Доклад на республиканскую научно -практическую конференцию «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся С ОВЗ : проблемы и перспективы»
статья (5 класс)

Кочнева Надежда Викторовна

Тема: «Социально педагогическое сопровождение выпускников как актуальная проблема коррекционной образовательной организации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

                               ГБОУ «Селенгинская СКОШИ»

Доклад на республиканскую научно -практическую  конференцию

«Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся

С ОВЗ : проблемы и перспективы»

Тема: «Социально педагогическое сопровождение выпускников как актуальная проблема коррекционной образовательной организации»

   Подготовила и прочитала: Кочнева Н.В., учитель русского языка и чтения.

        24 ноября 2023

«Социально педагогическое сопровождение выпускников как актуальная проблема коррекционной образовательной организации»

выпускников после окончания коррекционной школы»

Хочу начать доклад строчками стихотворения нашей коллеги  Калиман Натальи Адамовныиз  г. Оренбурга.

МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Многообразен и красив.


Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.

Работая в коррекционной школе 16 год, многому научилась и на многие вещи стала смотреть по –другому. Первое – если ребёнок инвалид –нельзя относиться к нему как к беспомощному инвалиду. Каждый может и должен развиваться, и состояние здоровья здесь не является мерилом. И даже аббревиатуру ОВЗ  я бы предпочла расшифровывать не как ограниченные, а особенные возможности здоровья. Ведь многие ограничения можно преодолеть, а возможности расширить.

А ещё я поняла, что все дети, которые заканчивают школу, нуждаются в дальнейшем сопровождении, хотя бы минимальном.

Сейчас у нас в обществе такое сопровождение отсутствует , либо присутствует частично, с опорой на уже существующие образовательные учреждения и общественные организации.

Хочу отметить , коррекционное образование за последние годы претерпело значительные изменения. Разрабатывается система непрерывного специального коррекционного образования : детский сад – школа – получение профессии. Такая система , думаю, очень эффективна на практике. Но меня беспокоит другой вопрос – а после школы и даже после училища сможет ли вчерашний  выпускник найти себя, своё место в жизни.

Выпускники нашей школы получают предпрофессиональную  подготовку по швейному и столярному  делу и по специальности  рабочий по обслуживанию зданий. По окончании школы дети могут поступить в Каменский филиал Политехнического техникума , получить профессиональную подготовку по профессии повар  ( слайд фото школы и выпускников). Поступают также наши дети и в г.Улан- Удэ в ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум пищевой  и перерабатывающей промышленности» для подготовки по специальностям : изготовитель мясных полуфабрикатов и оператор швейного оборудования.  

Но список специальностей, которые можно получить после окончания  коррекционной  школы, очень ограничен.

Промониторив в сети интернет запросы от родителей детей с ОВЗ ,я пришла к выводу, что  большой проблемой остаётся послешкольное образование и жизнеустройство выпускников.

Я понимаю чувства выпускников и их родителей, когда приходится искать место для дальнейшего самоопределения и получения профессии, а большинство дверей оказываются закрытыми. Вот здесь ,думаю, будет эффективным создание центров помощи ,где можно будет получить консультацию психолога, социального педагога, совет, поддержку.

Опираясь на опыт коллег, можно сказать, что это очень эффективный и человечный способ – помочь выпускнику в дальнейшей адаптации и  интеграции.  В отдельных городах России, под давлением родительской общественности, с помощью различных благотворителей и грантовойподдержки все же создаются условия для жизнеустройства людей с тяжелыми нарушениями развития.

Вчастности,  хочу обратить внимание на работу Псковского «Центра лечебной педагогикии дифференцированного обучения». Так, благодаря консолидации усилий общественных организаций, государственных структур и благотворителей, создана и работает система комплексного сопровождения людей с тяжелыми нарушениями развития от рождения и до конца жизни. Эта модель ориентирована на жизнь человека с ментальной инвалидностью в обществе.

Здесь я бы хотела обратить внимание власти на возможность создания института пожизненного сопровождения нуждающихся в этом выпускников коррекционных школ.  Это не значит, что дети будут становиться несамостоятельными , неспособными принимать решения. Напротив, больше будет тех, кто смог трудоустроиться , создать семью, полностью социализироваться.

Коррекционное образование – одновременно и консервативная, и требующая постоянных изменений область образования. И организацию института непрерывного сопровождения выпускников коррекционных школ я считаю одним из необходимых организационных решений гуманного современного общества.

Хочу вернуться к строчкам, с которых начала доклад:

Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.

Считаю, что только совместными усилиями, систематизировав   работу всех систем, организовав работу институтов сопровождения , можно сохранить мир особого ребёнка, сделать его богаче и разнообразнее, а общество добрее и человечнее.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в контексте проблемы их социализации и социальной адаптации в общеобразовательной среде

В выступлении рассматриваются понятия интеграция и инклюзия, классификация психического дизонтогенеза, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ....

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в контексте проблемы их социализации и социальной адаптации в общеобразовательной среде»

28.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.

Имеющийся на сегодняшний день прак­тический опыт обучения детей с РАС пока­зывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адапта­ции и социализации обучающихся с РАС, д...

ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации»

ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации», посвящ...

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС: перспективы развития»

Конспект доклада к семинару «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС: перспективы развития»...

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Тьюторское сопровождение обучающихся интеллектуальными нарушениями: проблемы и перспективы»

Принципы работы учителя-логопеда и тьютора в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс...