Способы организации и проведения итогового повторения при подготовке обучающихся к ГИА.
план-конспект занятия (11 класс)

Журмухамбетова Малика Биркалиевна

Презентация из опыта работы.

Цель:                                                                                                       

 1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей обществознания.                                                                                           

2.Создание условий для формирования  индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект44.77 КБ

Предварительный просмотр:

Способы организации и проведения итогового повторения при подготовке обучающихся к ГИА.

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

Цель:                                                                                                        

 1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей обществознания.                                                                                            2.Создание условий для формирования  индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.

    I. Этапы работы.
1.Организационно - мотивационный этап.                                  (Выявление  актуальности проблемы  поэтапной подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию).                                                                                                      Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ) для 11-х классов и в формате основного государственного экзамена (ОГЭ) для 9-х классов. Указанные формы экзаменов стали реальностью и прочно вошли в систему российского образования. В своем интервью ТАСС министр образования РФ Ольга Васильева отметила: «Я сразу хочу сказать вот о чем, чтобы вы меня поняли и чтобы поняли те, кто будет читать интервью. Мы вообще удивительная страна, потому что очень важные задачи мы проходим в маленький исторический промежуток времени. ЕГЭ во многих европейских странах проходили длительную апробацию, у нас фактически речь идет о десятилетии, за которое мы начали работать и уже подводим первые итоги. Понятно, что мы будем идти по пути ЕГЭ. Однако хочу еще раз подчеркнуть, что предела совершенству быть не может».   [1]                                                     Поскольку данные процессы проводятся ускоренно, современная школа должна быстро реагировать на подобные изменения.                                                           Обществознание – самый популярный предмет из «выборных» ОГЭ и ЕГЭ. Результаты ЕГЭ по обществознанию засчитывают в качестве вступительного экзамена на большинство гуманитарных специальностей при поступлении средне-специальные учебные заведения и высшие учебные заведения, поэтому обучающиеся мотивированы на получение качественных знаний по предмету. Актуальной становится подготовка учащихся к успешной сдаче государственного экзамена по данному предмету.                                                                          Однако анализ результатов ЕГЭ предыдущих лет позволяет сделать вывод о том, что очевиден целый ряд проблем в освоении учащимися школьного курса по обществознанию, в подготовке к итоговой аттестации по обществознанию в формате ЕГЭ и ОГЭ. Обществознание является одним из самых сложных предметов при сдаче государственного экзамена, поскольку этот предмет включает в себя знания сразу по нескольким дисциплинам: социологии, философии, политологии, праву и экономике. Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по обществознанию и подготовить выпускников к ГИА?                                                                    Как систематизировать огромное количество материала в процессе подготовки  к ОГЭ и ЕГЭ и организовать разумное взаимодействие ученика и учителя?                                                                                                                                 Время на подготовку к экзамену. Уроки обществознания: 1час в неделю 5-9 классы, 2 часа в неделю 10-11 классы.                                                                                                    Существует известная студенческая шутка: в ответ на вопрос о том, знает ли студент китайский язык, он спрашивает: «Когда сдавать?».                                           Следовательно, главный вопрос при подготовке к ЕГЭ не только «Как?», но и «Когда начинать готовить и готовиться?». Вопросы эти взаимосвязаны.                                Невозможно подготовить учащихся на должном уровне к ЕГЭ ни за два месяца, ни за год. То есть, необходима система подготовки к сдаче учащимися итогового единого государственного экзамена.                                                          Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися. Для достижения этой                    цели  поставлены следующие задачи:

  1. изучить опыт других педагогов и обобщить свой личный опыт;
  2. разработать систему подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по обществознанию;
  3. реализовать данную систему;
  4. организовать контрольно-оценочную деятельность уровня подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

В начале учебного года в школе разрабатывается план-график подготовки и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в котором учитываются и анализ результатов экзаменов предыдущего учебного года, и постоянное ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими проведение ГИА, экзаменационными материалами прошлых лет и демонстрационных версий, и психологическое сопровождение подготовки обучающихся к экзаменам. Составной частью плана является мониторинг подготовки к ГИА.

В готовности учащихся к сдаче ОГЭ в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе мы выделяем следующие составляющие как три основных направления работы по программе:

         информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

         предметная готовность, или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

         психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Как показывают результаты ЕГЭ по обществознанию, экзамен позволяет выявить характер и степень усвоения каждым учеником определенного комплекса знаний по различным аспектам общественной жизни, а также уровень овладения комплексом общеучебных и предметных умений. Каждый ученик должен осознавать, что успешно сданный Единый Государственный Экзамен является залогом успешного и интересного будущего.

Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ГИА следующие:

организация информационной работы по подготовке учащихся к ГИА;

         предметная подготовка;

         мониторинг качества;

         психологическая подготовка.

Программа мониторинга качества подготовки к ГИА включает:

- отработку обязательного перечня содержательных элементов государственного образовательного стандарта, необходимого для успешного выполнения заданий ЕГЭ и ОГЭ;

- ознакомление выпускников с критериями оценивания ответов;

- научить выпускников работать в формате ЕГЭ, ОГЭ, познакомить с процедурой ЕГЭ, ОГЭ.

В рамках подготовки к итоговой аттестации учеников 9, 11 классов была разработана рабочая программа по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию. Содержание курса носит условно-потребительский характер. В нем сочетаются как традиционные, так и нетрадиционные подходы, ориентированные на повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания. Сочетание готовых схем, таблиц, текстов, и на основе их применение заданий различного уровня сложности является новизной (особенностью) курса. Поэтому основной целью является целенаправленная и качественная подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.                                                                                               Для достижения цели поставлены следующие задачи:                                                                                          -развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;                                                                                     - краткое изложение и повторение курса обществознания;                                                                                                                           - повышение предметной компетентности учащихся;                                                                                               - формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;                                                                             - формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности;                                                      - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);                                                                                                                                                  - формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;                                                                              психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации. Индивидуальный план по подготовке к ЕГЭ в 11 классе и к ОГЭ в 9 классе  составлен на основе:                                                                                                                          - Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию ( от 05.03.2004 №1089);                                                                                           -Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2019 г по обществознанию;                                                                                                                                                                         - Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2019г ЕГЭ по обществознанию.                                                                                                                            Срок реализации программы  подготовки  к итоговой аттестации по обществознанию – в течение всего учебного года.                                                                                                                               Курс консультаций  рассчитан 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.                                          Программа курса состоит из следующих разделов:                                                                                                       - особенности ЕГЭ по обществознанию;                                                                                                                   - Человек и общество;                                                                                                                                                                - Социальные отношения;                                                                                                                                                               - Политика;                                                                                                                                                                  - Право;                                                                                                                                                                         - Экономика.                                                                                                                                                              - Итоговый контроль.                                                                                                                                    Практические работы в рамках курса включают следующие формы:                                                                        - работа с различными источниками социальной информации, включая ресурсы Интернета;                                                                                                                                       - критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;                                                                                                                                              - решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

  В рамках подготовки к ГИА ведется:                                                                                             9 класс. Предпрофильный  курс по подготовке к ГИА по обществознанию.  Программа:  Авторская программа  Евсеевой И.А. для предпрофильной подготовки в 9 классе, М. «Глобус», 2007г.                                                                                                                               Предпрофильный курс по подготовке к ГИА по обществознанию нацелен на повышение экономической культуры учащихся и успешной социализации  во взрослой жизни. Курс не рассчитан на глубокое изучение экономических вопросов.                                                                                                                    

  Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (включая экономику и право) в 10-11 классах направлен на углубленное изучение раздела «экономика»  и раздела «право» курса обществознание (включая экономику и право). Программа для учащихся 10-11-х классов (авторы – Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 96с.): Певцова Е.А., Козленко И.В.  Право. Основы правовой культуры: Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.  М., «Русское слово» 2008.                                                                                  Раздел «Экономика» элективного курса «Обществознание (включая экономику и право)»  направлен на углубление знаний по основам экономической теории  и  ее  прикладным аспектам, на изучение видов и форм предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях экономического характера.

Раздел «Право» элективного курса  «Обществознание (включая экономику и право)»  базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Углубленное правовое образование в старшей школе обеспечивает  изучение права, создает условия реализации  образовательной программы.                                                                                                                                                             Правовая информация, представленная в содержании примерной программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

II этап работы.  Презентация опыта педагогической техники педагога.                                      При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по обществознанию, считаю необходимо, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.                                                                             Методические приемы подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Методы и приемы, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома.                                                                      1. Работа с понятиями на уроках.                                                                                                 2. Работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного.                                                                                     3. Работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.                4.Традиционные задания по составлению планов, таблиц.                                  5.Использование метода «незаконченных предложений».                                                             6. Работа со схемами,  диаграммами.                                                                                       7. Работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ОГЭ и ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения мини-сочинения.

