Проектно-исследовательская деятельность в обучении географии
статья

Артюкова Татьяна Анатольевна

Возможности метода во внеурочной деятельности и на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskiy_metod_v_obuchenii_geografii.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования проектно-исследовательской деятельности

в обучение географии

     Сегодня на рынке труда востребован человек, способный овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, не только имеющий энциклопедические знания, но и умеющий их применять в конкретных ситуациях. Есть два пути формирования проектно-исследовательских навыков в педагогической деятельности. Это использование исследовательского метода:

а) в учебном процессе;

б) во внеурочной деятельности учащихся.

      В такую совместную деятельность ученик и педагог вступают при подготовке к двум общеизвестным мероприятиям, связанным с представлением результатов учебно-исследовательской деятельности: урок и научно-практическая конференция.

     Проанализировав основные параметры, стало понятно, что, обладая углубленными знаниями в отдельных предметах, дети готовы демонстрировать их на уроках. Встает вопрос, как интеллектуально развивающихся личностей сделать еще и способными к исследовательской, творческой деятельности? Как создать условия для этого? Какие средства и методы использовать? Возможно ли «энциклопедистов» сделать еще и «создателями». В этих условиях важным фактором формирования образовательной среды, обеспечивающей современное качество образования, является включение проектно- исследовательской деятельности учащихся в практику обучения. Требуется новый подход к организации занятий, направленный не только на обучение, но и на развитие учащихся.

     Я занялась разработкой внеурочных долгосрочных и среднесрочных индивидуальных и групповых проектов и исследовательских работ. Анализируя эту работу, обратила внимание на то, что, во-первых, ею заняты в основном высокомотивированные дети, которые на тот момент составляли около 15% от общего числа учащихся. Во-вторых, проектно-исследовательская деятельность, осуществляемая после уроков, вызывала значительную перегрузку учащихся, а также создала определенные технические трудности.

       Сторонники проектно-исследовательского обучения отмечают, учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса, поэтому для характеристики такого рода деятельности учащегося часто употребляется понятие учебно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства). Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

    Я считаю, что проектно- исследовательская деятельность школьников – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. Проектно-исследовательскую деятельность ученика следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде».

     Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

     Прежде чем «широко внедрять» проектно-исследовательскую деятельность учащихся в качестве инновационной, результативной технологии обучения, педагог должен определить — есть ли у него самого возможности помочь реализовать их способности, и есть ли у педагога и учащегося общая точка соприкосновения в какой-либо области, интересная для исследования.

      Реферативная работа позволяет увидеть, самостоятельно ставить и решать проблемы, уметь делать выводы, умозаключения, высказывать собственные суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать, работать с различными источниками знаний.

      Реферативная работа во многих семьях создает духовное единство ребёнка и родителя, а это, в некотором роде, решает, злободневную для подростков, проблему «отцов и детей».

     Исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность во внеурочное время приводит к развитию у учащихся творческих способностей.

      Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если той активности ребёнка не противодействовать, не пресекать её многозначительными «нельзя», «тебе рано об этом знать», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов исследований существенно расширяется. Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка — самообучение и саморазвитие.

      Собственную исследовательскую деятельность ученика следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей.

      Не менее важно и другое обстоятельство — как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность: умственная деятельность учёного, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ученика, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде».

      Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в обучении географии

Работа отражает использование новой педагогической технологии в обучении географии....

Проектно-исследовательская деятельность в обучении географии

Презентация расскрывает приемы, методы и результаты использования проектно-исследовательской методики в обучении географии на уроках и во внеурочное время...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Проектно-исследовательская деятельность в обучении географии

Представленный материал является обобщением опыта по использованию метода проетно-исследовательской деятельности в обучении  географии...

Проектно - исследовательская деятельность в обучении географии

Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведени...

Методическое пособие по теме самообразования"Проектно-исследовательская деятельность в обучении географии"

В данном материале автор пытается ответить на вопросы"Как вызвать у ребёнка потребность в проектно-исследовательской деятельности?Какова цель проектно- исследовательского обучения?Далее в данном ...