«Профилактика вредных привычек, интернет – зависимости"
материал

Бессонова Оксана Игоревна

доклад «Профилактика вредных привычек, интернет – зависимости среди воспитанников разного возраста.»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила:

Воспитатель, Бессонова Оксана Игоревна

Доклад на тему:

«Профилактика вредных привычек, интернет – зависимости среди воспитанников разного возраста.»

На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек детей и подростков, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, суицидальное поведение, сексуальные отклонения, компьютерную зависимость и др.

В России вновь имеет место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодёжь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду на лицо: часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы и считают себя неудачниками.

Для более успешной профилактической работы с детьми “группы риска” необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие как:

  • Социально-педагогическая запущенность, когда ребенок ведёт себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
  • Глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.;
  • Отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы;
  • Отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
  • Безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных на психолого-педагогическую коррекцию личности “трудного” ребенка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, социальных работников, психологов, родителей, работников правоохранительных органов.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с трудными детьми должно являться создание единого воспитательного пространства, что и делают работники социально-реабилитационного центра.

Социально-реабилитационный центр предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Ребёнок в СРЦ обычно находится до полугода. За это короткое время не всегда удается преодолеть все негативные последствия его противоестественной жизни. Но есть возможность хотя бы приобщить его к другим формам взаимоотношений между людьми: без угроз, оскорблений, физических расправ. Он должен понять, что можно жить в обществе, в котором нет насилия, где люди уважительно и по-доброму относятся друг к другу. Важнейшая задача работников СРЦ – показать ребенку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того, чтобы он, в свою очередь, принял новую систему социальных отношений, освоился в ней и захотел жить в соответствии с ней. Вся деятельность СРЦ нацелена на коррекцию и реабилитацию детей.

Одним из важных вопросов с которым приходится сталкиваться во время реабилитации детей попавших в СРЦН, это то, что у многих из них имеются вредные привычки, т.е. привязанность к употреблению ПАВ: курение, алкоголизм и наркомания.

Эти вредные привычки детей чаще всего возникают из-за невнимательности взрослых, когда ребенок предоставлен самому себе, и некому объяснить ему, чего делать не следует, а сам ребенок, естественно, ничего такого не замечает.

Поэтому, основным этапом работы по профилактике вредных привычек, является, разъяснение последствий употребления алкоголя, курения среди воспитанников разного возраста и ближайшего окружения. Воспитание у детей сознательной потребности в здоровом образе жизни и отказе от употребления наркотических веществ; пропаганда общечеловеческих ценностей. Комплекс мероприятий включает в себя различные формы и методы работы с воспитанниками.

Основные формы работы: лекция, беседа, круглые столы, семинары, конкурсы, доклады, диспуты, квест - игры. Используются стандартные методы педагогической и психологической деятельности.

Итогом предложенных форм работы должно стать: осознание проблем; переоценка собственной личности; переоценка окружения (совершенствование конструктивного общения: применение обратной связи, навыков слушания, идентификации, рефлексии, способности к сопереживанию и внимательному отношению к другим); актуализация самопознания; овладение подростками стратегиями уверенного поведения; снижение приобщения подростков к вредным привычкам. Каждым ребенком должен быть усвоен определенный информационный материал о вреде алкоголя, курения в зависимости от возраста, наблюдаться тенденция сознательного отказа от употребления того или иного вещества, т.е. умение сказать нет ...

Среди тех многочисленных проблем с которыми приходится сталкиваться в процессе профилактической работы, мне хочется выделить одну, на мой взгляд, довольно новую проблему, но которая уже дает о себе знать. Это – Интернет-зависимость, потому что Интернет-пространство – это то, что объединяет нас всех: детей, родителей, педагогов и весь мир. Редкий подросток или его родитель в России не знает, что такое Интернет. Однако, об опасностях, которые могут подстерегать в Интернет-пространстве, многие не задумываются. И напрасно, потому что об этом надо знать. Интернет – величайшее изобретение, дающее новые возможности человечеству. Но, как и все хорошее, он имеет и обратную сторону медали – развитие интернет-зависимости. Особенно это актуально, если речь идет о неокрепшей детской психике. Чтобы избежать серьезных последствий интернет-зависимости, необходимо вовремя предотвратить ее развитие.

Большинство детей относят компьютер к своим главным интересам. Наиболее увлеченные дети могут проводить за компьютером до 18 часов в день.

В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры: умываться и т.д.

Называют много отрицательных последствий от появления в нашей жизни компьютеров: дети меньше читают, много времени проводят за компьютерными играми, предпочитая их прогулкам, урокам, человеческому общению.

Самые явные проблемы, которые очень быстро становятся очевидными, связаны с нарушением осанки и зрения. Статичная искривленная поза и мерцание экрана быстро наносят ущерб. Влияние всемирной паутины на сознание и психику ребенка мало изучено и нам еще только предстоит столкнуться с его отдаленными последствиями. Но истина такова: Интернет прочно вошел в нашу жизнь, дороги обратно уже нет, и с этим надо научиться жить.

Неумение переключаться от мира виртуального в мир реальный, перенос в реальность продолжения компьютерной игры – еще одна серьезная опасность. Ребенок привык, что он всегда может сделать в игре «рестарт», т.е. начать жизнь сначала. И пытается это перенести в реальную жизнь, но здесь все иначе. На каждом шагу нас подстерегают непоправимые ошибки. И нельзя покончить жизнь самоубийством, а потом посмотреть, как тебя будут оплакивать друзья и близкие.

Чем привлекателен для ребенка компьютерный мир?

  • Наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • отсутствие ответственности. Анонимность и невозможность проверки предоставленной о себе информации в интернете, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных качеств.
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий.

Симптомы компьютерной зависимости.

Существуют признаки, которые помогут диагностировать компьютерную зависимость ребенка:

  • потеря контроля над временем, проведенным за компьютером,
  • утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду,
  • оправдание собственного поведения и пристрастия,
  • важным симптомом компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером, а также раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается,
  • ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.

Необходимо учитывать следующие рекомендации по профилактике интернет – зависимости: показать ребенку, что в жизни есть масса интересных занятий. При общении с подростком необходимо делать акцент на важности его интересов и увлечений. Следует поощрять их и помогать в реализации. Нужно быть честным с ребенком. Дети на интуитивном уровне чувствуют ложь. Это может подорвать доверие в отношениях. Действенной мерой профилактики интернет-зависимости специалисты считают анализ поведения ребенка. Необходимо вовремя отслеживать любые изменения в его реакциях на жизненные события. При чрезмерном увлечении компьютером стоит сразу обозначить границы. Это следует сделать в самом начале. Для напоминания можно использовать таймер или будильник. Оптимальное время нахождения за компьютером – 2 часа в день. Желательно рассказать ребенку о возможных последствиях интернет-зависимости. Они могут касаться как психики, так и физиологического здоровья. Если ребенок чрезмерно закрыт и необщителен, ему может помочь работа с психологом. Она предотвратит развитие интернет-зависимости на почве личных переживаний.

Соблюдая рекомендации по профилактике интернет-зависимости, можно избежать многих проблем в общении с ребенком. Если его жизнь наполнена интересными занятиями, тяга к виртуальной жизни значительно снижается. Компьютерную зависимость гораздо проще предотвратить, чем устранять ее последствия в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Урок разработан по учебнику  «Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю.  Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...

Учебно-методическое пособие. Программа позитивного развития личности "Профилактика вредных привычек и зависимостей у обучающихся"

Учебно-методическое пособие представляет собой программу позитивного развития личности.  Материал пособия  позволит преподавателю последовательно решать задачи по искоренению вредных привыче...