Если на уроках и дома дети не работают с тематическими заданиями, с заданиями на повторение материала, с текстовыми документами, с учебником, в конце концов, то рассчитывать на высокую результативность нельзя. Сегодня существует масса дидактической литературы, сборники задач, типовых экзаменационных вариантов под редакцией различных специалистов. Интересные методические разработки выложены учителями-предметниками в Интернет.

   Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию – не завалить его огромным количеством понятий и фактов. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний.

 Известно, что система — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В нашей школе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся. На каждой ступени учитывая возрастные и психологические особенности детей я применяю различные методы и формы работы.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию несколько отличается от подготовки к экзаменам по другим предметам. Обществознание – это социальная наука, претерпевающая изменения практически каждый день. В тестовых заданиях часто встречаются вопросы, проверяющие знания школьника о современной политической и социальной обстановке в мире. А школьная программа усложняется с каждым годом, и, для того чтобы знать обществознание на «отлично» уже недостаточно просто ознакомиться с материалом учебника: необходимо быть подкованным во многих социальных науках. Именно поэтому подготовка к экзамену по обществознанию должна строиться последовательно и систематично.
Подготовку к государственной (итоговой) аттестации можно разбить на 3 этапа.
Первый этап – это ликвидация пробелов в знаниях за предыдущие годы и подготовка базы для решения заданий первой части экзаменационной работы. Для этого с учащимися 10 классе на первой неделе сентября провожу безоценочный диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы. Цель проведения обязательно сообщается ученикам, что помогает правильно спланировать работу на ближайший период времени и выяснить наиболее западающие темы, что в дальнейшем упрощает планирование работы учителя. Учащиеся, которые не смогли справиться со своими заданиями, приглашаются на консультации во внеурочное время, где повторяется теоретическая база и решаются задания по этим темам.

Заранее выявляю, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предлагаю им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену.
Начиню с анализа структуры экзаменационной работы и выделяю те темы, которые в нее включены. Затем подбираю учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить курс обществознание.

Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределен в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьного обществознания. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.
Перед непосредственной подготовкой к экзамену я подробно знакомлю учащихся с процедурой проведения государственной (итоговой) аттестации. Они должны усвоить не только организационные особенности тестирования, но и особенности содержания и оценивания экзаменационной работы.

Второй этап подготовки – это комплексное решение заданий первой части экзаменационной работы. Каждый ученик получает индивидуальный текст, составленный самостоятельно учителем или применяю готовые программ- тренажеры (одной из таких программ, используемых мной в процессе обучения и подготовки к итоговой аттестации, является программа «Сдаем Единый экзамен», разработанная ЗАО «1С» и включающая в себя нормативные документы по ЕГЭ, а также контрольно-измерительные материалы по многим школьным предметам, в том числе и по обществознанию) содержащие набор заданий, которые предусмотрены требованиями к обязательным результатам обучения. Решения подробно разбираю и комментирую. Если какое-то задание не вошло в комплект тренажеров то оно разбирается особенно тщательно, и я готовлю типичные примеры для более основательного усвоения.
Третий этап – завершающий этап подготовки. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий и можно приступать ко второй и третьей части тренировочных экзаменационных работ.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с текстовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. Работа с текстом на уроках обществознания, особенно в старшей школе, – является одним из основных видов работы. Текст на уроках должен становится стимулом для обсуждения различных проблем. Тексты для анализа подбираем как из учебной, так и из художественной литературы. Кроме того, используются тексты научного и публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Нередко тексты подбирают сами школьники.

Анализ результатов ЕГЭ 2018 года. (Лискова Т.Е. видеоконсультации- сайт ФИПИ. Ру.

Экзамен по обществознанию стабильный, не меняется структура и содержание.

Самые популярные вопросы в 2018-2019 учебном году: изменения в формулировках заданий 25 и 28, каким образом отразятся в подготовке к ЕГЭ.

Выделим типичные ошибки допущенные выпускниками 2018 года.

  1. Незнание понятий обозначающих различные социальные явления;
  2. Замена обществоведческих терминов синонимами бытового уровня;
  3. Низкий уровень знаний по праву.

