Использование педагогических технологий на уроках технологии
материал

Трофимова Татьяна Александровна

Основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности обучающихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование педагогических технологий на уроках технологии.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Поэтому активизация познавательного интереса учащихся должна начинаться с умелого использования приемов и методов, различных средств, обеспечивающих высокую активность учащихся в учебном процессе, глубокое и полное усвоение учащимися материала, рассматриваемого на уроке. Основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности обучающихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игровая ситуация создает возможность школьнику осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию эти условия важны для укрепления психического здоровья. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся психологи, а именно Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. и др. справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.

Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

Игра издавна используется для воспитания и обучения. В одних играх на первом плане задачи трудового, умственного воспитания, в других – физического, в-третьих – эстетического, художественного.

Вообще игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями учащихся. Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей, и впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности; в игре, как и в работе, главное - постановка цели и ее выполнение. По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.

Большое значение игре придавал В.А. Сухомлинский. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – говорил известный учитель.

Жизненный опыт подсказывает: чтобы игры стали подлинным организатором жизни детей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике технологического образования было разнообразие направлений игровой деятельности. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение образовательных, воспитательных и развивающих задач – достижение дидактических целей, формирование характера, черт личности, усвоение норм жизни, отношение детей друг к другу и т.п. В играх различной направленности лучше видны возможности ребенка, его непосредственность и быстрота реакции.

О целесообразности использования игр в обучении труду, технологии существует различные мнения. Учитывая большую сложность современного содержания технологического образования и того, что учение – это дело серьезное, некоторые считают, что в обучении нет места игре. Но более обоснованным является другое мнение, сторонники которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач, поскольку задачи обучения технологии значительно шире, чем сообщение ученикам определенной суммы знаний и выработка умений применять эти знания. Необходимо подготовить детей к трудовой жизни. Фактически лишь в игре обучающиеся получают возможность трансформации окружающего мира, его технологий в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра является источником духовного удовлетворения для ученика, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социально-экономической и трудовой жизни в дальнейшем.

Среди многообразия игр на уроках технологии можно использовать:

  • сюжетно-ролевые игры,
  • игра-труд,
  • дидактические игры,
  • подвижные игры,
  • игры-забавы.

Надо отметить, что эта классификация весьма условна, так как в каждом виде игры есть трудовые элементы, но задачи у всех них различны.

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений детьми воспроизводятся социальные объекты. Психологи отмечают, что детская ролевая игра на уроках технологии является историческим образованием, важнейшим источником формирования социального этно-эстетического сознания ребенка. Также можно выделить такой вид игр, как игра-драматизация. Такие игры представляют собой исполнения с обучающимися какого-либо сюжета. Они не отражают обобщенно действия изображаемого персонажа, а воспроизводят типичные для них операции без непосредственного имитирования. Эти игры рассматривают как одну из возможных форм перехода к практической, проектной деятельности.

Игра-труд – это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием. Разновидностью игры-труда являются строительные, сюжетные игры, в которых закрепляются знания о технологии окружающего мира, где школьники усваивают самые общие действия и процессы труда.

Подвижная игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В подвижных играх, прежде всего, решаются задачи физического, трудового воспитания обучающихся. В тоже время это и хорошее средство для развития познавательных сил, прежде всего умственных процессов и нравственно-волевых качеств, совокупность которых обозначают как свойство общности. Это свойство включает способность входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, в соответствии с правилами, подчиняться требованиям детского коллектива.

В учебном процессе уроков технологии чаще всего используются дидактические игры, как средство воспитания умственной, технологической активности детей. Она вызывает познавательный интерес к процессу познания и помогает усвоить различные технологии.

Педагоги выделяют развивающие игры, которые являются одним из средств развития способностей.  

Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат. Педагоги образуют в отдельную группу познавательные игры. Эти игры предназначены для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных на уроках технологии знаний.

В познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, владений технологических умений, навыков.

В структуре игры выделены насколько элементов.

1. Любая игра имеет тему – ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре, например, «Фирма», «Ателье».

2. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре.

3. Третьим элементом в строении игры становится роль как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных обучающемуся в практическом плане; роли выполняются ими при помощи игровых действий: «швея» снимает мерки с «заказчика».

4. Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Для начального этапа свойственно соблюдение правила в игре.

5. Игровой материал и игровое пространство – наглядный материал, раздаточный материал и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли.

6. Ролевые и реальные отношения – первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли.

Важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры, ее возьмем как основную:

  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;
  • релаксационные игры - паузы.

Игровая деятельность является свободной от каких-либо ограничений, дает возможность модернизировать правила, подгонять «под себя», что играющие постоянно и делают. Игра теряет игровой характер или утрачивает его, если функциональное содержание подчиняется лишь деятельности, которую игра воспроизводит, а не отражает чисто детские досуговые интересы, уничтожает свободные порывы и связанные с ним удовольствия. Дети способны «обходить» правила игры, обманывать партнеров ради успеха. И это плутовство – скорее доказательство сущности игры, ее отличия от реальной жизни, ибо достижение в ней все-таки символическое.

Условия эффективности игры:

  • Доступность игры;
  • Добровольность включения в игру; распределение ролей с учетом желаний и индивидуальных особенностей личности;
  • Обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения и проведения игры;
  • Поощрение игровой самодеятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры возможности выразить себя, проявить свои интересы и способности;
  • Глубокое знание руководителем игры сферы, избранной для имитации; умение аргументированно строить доказательства, используя жизненные факты; стремление опосредованно руководить игрой, не применяя авторитарных приемов и не разрушая игру неумелой корректировкой;
  • Соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-технического прогресса.

Из сказанного вытекает, что игровая деятельность может активно включаться в учебный процесс. Она содействует разностороннему развитию детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф. Фребель считал, что развивать фантазию ребенка младшего возраста можно с помощью использования простого игрового материала. Он рассматривал игру ребенка как «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». «Дары» Фребеля – шар, куб, цилиндр – дидактическое средство, с помощью которого дитя устанавливает связь между внутренним и внешним миром.

Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки-соревнования, конкурсы, викторины и т.п. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определить место, направленность и форму проведения игровых уроков. Практика показала, что учителю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.

Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Игра является любимой формой работы учащихся на уроке. Лучше усваиваются те темы, в которых использовались игры. В процессе игровой деятельности учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках. Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам. У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи).

Взаимосвязи между предметными областями:

  • технология – математика, история, география;
  • технология – физика, биология, химия;
  • технология – ИЗО, МХК, музыка;
  • технология – физическая культура.

На уроках технологии большое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции. В трудовом обучении и организации общественно полезного, производительного труда учащихся следует шире использовать привлекательные для них игровые формы. Учителя в состоянии сами, но еще лучше с привлечением школьников, разрабатывать игровые сюжеты, условия. Надо только проявить больше выдумки и творчества.

Игра удовлетворяет многие потребности ребенка: потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, испытать наслаждение от самого процесса игры, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир, выразить свои желания. На уроках технологии игровые методы использовать нужно, так как игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание, в игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Использование при изучении технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, чувство времени, точность, координацию движений, пространственные представления и т.д. Так, например, на уроке по конструированию фартука при проверке знаний и умений можно провести дидактическую игру.

Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить учащимся стремление пополнить недостающие знания, совершенствовать специальные умения и навыки, необходимые для повышения творческой активности.

Создавая игровые моменты при проверке качества знаний на уроках технологии необходимо учитывать интересы учащихся.

Можно использовать игру под названием «Пазлы». Принцип игры хорошо знаком детям: картину, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить из них целое. Складывать картинки можно по образцу, т. е. имея перед собой второй ее экземпляр или без образца. Именно по этому принципу можно построить проверку знания учащимися чертежа швейного изделия.

Чертеж фартука нужно разрезать на части, перемешать и попросить учеников собрать. Естественно никакого образца у них перед глазами нет и, если ребенок не знает, как выглядит чертеж, справиться с таким заданием ему будет нелегко. Но если чертеж усвоен, то задание окажется несложным. Ученики, не подозревая, что это проверка их знаний, с удовольствием играют в «Пазлы».

Особенностью проверки знаний при помощи игры в пазлы является не только закрепление материала, но и тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, а также воспитание аккуратности и усидчивости.

В последнее время многие учителя используют на уроках кроссворды.

Кроссворд (от англ. «cross» - пересечение и “word” - слово)- задача – головоломка, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по списку определений их смысла. Реже встречаются круговые кроссворды, в которых клетки для вписывания букв расположены вокруг номера, и диагональные. Кроссворд, пожалуй, самая популярная и широко распространенная игра в мире, хотя и имеет короткую (по сравнению с другими) историю.

Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.

В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. При этом, если нет возможности размножить кроссворды, можно использовать кальку, которую накладывают на лист и выполняют решение на ней. В этом случае один и тот же кроссворд можно использовать неоднократно. Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но дают правильное определение, характеристику того или иного понятия. Лучшие работы можно показать всему классу, поощрить детей и словом и отметкой.

