Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы
опыты и эксперименты

Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к защите индивидуальных итоговых проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №1 с. СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ

ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление

на заседаниии РМО учителей русского языка и литературы

МЕТОД ПРОЕКТОВ

КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

(Из опыта работы)

Подготовила

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань

Городищенского района

 Пензенской области

Курмашева Найля Равилевна

г.Городище

2022

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Проектная деятельность учащихся является одним из методов личностно - ориентированного обучения. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, у них формируются  исследовательские навыки, навыки  ориентирования в потоке информации, они учатся анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.

Основная идея метода  проектов состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся  «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических или практических достижений автора 

 

Курс по подготовке итоговых проектов я начала со знакомства с понятиями  «Индивидуальный итоговый проект», с тем, какие проводятся   научно-практические  конференции  и конкурсы, на которых они могут представить свои проектно-исследовательские работы, т. е.  их проекты будут являться не только допуском к ОГЭ, но и могут послужить материалом для конкурса.

В 1 полугодии  9 класса мы знакомились только  с теоретическими основами составления проектов:

  • с различной  классификацией (по доминирующей деятельности:
  • Практико - ориентированные (словари, таблицы, стенгазеты и др.)
  • Творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии…)
  • Мультимедийные (презентации)
  • Исследовательские (научно-исследовательские работы) и др.

По продолжительности выполнения

  • мини-проекты(1-2 урока)
  • краткосрочные (тематические)    (до 2 недель)
  • долгосрочные      (от нескольких месяцев до года)
  • Этапы работы над проектом
  • Постановка проблемы. Анализ проблемы. Выбор темы проекта.
  • Выдвижение гипотез решения проблемы и планирование работы по реализации проекта.
  • Поиск информации
  • Изготовление и оформление продуктов.
  • Выбор формы презентации и подготовка к ней.
  • Собственно сама презентация
  • Рефлексия

На занятиях мы подробно рассматривали,  как   строить работу на каждом этапе проекта, анализировали   готовые проекты, по теме проекта пытались   выстроить примерное планирование: с  помощью «Мозгового штурма» учащиеся выдвигали гипотезу, учились  ставить цель, задачи, определять, к каким источникам информации лучше обращаться по той или иной теме. А потом уже сравнивали свои наработки с готовым проектом: а какой путь выбрал автор проекта.

Начиная со 2 пологудия 9 класса велась только индивидуальная работа учителя с учащимися по составлению итоговых проектов. Более сильные учащиеся в основном самостоятельно  справлялись, я, как руководитель, только корректировала недостатки,  а тех, кто испытывал трудности,  приходилось все время направлять и вести работу с родителями.

 Большую помощь при разработке проектов оказывали учащимся специальные памятки (их я раздала  всем учащимся в распечатанном виде)  Как выбрать тему Как составить паспорт проекта Как составить план работы над проектом Требования к оформлению проекта План выступления при защите проекта (причем эта памятка давалась с готовыми клише). 

Памятка 1.  Как выбрать тему.

Тему выбрать несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, астрономией, историей, спортом, искусством ,музыкой и т.д.)
- Чем, чаще всего я занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего проекта.

Памятка 2.  Как составить паспорт проекта.

Паспорт проектной работы предоставляется в бумажном варианте.

  • Название проекта.
  • Авторы проекта.
  • Научный руководитель проекта.
  • Аннотация к проекту (пояснительная записка).

Проект должен соответствовать примерной структуре:

  • Титульный лист (название ОУ, класс, автор (авторы), название проекта, руководитель проекта, год);
  • Оглавление (перечень частей проекта);
  • Эпиграф;
  • Введение (актуальность, цель, задача, гипотеза для работы);
  • Основная часть (ход работы для достижения поставленных целей);
  • Заключение (какие выводы получены, что удалось, что не получилось, почему, задачи на будущее по претворению результатов проекта);
  • Источники и литература  (на которую опирались при разработке проекта);
  • Приложение или сопровождение визуального ряда или видеоряда материалов.
  • Форма завершения проекта

ОБРАЗЕЦ паспорта исследовательского проекта:

Паспорт исследовательского проекта
- МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области

- Тема проекта: «Влияние СМИ на речь моих одноклассников»

- ФИО, класс
- Руководитель проекта: ФИО учителя
- с.Средняя Елюзань, 2022

 Формулировка постановки проблемы: Как СМИ влияют на речь моих одноклассников?

