«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества воспитания детей»
консультация

Ермилова Валентина Борисовна

Существующие в современном обществе проблемы низкого морального уровня развития населения обуславливают необходимость воспитания именно высоконравственной личности. Современная система образования сменила ориентиры, нацелившись на стимулирование личностных достижений школьников, развитие их духовной культуры, нравственности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГКУ СО МО Семейный центр помощи семье и детям

                       «Преображение»

«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества воспитания детей»

                                         

                                                  Подготовила воспитатель Ермилова В.Б.

      Специфической чертой современной российской действительности является изменение понятия роли личности в обществе. В парадигме «личность — общество» наблюдается повышенный интерес именно к личности, становящейся главным компонентом. При воспитании ребенка в соответствии с новыми стандартами педагог становится проводником, консультантом, в воспитательной деятельности, который организует, сопровождает и направляет воспитанника, получающего, в свою очередь, опыт непосредственной деятельности, общения в коллективе, взаимодействия с другими людьми, решения коммуникативных и развивающих задач. Любое занятие понимается, в первую очередь как развивающее, целью которого становится приобретение опыта коллективной или индивидуальной деятельности .

      До недавнего времени в системе образования делался больший упор на развитие конкурентоспособной, мобильной личности, способной найти себя на рынке труда, но чаще всего следует учитывать, что такая личность не всегда обладает высоким духовно-нравственным развитием. Существующие в современном обществе проблемы низкого морального уровня развития населения обуславливают необходимость воспитания именно высоконравственной личности. Первое, на что следует обратить внимание при воспитании, это личностно-ориентированный подход. Много говорят о творчестве, как одном из способов воспитания личности. Конечно, как и в любом деле, не стоит бросаться из крайности в крайность и все занятия посвящать лишь творчеству.

Личностно-ориентированное воспитание — это «такое, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса воспитания. Оно ставит своей целью не формирование личности по установленному шаблону, напротив, создание таких условий, при которых каждый ребенок как личность получает возможность развития тех качеств, которые у него уже заложены природой. Для реализации такого подхода важно использовать следующие принципы: дифференцированный подход, разноуровневое, индивидуальное и субъектно-личностное, «воспитывающее» воспитание. Это позволяет подойти максимально индивидуализировано к каждому ребенку, увидеть и раскрыть в нем те способности, которыми он обладает, дать ему такое задание, которое он может выполнить и получить от этого удовольствие. Именно это и создает мотивацию: понимание ребенком того, что каким бы он ни был, в любом случае он может сделать шаг вперед, добиться своего личного успеха. Важной в личностно-ориентированном подходе в воспитании становится различная групповая и парная работа, когда дети осознают, что от их мнения и их работоспособности зависит успех всей группы, понимают свою ответственность и, с другой стороны, учатся слушать других и высказывать свою точку зрения, доказывать ее, приводя убедительные аргументы. Наконец, результатом личностно-ориентированного воспитания становится саморефлексия в конце занятия, когда есть возможность оглянуться на то, что было сделано и оценить для себя значимость полученных знаний.

     При деятельностном подходе деятельность рассматривается как средство становления субъективности ребенка. Для формирования субъективности личности одинаково значимы обучение и воспитание. Воспитание рассматривается как восхождение к субъективности, становление ребенка субъектом – это не момент воспитания, а его суть. Учитывается человекосозидающая, личностнотворящая, облагораживающая функция деятельности.  Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью  в общем контексте его жизнедеятельности. Его можно рассматривать как личностно-деятельностный, так как он предполагает учет личностных особенностей воспитанников, ведь деятельность влияет на развитие личности, а от особенностей личности зависит выбор деятельности, ее организация и результаты. Деятельностный подход предполагает:

1. совместную деятельность детей и взрослых;

2. создание ситуаций воспитывающей деятельности.

К современным подходам  организации воспитательного процесса относится и синергетический подход .

От греч. синергейя – совместное действие, сотрудничество.

Методы: диалог, метод сценарного мышления (мозговой штурм). Методы направлены на преодоление стереотипов мышления, культурной замкнутости и дисциплинарной ограниченности.

Парадигмы воспитания:

Парадигма социального воспитания – ориентируется на приоритет социума в воспитании человека, ее сторонники предлагаю кооректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социкультурного окружения воспитанников.

Биопсихологическая парадигма – признает важность взаимодействия человека с социальным миром, одновременно признают независимость индивида от влияний последнего.

       Сегодня много говорят о творчестве, как одном из способов воспитания личности. Конечно, как и в любом деле, не стоит бросаться из крайности в крайность и все занятия посвящать лишь творчеству.

Одним из методов, имеющих большое значение для воспитания личности является театрализованная деятельность. При кажущейся несерьезности и простоте такого вида работы, она имеет большое значение для социализации личности, развития интереса . Театрализация не только развивает познавательные возможности , но и саму  личность, как нельзя лучше сочетаясь с личностно-ориентированным обучением.

      Итак, современная система образования сменила ориентиры, нацелившись на стимулирование личностных достижений школьников, развитие их духовной культуры, нравственности. Важными здесь становятся умения человека жить в обществе, устанавливать коммуникацию с другими членами социума, нравственность поведения. Реализовать данный подход возможно при личностно-ориентированном обучении, ставящем целью воспитание ребенка. А главным становится создание воспитательно-развивающей среды. Именно эти новые ориентиры помогут воспитать новое поколение, каждый субъект которого является истинным гражданином России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации воспитательного процесса в классе

В играх детей нередко возникает вопрос: «Кто самый главный?» Как правило, дети оживленно и заинтересовано начинают искать на него ответ, и конечно, вскоре находят.А если спросить родителей ученик...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...