Важной особенностью игр с картами и карточками является то, что, используя присущий им игровой принцип, можно широко разнообразить их тематику, при этом, естественно, учитывая возраст и уровень знаний учащихся. Взять хотя бы лото. Оно может быть использовано при изучении многих тем и разделов курса.

Лото – это игра на особых картах с номерами или картинками, которые закрываются фишками. В лото с удовольствием играют учащиеся 5 – 7 классов, причем игру можно проводить как индивидуально, так и группами. Однако для более полного выявления знаний школьников лучше каждому ребенку выдавать отдельную карту.

Любая настольная игра вызывает у школьников живой интерес, если она красочно оформлена. Поэтому при изготовлении лото нужно обращать внимание на качество его исполнения. Карту вырезать из картона, аккуратно расчертить и в середину листа наклеить картинку, связанную с тематикой игры. Маленькие карточки – фишки могут быть целыми или цветными. В клетках карт указываются различные понятия, термины, обозначения мерок и т.д., а на маленьких карточках – их расшифровка, название, определение. Например, в клетке карты написано: «Прядение». Ученицам нужно найти правильный ответ на карточке – фишке («Получение пряжи из волокон») и накрыть ею соответствующую клетку большой карты. Проверка правильности ее заполнения требует достаточно много времени и внимания учителя.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. В ней обязательно есть фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают и часто помогают герою; обыкновенные, на первый взгляд, предметы оказываются волшебными и т.д. Недаром сказано: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Без фантастики не бывает сказки, а нередко она еще и поучительна, и «добрые молодцы» действительно могут извлечь из нее для себя урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия, без которого, бывает, никак не выпутаться из беды. Поэтому учащимся 5-6 классов можно предложить придумать сказки, где главными действующими лицами являются те предметы или правила, которые они изучают на уроке технологии. Например, сложно запомнить первичную обработку хлопка или льна, но с помощью сказки она хорошо усваивается. Или правила безопасности – дети обычно не понимают важности их усвоения, но если в сказке ее герой попадает в различные сложные ситуации и спасти его может знание этих правил, то ученик надолго запомнит их. Однако такое задание, как придумать сказку, да еще с определенными условиями, достаточно сложно: не у всех учащихся развиты фантазия, игра воображения, да и способность излагать свои мысли на бумаге. Поэтому можно предлагать такую работу не всем, а только по желанию.

Отношение учеников к такому заданию очень разное. Встречаются классы, где все сочиняют сказки с удовольствием, а есть такие, где готовое задание приносят 1-2 человека.

Но когда ребенок окунулся в сказку, попытался что-то сам придумать и рассказать другим, ощутил волшебное чувство веры в свои силы, в возможность совершить невозможное – все это стимулирует его умственную деятельность, развивает интерес к предмету, воображение, наблюдательность, способствует формированию интеллекта.

Игровые методы относятся к методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Сущность игровой деятельности на уроках технологии, формирование универсальных учебных действий, разработка занятий с использованием игровых средств (форм) и т.д. В современной школе игровая деятельность на уроках технологии используется в качестве элементов урока или его части. Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Изложенные выше выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее освещение проблемы использования игровых технологий на различных этапах урока.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. Волгоград, Панорама, 2006. 64 с.
  2. Иванова Е.В. Обучающая игра «Волшебный цветок» // Школа и производство.-2003.-№4,с.46
  3. Макаренко, А. С. Книга для родителей /А.С. Макаренко. – Саратовское книжное издательство, 1953. – 336 с.
  4. Макарова А.Ю. Дидактические игры для проверки знаний// Школа и производство.-2002.-№3, с.37-40
  5. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д., Март, 2002. 336 с.
  6. Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев 
    В.Д. Симоненко. – М: издат центр «Вентана-Графф», 2000. – 176 с.
  7. Шайхетдинова Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся [Электронный ресурс]/-Л.Р. Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок».-Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/522077, свободный. Загл. с экрана.
  8. Шивалин В.И. Развивающие игры и состязания на уроках тенологии. // Школа и производство.-2000.-№5, с.60
  9. Яркова И.В. Учебные игры в изучении технологии// Школа и производство.-2001-№5,с.50-52
  10. [Электронныйресурс]http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/11/15/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deystviy-uud-na-urokakh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Использование педагогических современных и ИК-технологий

Использование педтехнологий и ИКТ на уроках немецкого языка...

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках технологии"

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий" рассказывает о нескольких  технологиях, применяемых учителем на практике...

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».

Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках я стараюсь организовать активную деятельность  всех обучающихся на разных уровнях ...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...