Актуальность исследования:

Свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет ошибкой.

Цель:

Исследование влияния средств массовой информации на речь подростков МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань

Задачи:  

I. Найти источники, в которых рассматривается проблема;

II. Отыскать и обсудить материалы публичных выступлений по телевидению, речь популярных интернет-блоггеров, содержание сочинений школьников;

III. Провести опрос среди учащихся Средней Образовательной школы с целью выявления влияния СМИ.

Объектом данного исследования - просмотры видеороликов, телепередач, содержание диалогов и письменных работ школьников.

Предмет исследования:

Уровень культуры СМИ и её влияние на речь подростков.

Гипотеза:

Для СМИ легче и доходнее писать не о реальных историях и реальных проблемах, а о чем-нибудь неправильном - спровоцировать возмущение и вызвать «вторичное возмущение». Все эти выражения ведут к снижению языковой грамотности людей.

Методы исследования:

I. Накопление информации, анализ и обобщение информации;

II. Наблюдение;

III. Анкетирование.

Памятка 3.  Как составить план работы над проектом

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как я могу  узнать что-то новое по выбранной теме. Для этого надо определить,  какими  методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Список доступных методов:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть книги;
- спросить у других людей;
- познакомиться с кино - и  телефильмами;
- обратиться к компьютеру; Интернету;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.

Подготовка к защите проекта

Собраны все сведения,  проведены все наблюдения. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, рассказать об этом людям.

1. Приготовить текст сообщения

2. Сделать выводы

3. Приготовить рисунки, схемы, макеты.

4. Приготовиться к ответам на вопросы

От чего зависит успех

Нужно верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться  к ней, невзирая на трудности. Верить в себя! 

 

Памятка 4.  Оформление проекта.

Требования к содержанию проекта

Проект может состоять из двух или трех основных частей:

1) теоретическая часть (обзор литературы);

2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);

3) проектная часть.

Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в материалы проекта или выносятся в приложения.

Первая страница

а) название проекта;

б) имя и фамилия автора(ов);

в) имя, отчество и фамилия, должность руководителя проекта;

г) название образовательного учреждения, где был выполнен проект;

д) год подготовки проекта

Вторая страница – оглавление

С третьей страницы – основное содержание проекта

а) обоснование актуальности проблемы;

б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;

в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);

г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);

д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);

е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);

ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания) 

Памятка 5. План выступления при защите проекта.

 

Пункты

Варианты

Приветствие

 

«Добрый день!» «Здравствуйте уважаемые члены жюри, гости  и участники конференции»
Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение)
«Меня зовут …… 
Я ученик(ца) ___ класса, школы № ___ города»

Название темы

«Представляю вашему вниманию свой проект:
« ….»

Актуальность темы

«Эту тему я выбрал (а), потому что….» 

Кратко о поставленной цели проекта и способах                  ее достижения

«Цель моего проекта - …………………………
Основные задачи: 1……………………………………………………… 2……………………………………………………… 3………………………………………………………»

Кратко о дальнейших шагах по теме проекта

Кратко о ходе работы над проектом:

 

«Считаю, что данный проект может быть использован: 1…………………..
2…………………..
3……………………
«В ходе работы над проектом я:
1. Получил (а)  новые знания …..
2. Создал (а)   новые творения в виде: …………………
3. Определил(а)  новые проблемы (задачи):…………

Благодарность за внимание к выступлению

«Спасибо за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы…»

Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за интерес и вопросы по теме моего проекта…» 
«Всего доброго»  

 

Очень важна роль родителей в создании индивидуальных проектов, особенно для детей с низкой мотивацией к обучению. Для них я тоже предложила памятку «Роль родителей на этапах выполнения проекта»: конкретные советы, как можно помочь ребенку на каждом этапе составления проекта

Памятка1 . Роль родителей на этапах выполнения проекта

Этапы проектной деятельности

Возможные действия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи.

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записать их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор.

Выбирается и формулируется тема проектной работы.

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Формулируется задача проекта.

Может потребоваться помощь в правильной формулировке цели и задач проекта.

Разрабатывается план и структура выполнения проекта.

Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка. возможно, потребуется помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения.

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта.

Обдумайте с ребенком возможные результаты.

Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой.

Распределяются обязанности между участниками проектной группы.

Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучаются источники и литература по теме проекта.

Посодействуйте в посещении библиотеки, можно посоветовать дополнить или убрать какие-либо источники; можно помочь организовать опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседу, работу в Интернете.

Собирается и обрабатывается информация по проблеме.

Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации.

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности.

Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.

Оформляются результаты работы, и готовится отчет.

Подскажите основные правила оформления документов, можно оказать помощь в редакционной правке, оформлении, грамматическом или стилистическом контроле.

Проект готовится к презентации.

Помогите прорепетировать выступление, помочь провести последнюю проверку, снять волнение перед выступлением.

Публичная презентация проектной работы.

Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им.

Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода.

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.

Памятка2  . Роль родителей на этапах выполнения проекта 

Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.

Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.

Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

Меньше наставлений, прямых инструкций.

Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

Не раздражайтесь.

Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.

Учите доводить дело до конца.

IV.  ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Закончив работу над  индивидуальным проектом, обучающиеся подготовили выступление к защите.

Публичная защита индивидуального проекта имеет решающее значение во всей работе и проводится перед всеми обучающимися класса и комиссией

Для получения хорошей и отличной оценки было обязательно наличие презентации.

При подготовке  выступления учащиеся также пользовались памяткой   «План выступления при защите проекта» 

V.     КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Проект оценивается по 2-м группам критериев:

1) критерии оценки содержания проекта;

2) критерии оценки защиты проекта.

Критерии оценки содержания проекта (максимальное количество баллов – 25):

• Выбор темы: обоснование выбора, актуальность и новизна (0 – 3 б).

• Целеполагание: формулировка целей и задач, которые следует решить (0 – 3 б.).

• Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям (0 – 2 б.).

• Планирование, определение последовательности и сроков работ, их соблюдение при выполнении проекта (0 – 2 б.).

• Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность (0 – 2б.).

• Собранность, целеустремленность, высокая мотивация (0 – 2 б.).

• Личный вклад автора проекта, его самостоятельность (0 – 3 б.).

• Содержательность работы, логичность и стиль изложения, научность, лаконичность, аргументированность (0 – 5 б.).

• Оформление индивидуального проекта: аккуратность, грамотность, соответствие методическим рекомендациям (до 3 б.).

Руководитель проекта выставляет средний балл за каждый из девяти представленных выше критериев:

Критерии оценки защиты проекта (максимальное количество баллов – 20):

• Качество доклада

- доклад зачитывается (1б.);

- доклад пересказывается, но не объяснена суть работы (2б.);

- доклад пересказывается, суть работы объяснена (3б.);

- кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом (4б.);

- доклад производит очень хорошее впечатление (5б.).

• Качество ответов на вопросы

- нет четкости ответов на большинство вопросов (3б.)

- ответы на большинство вопросов (4б.);

- ответы на все вопросы убедительны, аргументированы (5б.).

• Использование демонстрационного материала

- представленный демонстрационный материал не используется в докладе (0б.);

- представленный демонстрационный материал используется в докладе (3б.);

- представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется (5б.);

• Оформление демонстрационного материала

- представлен плохо оформленный демонстрационный материал (3б.);

- демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии (4б.);

- к демонстрационному материалу нет претензий (5б.).

Таким образом, можно предположить, что метод проектов повышает мотивацию при изучении школьных редметов  и дает свободу творческой и созидательной деятельности учащихся . В заключении можно сказать, что при выполнении проектных заданий, ученик  получает возможность мыслить творчески, самостоятельно планировать свои шаги, прогнозировать варианты решения задач

«Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема: «Методы оценивания»

Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы учителя МБОУ «Иозефовская ОШ» Петраковой Г.М....

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы «Практика использования дистанционных образовательных технологий в школе: ограничения и возможности»

Мое отношение к дистанционному обучению можно выразить так: "Дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только ...

Доклад на заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Игоровые технологии на уроках русского языка»

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...