Обществоведческие дисциплины напичканы сложной терминологией, без знания которой невозможно сдать ЕГЭ с высокими показателями. Значит, нужно так организовать работу, чтобы дети постоянно тренировали свою память и учились грамотно манипулировать терминологией. Для этого существует масса приёмов и методов: начиная от ведения школьниками терминологических словарей, поурочной работы с карточками, заданиями на сопоставление понятий и определений, словарными диктантами, работой у доски на знание понятий, заканчивая терминологическим лото, играми и пр. Здесь же дети должны учиться пользоваться терминами, составлять предложения с ними и приводить примеры.

В 11 классе в начале каждого занятия провожу работу с терминами . Хорошо зарекомендовала себя работа с интернет ресурсами. Это, прежде всего, веб сайты для подготовки к ЕГЭ (http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru); а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы                                            ( http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru и другие).

Вернемся к типичным ошибкам ЕГЭ 2018 года.

  1. Незнание понятий обозначающих различные социальные явления.

Рекомендации специалистов: обратить внимание как в учебниках из федерального перечня называются те или иные социальные явления. Особое внимание обратить на следующие понятия:

Виды потребностей

     Сферы (подсистемы) общественной жизни

Тенденции развития образования

Формы чувственного и рационального познания

Методы научного познания

     Виды (типы) культуры

Типы общества

Факторы производства и факторы дохода

Виды инфляции

Типы безработицы

Критерии социальной стратификации

Подсистемы политической системы общества

Типы политического лидерства.

Необходимо уметь разбираться не только в сущности данных явлений, но и прежде всего, знать их правильное название.

Обществознание – школьный предмет с особым категориальным аппаратом, владением которого выпускники должны показать на экзамене. Именно владение, а не умением подбирать им синонимы, именно это приводит зачастую к содержательным ошибкам. Например, синоним к термину харизма является одаренность, но абсолютно не допустимым является подмена понятию харизматический тип лидерства на одаренный тип лидерства.

Владение общественными терминами, подразумевает умение раскрывать его смысл и корректное употребление, а не умение подбирать их синонимы.

В своей работе на уроках я часто использую прием использования маркеров.

Маркер — это сущностный, родовой смысл понятия. Маркер — это смысловой ключ к понятию. Работая над определённым понятием в тесте, учащийся учится находить «слово — маркер» — главное смысловое слово. Оно является ключевым в работе над заданиями теста. Например:

- понятие — «индивидуальность» — маркер — «своеобразие».

- понятие — «индивид» — маркер — «типичное, общее».

- понятие — «суверенитет» — маркер — «независимость».

Прием использования подчёркивания.

Данный приём ведёт к глубокому усвоению обществоведческих понятий, а также позволяет учащимся успешно справляться с заданиями, требующими дать определение понятия и составить два предложения, раскрывающими сущность данного понятия; перечислить признаки.  Например: при работе с термином «право» учащимся предлагается: подчеркнуть главные слова. ( право - система обязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения), представить данное определение в виде четырёх предложений (это и есть признаки права).

«Снежный ком»

слепим «снежный ком» о понятии «коррупция». Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).
- Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:
Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. 
Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
Это упражнение позволяет нам сформулировать определение и запомнить его.

Приложение. 1 (Демоверсия ЕГЭ 2019)

В 2018 году выпускники показали низкий уровень знаний по праву.

Полноценное изучение системы российского права без обращения к  нормативным правовым актам невозможно. Опыт показывает эффективное изучение правовых тем только с опорой на нормативные правовые документы. Более того, обновление содержания правовых разделов учебников обществознания не успевает за изменениями законодательства. Поэтому непосредственное обращение к нормативным документам позволяет избежать заучивания устаревших сведений и формировать актуальные правовые знания, развивать умение читать и понимать язык нормативных документов, понимать их смысл что важно не только для сдачи. Разработчики ЕГЭ по обществознанию составили своего рода навигатор по правовым темам - это приложение 2 спецификации.    Приложение 2

 Краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные аспекты тем, заявленных в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников ОО для проведения ЕГЭ по обществознанию. (301 стр.)

Обратим внимание на нормативные ссылки по следующим вопросам:

- способы защиты гражданских прав – см. Гражданский кодекс РФ (часть 1)                 ст-12

- права и обязанности налогоплательщиков – см. Налоговый кодекс РФ ст. 21,23

- виды наказаний в уголовном праве – см. Уголовный кодекс РФ, ст. 44

- административные наказания – см. Кодекс РФ об административных правонарушениях, гл. 3

- дисциплинарные взыскания – см. Трудовой кодекс РФ, ст. 192.

Время на изучение правовых вопросов: уроки обществознания, занятия элективного курса, консультации, самостоятельное изучение.

 Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2019 по обществознанию.

Изменения: Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25. Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4. Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

Задания 21-28  наиболее сложные и вызывают больше трудностей у обучающихся.

Задание 25, 28. Детализация формулировок заданий 25,28 не связана с усложнением. Цель дать четко представление какие элементы должны содержаться в ответах на задания 25, 28.

Задание 25 – высокий уровень сложности, формулировка задание- оно структурировано и пронумеровано. Проверяет умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества как целостной системы. В задание 25 присутствует 2 части ответов. 1 часть будет посвящана раскрытию смысла понятия. При раскрытии смысла понятия нужно использовать обществоведческий аппарат, любые рассуждения бытового характера не будут засчитаны. При формулировке ответа очень важно не пользоваться, такими приемами, когда раскрываете понятие через понятие.

Политическое участие – это участие в политической сфере. (неправильно)

Личность – это личность с социально значимыми качествами.

Не засчитается объяснение определение через использование только этимологии слова. Например:

Протекционизм- от лат. « протекцион» –покровительствовать.

Облигация - от лат. «облигациум», что значит обязывать.

Задание 25, 2 часть – это часть, где нужно представить 2 предложения. Обратить внимание на количество предложений.

Если при раскрытии понятия может 1 и 2 предложения. Главное, чтобы понятие было полно раскрыто, содержало сущностные характеристики этого явления. Во второй части только 2 предложения по определенным аспектам, сформулированным в задании. Всего 25 задание должно содержать не менее 3 предложений. Важное изменение связано со структурой предложений. Предложения должны быть обязательно распространенными.  Помимо подлежащего и сказуемого, они должны,  содержать  второстепенные членами предложения, которые будут раскрывать главные члены. предложения. Слово или словосочетание в качестве предложения не будут засчитываться.

Задание 28. Задание претерпело изменение:

  1. требуется составить сложный план, обязательно не менее 3 пунктов, 2 из которых раскрытие подпунктов. Это не просто план, который включает в себя рассуждения общего характера или рассуждения абстрактно- формального характера. Этот план должен быть обществоведческим.  Знания из курса обществознания
  2. важен формат: в задании требуется план, если план выполнен виде таблиц, сплошного текста, засчитывать не будут. Внимательно читать формулировки заданий.

Наиболее сложная часть экзамена по обществознанию – мини-сочинение (29). 

Задание 29: носит творческий характер, оно помогает выявить аналитические умения и коммуникативную компетенцию. Недопустимо использовать алгаритмы, клише, так называемых  «20 лучших  золотых сочинений». Формулировка задания дает исчерпывающую информацию об оптимальной структуре ответа.  Одна или несколько идей, выдвинутых автором, ключевые понятия, логические рассуждения, примеры, подтверждающие теоретические положения, вывод. Каждому выпускнику согласно выбранной теме, согласно уровню способностей, творческому подходу,  предоставляется возможность наполнить своим содержанием конкретные элементы мини-сочинения.

Темами мини-сочинений могут выступать высказывания публицистов, философов, политиков, историков прошлого и настоящего времени.

Обращаем внимание на критерии оценивания, если в критерии 1 – 0 баллов, то и по всем критериям автоматически выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания 29 задания. Приложение 3.

Мини-сочинение – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное мнение по определенному вопросу. Такая форма проверки знаний задействуется не только в ЕГЭ по обществознанию, но и по другим учебным дисциплинам. Тем не менее, написание мини-сочинения вызывает наибольшие трудности у учащихся. Готовить детей к мини-сочинению можно так. После прохождения темы учащимся предлагаю дома написать мини-сочинения по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания подбираю так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превращается в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинаю с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои мини-сочинения. Я, основываясь на установленных критериях оценки, вслух разбираю выступления и оцениваю их, к разбору мини-сочинения можно привлекать и учащихся. Критерий оценки должны примерно совпадать с критерием оценки мини-сочинения на ЕГЭ. Учить школьников написанию мини-сочинения необходимо начиная уже с 5 класса. Особую помощь в подготовке к его написанию оказывает работа с документами на уроках.

Требования, предъявляемые к мини-сочинению:

Оно должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

Мини-сочинение не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

Мини-сочинение должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

Каждый абзац, должен содержать только одну основную мысль.

Мини- сочинение должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

Мини- сочинение должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции. Максимальный балл - 6.

Практическое задание: оценить мини- сочинение.

Алгоритм написания эссе.  Приложение 4

III. Заключение.

Таким образом, системная подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: тестирование, повторение терминов, написание творческих работ (эссе). Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень подготовки. Я убедилась в том, что работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.

В 9 -11 классе предлагаю каждому ученику завести отдельную тетрадь, где отмечать материал, который повторяли, фиксировать ошибки, которые допустил, словом, записывать все «удачи и поражения». В конце учебного года ученик увидит свой рост или проблему, над которой следует еще работать.
Никогда не прекращающееся повторение всего пройденного материала практикую во время ежеурочной «разминки», когда дети должны ответить на вопрос из любой пройденной темы. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов обществознания.

А начать непосредственно подготовку к экзамену с учащимися помогут советы.

СОВЕТЫ

1. Читайте очень внимательно условие каждого задания. Постарайтесь понять, о чем конкретно вас спрашивают, что нужно выполнить именно в данном задании. (Очень часто учащиеся не понимают вопроса, они подменяют вопрос конкретного задания тем, с которым чаще встречались в процессе обучения. Необходимо не просто вспоминать алгоритмы решения похожих по содержанию задач, но точно определить, что дано в условии, а что нужно найти)

2. Термины и понятия, факты, цифры, имена собственные, названия законов также записывайте в специальную тетрадь. И учите наизусть.

3. Учите Конституцию РФ. Это пригодится и для ЕГЭ по обществознанию.

4. В 2 части  экзаменационной работы есть задания, где требуется привести конкретные примеры для того или иного социального явления. Большинство заданий предполагает наличие широкого кругозора. Поэтому будьте в курсе текущих общественных событий. Интересуйтесь судьбой родной страны. Читайте новости в интернете. Смотрите новостные и исторические программы по телевизору.

5. Внимательно читайте вопросы в тестах. Обращайте внимание на слова «только», «прежде всего», «не». Они подскажут вам правильный ответ.

Однако для достижения цели – успешная сдача учащимися ЕГЭ – необходима не только работа учителя, но и осознанная целенаправленная, целеполагающая работа самого ученика. В ходе подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ выявлены такие проблемы субъективного и объективного характера, как:                                                                                                                                                                         -  Пробелы в знаниях учащихся. Самоподготовка или сведена к минимуму.                                           - Отсутствие перспективного планирования деятельности по подготовке к итоговой аттестации в виде ЕГЭ учеником. Проблемы профориентационного характера, поздний выбор профиля обучения, ВУЗа и авральная подготовка к экзамену по предмету, ранее отнесённого к разряду «мне его не сдавать».                                                                                                                                                                    - Невнимательность учащегося, в том числе при заполнении бланков, при прочтении заданий, при понимании суть задания.  Неумение рационально рассчитать время на выполнение работы.                                                                                              Несмотря на выявленные проблемы, подготовка, проводимая в системе, даёт свои положительные результаты.                                                                                                                                        

Идеального рецепта по подготовке учащихся к ЕГЭ, на мой взгляд, не существует. На одну успешно решённую проблему тотчас же появляются несколько новых. Поэтому для меня основным ориентиром в этой работе является лозунг: «Дорогу осилит идущий».                                                                                                   И главное. Задача учителя, научить ученика самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!                                                                                                                 «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя.                          Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».                                          Фридрих Дестервег


[1] Интервью министра образования РФ  О. Васильевой ТАСС  (Электронный ресурс) http://tass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения итогового повторения курса геометрии 7 класса (тема: "Начальные геометрические сведения")

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мои разработки будут полезны всем тем, кто когда-то работал в 7-х классах и сталкивался с нехваткой задач и материалов по геометрии для итогового повторения. Я буду рад...

Задания для организации итогового повторения и подготовки к итоговому тестированию по математике в 5 классе (по учебнику Виленкина)

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"5910069","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150","style":"width: 50px; height: 50px;","width":"150"}}]]Материалы для повторени...

Задания для организации итогового повторения и подготовки к итоговому тестированию по математике в 6 классе (по учебнику Виленкина)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5911198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-size: 12px; widt...

Cпособы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИA по математике в 9 классе

Cпособы организации и проведения итогового повторения при подготовке к ГИA по математике в 9 классе...