мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие стратегического мышления через технологию каркасного конструирования»
методическая разработка

Щербакова Анастасия Сергеевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ по ипользованию синельной проволоки для конструирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Знаменский детский сад «Теремок»

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Развитие стратегического мышления через технологию каркасного конструирования»

Воспитатель: Щербакова А.С.

2023г.

1 слайд.

    Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Развитие стратегического мышления через технологию каркасного конструирования».

2 слайд.

     Наш мастер-класс я хотела бы начать со слов Людмилы Викторовны Куцаковой: «Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь».

3 слайд.

     Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности.

Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является конструктивно – модельная деятельность, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка. Наш детский сад работает по инновационной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2021 года выпуска, где конструктивно-модельная деятельность является частью образовательной области «Познавательное развитие».

4 слайд.

     Выделяется два вида конструктивно - модельной деятельности: техническое и художественное.

     В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации из сказок, мультфильмов используя разнообразный строительный материал.

     В художественном конструировании дети создают образы, передавая не только структуру, но и характер персонажа цветом, фактурой, формой используя природный и бросовый материал.  

Существует несколько форм организации конструирования:

  • по образцу;
  • по модели;
  • по условиям;
  • по чертежам и схемам;
  • по замыслу;
  • по теме.

Еще существует каркасное конструирование. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом, как центральным звеном постройки, поделки. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса. Конструирование такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя разные дополнительные детали.

Уже на этапе освоения основных способов конструирования возможна постановка задач на развитие элементов стратегического мышления. Стратегиальность деятельности может быть связана с:

введением проблемных заданий («Как сделать так, чтобы у всех получились неодинаковые, разные овощи?»);

использованием метода действий по аналогии («Я напомню вам, с помощью каких приемов можно сконструировать мост. Выбирайте тот прием, который больше всего подходит под ваши условия, и подумайте, что в нем можно изменить, чтобы улучшить конструкцию»);

использование метода сюжетного конструирования и др.

Для развития стратегического мышления детям предлагаем конструктивную задачу, но без описания приемов и способов ее решения.

     При разнообразии современных материалов, которые используются в художественном конструировании можно выделить такой уникальный материал, как синельная проволока.  

5 слайд.

     Синельная проволока - это полезный и универсальный материал, который можно использовать буквально во всех видах прикладного творчества. С ней легко и приятно работать - она легко гнется, отлично держит форму, крепится к большинству поверхностей, и даже ребенок может разрезать ее с помощью обычных ножниц. По сути - это своеобразный готовый конструктор. Эту проволоку называют еще пушистой, мохнатой, шениллом.

6 слайд.  

     Пушистая проволока бывает разной длины, разных цветов, в том числе полосатая и блестящая, имеет одинаковую толщину по всей длине или ее тонкие части чередуются с широкими.

7 слайд.

     Уникальность данного материала состоит в том, что:

  1. он легко принимает любые фиксированные формы.
  2. многообразен цветами и оттенками.
  3. Тактильно привлекателен для ребёнка.
  4. развивает синхронную работу рук.
  5. Этот замечательный материал дает бесконечный простор для фантазии ребенка, он безопасен, так как не бьется, забавные мягкие игрушки и поделки получаются гибкими и не занимает много места.

      Совокупность этих факторов позволяет использовать данный материал в работе с детьми уже с младшего дошкольного возраста.

8 слайд.

     Работа проходит   в четыре этапа. Последовательно, через усложнение деятельности: начиная от знакомства с синельной проволоки до изготовления   композиции.                        

9 слайд.

     На протяжении всех этапов используются разнообразные формы, методы и приемы работы с дошкольниками, которые вы можете прочитать на слайде. Работу с синельной проволокой можно организовать как в самостоятельной деятельности детей, так и в совместной деятельности с педагогом во всех образовательных областях.

10 слайд.

      Сам процесс конструирования из синельной проволоки способствует формированию познавательных функций имеющие первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения дошкольников, а именно умению анализировать, сравнивать, проявлять находчивость, выдумку, работать в коллективе, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение. Педагог может изготовить различные дидактические игры.

