Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».
методическая разработка

Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является основополагающей целью патриотического воспитания в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_patrioticheskoe_vospitanie.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ "Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся"

Выступление на методическом объединении воспитателей

Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными

возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».

Автор: Ивашко Оксана Леонидовна,

Воспитатель

Г. Троицк

 «Знаете, что такое для меня патриотизм?

Нужно относиться к своей родине, как к своей матери. У нее много недостатков. Не всегда она правильно себя ведет.

Но она – мать» Станислав Говорухин.

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения, проблемы в стране и обществе сопровождаются пересмотром духовно- нравственных ценностей. Сейчас в общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, приземленность интересов, зачастую ограниченных потребительско -бытовой сферой.

Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является основополагающей целью патриотического воспитания в целом. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченно. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать, воспитывать любовью к родным местам. Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, страну, свою культуру и язык совершенно необходимо для нравственной оседлости человека».

Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается чувство патриотизма. А зарождается оно в семье с формирования родственных чувств к маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.

СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение   в   социально   –   гражданском   и   духовном развитии личности учащегося. Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта

любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм и культура межличностных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
  • проявление гражданских чувств;
  • гордость за своё Отечество, за символы государства;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
  • гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно

– нравственные и социокультурные компоненты.

Патриотизм   выступает    в    единстве    духовности,    гражданственности и социальной активности личности.

Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, могут подняться до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные дела и поступки.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания.

Воспитание чувства патриотизма у ребенка с ОВЗ в школе - интернате осуществляется в течение всего учебно–воспитательного процесса.

Основные направления патриотического воспитания, реализуемые в нашей работе:

Физкультурно-оздоровительное. Дает детям возможность ознакомления с народными подвижными играми и видами спорта.(Тематические Дни здоровья, уроки физкультуры, прогулки) Это направление не только способствует укреплению здоровья детей, но и посредством подвижной деятельности расширяет представления о народных спортивных играх и забавах(прятки, салки, горелки, лапта)

Краеведческое. Предусматривает - освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т. д. Осуществляется на уроках истории, на воспитательных занятиях, работе кружков дополнительного образования.(может осуществляться как конкретный проект или быть частью плана в кружковой работе)

Литературно-музыкальное. Способствует привитию детям художественного вкуса, потребности в общении с искусством, воспитание музыкальной культуры. (Осуществляется на уроках музыки, чтения, внеурочной деятельности на занятиях кружка по пению, библиотечных и воспитательных занятиях)

Экскурсионно-туристическое. Помогает в изучении особенностей родного края, окружающей природы. (Походы на природу, тематические прогулки и экскурсии, посещение музеев).

Экологическое направление. Воспитывает в детях любовь к природе, потребность в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений и животных, и первостепенно - воспитание культуры поведения на природе, на улице.(Осуществляется посредством разнообразных форм воспитательной работы)

Трудовое направление. Привитие трудовых навыков каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм. (Осуществляется через беседы, практические занятия, общественно-полезный труд, трудоустройство)

Семейное направление. Это утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной семьи. (Беседы, воспитательные мероприятия)

Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма. Наблюдения за природой родного края, экскурсии, воспитательные занятия оказывают заметное влияние на развитие патриотических взглядов учащихся, потому что Родина и природа - неразделимые понятия. Чрезвычайно важный аспект патриотизма — защита родной природы. Проявление бережного отношения к природе начинается с малого –  не мусори на улице или организуй уборку во дворе своего дома.

Использование государственных символов в патриотическом воспитании учащихся - важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности детей, целенаправленное формирование у воспитанников патриотических чувств, уважительное отношение к национальным символам – Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам.

Внеклассные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, показывают детям бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни, примеры сохранения достоинства, самоотверженности в самых нечеловеческих условиях.

Информирование и обсуждение с учащимися старших классов современных событий в городе, области, в стране и в мире.

Патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг общешкольных мероприятий, таких как: «День знаний», «День учителя», «День матери», Новогодние ёлки, «День защитников Отечества», «Международный женский День – 8 Марта», «Масленица», «День Победы», торжественная линейка, посвященная окончанию школы. Это традиционные, ежегодно проводимые мероприятия имеют большое воспитательное значение в процессе развития нравственных качеств личности ребенка с ОВЗ. Принимая в них участие, разучивая стихи и песни, получая информацию, дети приобщаются к целому ряду ценностных понятий, формируют собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение, учатся уважать прошлое и настоящее своего народа, своей страны.

Детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине, для попыток предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм”. В. А. Сухомлинский говорил: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой и  правдой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности»

В статье рассказывается об обобщении опыта по духовно – нравственному воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности» ...

сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

Формирование гражданственности  в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...

«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе»

На современном этапе развития наше общество все больше приходит к пониманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравственного становления и культурного развития общества.Проблема...

ДОКЛАД; Патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство- силой его патриотизма. (Н.Г. Чернышевский)...

Доклад «Нравственно - патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе интернате».

Доклад затрагивает нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате. Может быть использован МО, педсовете, для обобщения опыта....