений в коррекционной работе с детьми-дошкольниками с ОНР, представлены разнообразные игры по разным разделам программы , дан образец досуга...

Программа профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательной системы у детей дошкольного возраста "Здоровячок-Сибирячок"

Цель: Создание и реализация условий  в ДОУ, для коррекционно-оздоровительной и профилактической работы с детьми , имеющими нарушение в физическом состоянии здоровья         ...