11 слайд.

     Например, для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук такие как: «Подарим солнышку лучи», «Зигзаги», «Колечки для клоуна».

     В них дети в игровой форме закрепляют полученные знания.                        

12 слайд.

     Из синельной проволоки легко создавать всевозможные фигурки: плоские и объемные, например; мебель, животные.

13 слайд.

     Яркими и запоминающимися станут поделки, отражающие темы календарного планирования и проектной деятельности.

14 слайд.

     Пушистую проволоку можно комбинировать с другими подручными и природными материалами. Для придания пушистой проволоке нужной формы удобно использовать карандаши, цилиндры.

15 слайд.

     Старшие дошкольники в сюжетно-ролевой игре «Школа» могут с удовольствием выполнять «задания учителя» - например: изготавливать из проволоки нужную букву.

16 слайд.

     Или геометрические фигуры и цифры.

17 слайд.

     Уважаемые коллеги! Приведем пример по совместному конструированию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием приемов развития стратегического мышления. Ознакомление с окружающим миром на тему «Насекомые». Предлагаю изготовить одного представителя по этой теме: «Гусеница»

18 слайд.

     Для работы нам понадобится 2 проволоки разных цветов, карандаш и глазки.

     Берём 2 проволоки и искручиваем начиная с краев, вот таким образом, это очень хорошее занятие для мелкой моторики рук, скручиваем немножко, не доходя до краёв, нам нужно оставить два краешка для усиков нашей гусеницы.

19 слайд.

     Теперь берём карандаш, заточенной стороной в правую сторону и накладываем гусеничку усиками к верху.

     Начинаем наматывать по спирали плотными кольцами подходя к краешку, главное, чтобы наш хвостик стал утончаться, для этого мы и взяли заточенный карандаш.

     Немного сдвинем гусеничку и накручиваем до самого края, чтобы хвостик получился тоньше.

20 слайд.

     Снимаем нашу гусеничку с карандаша, вот такая она у нас получилась, расправляем рожки к верху, кончики рожек закручиваем немного внутрь, на основании рожек у нас получится личико.

21 слайд.

     Теперь берем глазки и приклеиваем

22 слайд.

Еще можно изготовить таких насекомых, как: бабочка, кузнечик, стрекоза, пчела. Посмотрите на этих насекомых и скажите, какие подручные материалы мы использовали?

А сейчас мы попробуем подвести итоги нашего мастер-класса. Для этого я предлагаю выразить своё впечатление, изготовив из проволоки сердечки и поместить их вот на это дерево, которое я сама изготовила и применяю в работе с детьми. Кому понравился мастер-класс, и информация была интересной, предлагаю изготовить сердечки -  красного цвета. Кто знаком и владеет данной техникой – изготовьте жёлтые сердечки.

         В заключение хотелось бы сказать следующее. Основным достоинством синельной проволоки является получение результата за короткий промежуток времени, в результате у ребёнка   растёт чувство собственного достоинства, повышается самооценка, развиваются элементы стратегического мышления: анализ ситуации, формулирование цели деятельности; умение действовать по аналогии, принимать решения в процессе конструирования и анализировать их эффективность.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»

Мастер-классМетодический  прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»...

Программа экспериментальной деятельности по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  Что дает применение ТРКМЧП?В процессе применения технологии развития критического мышления:·        вырабатываются общеучебные умения: умение работать ...

Презентация на тему "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Развитие критического мышления через чтение и письмо Требования ФГОС :новое качество образования Сегодня выпускник школы 21 века должен:-уметь самостоятельно приобретать знания;-применять их на п...

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....

Статья на тему: "Развитие нестандартного мышления через кроссворды и ребусы на уроках музыки".

Кроссворды и ребусы незаменимы при обучении ребенка, разгадывая музыкальные задания, ребенок закрепляет слова и понятия изучаемой предметной области....

презентация "Развитие стратегического мышления через технологию каркасного конструирования"

презентация к мастер-классу "Развитие стратегического мышления через технологию каркасного конструирования"...