Выступление на педагогическом совете «О проблеме социализации обучающихся в современной школе"
учебно-методический материал

Борзенкова Татьяна Алексеевна

          

 Дети - особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьёзностью думать о своём будущем. Нам, педагогам, необходимо понимать детей – но, не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_probleme_sotsializatsii_.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

           Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнелюбажская школа-интернат»

Фатежского района Курской области

Выступление на педагогическом совете

«О проблеме социализации обучающихся

 в современной школе"

                                                                                                   Подготовила  

Борзенкова Т.А.,

                                                                                                 воспитатель

с. Верхний Любаж, 2021г.

           

 Дети - особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьёзностью думать о своём будущем. Нам, педагогам, необходимо понимать детей – но, не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.

           Сегодня главным социальным институтом для ребенка является ШКОЛА. Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.

          Что мы понимаем под социализацией? Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ индивид становится ЛИЧНОСТЬЮ и приобретает ЗУН, необходимые для жизни среди людей.

          Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека.  Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа.

          Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната, ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом определит его дальнейшую судьбу и жизнь. Успешная социализация воспитанника – это тот результат, на который должна быть нацелена работа педагогического коллектива на протяжении всего времени обучения ребенка в школе.

           Проблемы социализации ребенка решаются через школьные традиции, нетрадиционные формы проведения уроков, классные и общешкольные мероприятия, коллективную творческую деятельность различных школьных и классных объединений, кружков и секций, общественную жизнь школы и ее сотрудничество с различными районными объединениями и организациями. Это дает возможность каждому ребенку, подростку проявить себя в полной мере, самоопределиться в выборе жизненной траектории, самоутвердиться.

           Я работаю воспитателем 6-й группы, которая сформирована из обучающихся 8 - 9-х общеобразовательных классов.     В своей работе стараюсь создать атмосферу психологической комфортности, окружить воспитанников вниманием и заботой, обеспечить эмоционально-значимое общение, организовать комплексную социально-психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития, социализацию и дальнейшее самоопределение.

        Основная цель моей работы - создание благоприятных условий для формирования личности ребёнка. Я определила основные задачи, содержание, формы и методы работы.

          Работа воспитателя предполагает выполнение следующих функций: аналитической, организационно-координирующей и коммуникативной. Конечной целью является создание модели выпускника, дающей возможность успешно адаптироваться в социуме. Добиваясь решения поставленной задачи, использую различные формы и методы работы. Это часы общения, тематические вечера, праздничные мероприятия и коллективные творческие дела, беседы о культуре поведения, о соблюдении норм элементарной нравственности во взаимоотношениях, соревнования и коммуникативные тренинги. Наиболее эффективным средством развития детского коллектива считаю коллективную творческую деятельность. Именно через неё происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, к окружающему миру.      

           Организуя повседневную жизнь детей с учётом приобретённых умений и навыков, на определённом возрастном этапе, постепенно повышается уровень требований. Дети среднего и старшего школьного возрастов уже более самостоятельно делают ремонт одежды, они могут и постирать, почистить и погладить свои вещи.  Для совершенствования навыков самообслуживания я организую практикумы: «Ногти - предмет особого ухода», «О гигиене тела», «Чистые носки», «Уход за обувью», «Уход за волосами». Во время посещения столовой формируем элементарные навыки сервировки стола, дети учатся убирать за собой посуду, вытирать столы.  В условиях интерната большое значение имеет создание уюта в спальном корпусе, в своём «жилом помещении». Дети осваивают приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме.  Как воспитатель, стараюсь благоустроить спальни с участием своих воспитанников. У большинства детей выработана потребность содержать в чистоте свой «быт» и они умеют это делать самостоятельно, проявляют свою инициативу.

            Воспитанники моей группы не нуждаются в уговорах, убеждениях, если нужно принять участие в каких-то мероприятиях, часах общения, выполнить что-то важное и т.д. Это очень активные, любознательные, коммуникабельные дети. Участвуя в различных мероприятиях, проводимых в классе, школе, они, таким образом, наполняют свою жизнь тем смыслом, тем содержимым, которое им пригодится в дальнейшей жизни. Им очень интересно то, чем они занимаются. Я направляю их, поддерживаю в их начинаниях, помогаю довести дело до конца, ведь очень важно, чтобы дети чувствовали свою значимость, стремились к познанию чего-то нового, неизвестного. При этом воспитанники учатся общению, взаимопомощи, умению слышать друг друга, умению доводить начатое дело до конца, таким образом, достигая поставленной цели.

          Практически все дети заняты во внеурочное время, и не просто заняты, а ещё и добиваются успехов, побеждая на соревнованиях, конкурсах, выставках.

           Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в интернате организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности. Воспитание трудолюбия в интернате проходит через систематическое вовлечение детей в хозяйственные повседневные занятия, где усваиваются необходимые знания, умения и навыки самообслуживания. Трудовые навыки прививаю детям через следующие виды деятельности: генеральная уборка комнат, все виды самообслуживания, участие в благоустройстве и уборке прилегающей территории школы, операция «Чистый двор». Важно, чтобы наши дети поняли, что трудолюбие - одно из главных достоинств человека, что только труд на пользу людям делает каждого настоящим человеком.

           Следующее направление по социализации воспитанников - «Безопасность жизни». Школьники учатся пользоваться электроприборами (работа с утюгом, феном, зарядными устройствами, розетками), знакомятся с техникой безопасности. Тематика проведённых бесед по безопасности жизни охватывает различные жизненные ситуации, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни: «Правила личной безопасности», «Если ты заблудился в лесу», «О пользовании мобильными телефонами», «Безопасность при работе с компьютером», «Разлив ртути», «Правила безопасности при встрече с собакой», «Пожар в квартире», «Загорелся электроприбор», «Запах газа в квартире».

           Работа по социализации воспитанников ведется в системе, а каждый из детей берёт из неё то, на что готов в зависимости от возраста, времени пребывания в интернате, психических и физиологических особенностей, возможностей личности. Педагогический коллектив школы создаёт для каждого условия для саморазвития и успешного функционирования в современном обществе. Воспитательная среда интерната учитывает особенности национальной психологии, традиционные формы и методы воспитания, помогает ребенку осознать себя личностью. В целях создания благоприятных условий для комфортного проживания и всестороннего развития личности ребенка коллектив учителей и воспитателей ведет поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "об использовании электронного журнала в школе"

С 2014 года все школы России постепенно переходят на использование электронных журналов и дневников. Дневник.ру это уникальный образовательный проект с рядом приемуществ, с которыми наша школа у...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по проблемам гражданско-патриотического воспитания

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”К.Д.УшинскийАктуальность воспитания гражданственности и патриот...

Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»

Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната,   ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль предмета социально-бытовой ориентировки в процессе социализации воспитанников школы-интерната»

В данном материале раскрывается значение предмета  "Социально-бытовая ориентировка" по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни....

Выступление на педагогическом совете с темой "Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе"

Доклад на педагогическиский совет «Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе»...

Тематический педагогический совет "Качество обучения-ключевые слова современной школы"

Тематический педагогический совет "Качество обучения-ключевые слова современной школы"...