Положение " Культурно-образовательное событие "Зимний бал" 2024 г
статья

Гладкова Анна Вячеславовна

Положение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  на педсовет

 Гладкова А.В. , г. Улан-Удэ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время многие исследователи, писатели, ученые, педагоги занимаются  проблемам одаренности ребенка. В современной литературе появляется все больше статей и публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Это объясняется, прежде всего, современными реалиями.  Во всех  документах от школьного до федерального уровня поддержка «одаренного ребенка» провозглашается приоритетной задачей, ведь именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на международной арене.  Сейчас, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, такая работа с детьми является крайне необходимой.

Однако, говоря об одаренности, стоит заметить, что не существует четкого и единого определения данного понятия. Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым пониманием этого термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта, гениальности.  Существует мнение, что работа с одаренными детьми, создание различных условий для развития одаренности личности -  все это не что иное, как формирование элиты,  индивидуальная работа с узким кругом избранных детей. По моему мнению, это в корне неверный подход. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Одарен каким-либо талантом, способностями каждый, каждый многогранен от природы, нужно лишь помочь ребенку развить эти способности, раскрыть эти качества, заложенные в нем, «отшлифовать грани».  Следует лишь создать условия для развития творческих способностей каждого учащегося, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса.

Полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом.  От того, какими мы воспитаем детей сейчас, зависит наше будущее, а потому от педагога требуется максимальное содействие развитию потенциальных возможностей личности ученика, способности к творческой мысли.  На мой взгляд, в учебном процессе развитие одаренности ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.  Ведь главной задачей современной школы и является подготовка самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан, создание  условий для развития интеллектуальной, активной, разносторонней,  творческой личности учащихся.

Непременная отличительная черта такой личности  – оригинальность мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения, способности к творчеству.  Недаром среди концепции одарённости популярной является теория известного американского специалиста в области обучения одарённых детей Джозефа Рензули. Он считает, что одарённые дети имеют общие или специальные способности на среднем уровне, однако для них характерен высокий уровень включённости в задачу, повышенный интерес к обучению,  высокий уровень креативности. Поэтому особенно важно использовать такие методы и формы работы, которые позволят ребенку проявить креативность мышления, будут способствовать развитию его интереса и мотивации.

Содержание работы с учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. На уроках русского языка и литературы я использую традиционные и современные методы работы с детьми: исследовательский, поисковый, проектный, который не возможен без информационно-коммуникационных технологий. Стараюсь разнообразить уроки нестандартными  и своеобразными формами работы, такими как:

  • дискуссии и диалоги;
  • творческие задания;
  • семинары, практикумы;
  • игровые  задания, ребусы, викторины.

Важно обучение не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. На таких уроках ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.

Внеурочные формы и методы работы также обладают широкими возможностями развития способностей  учащихся. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются:

  • творческие конкурсы,  интеллектуальные игры, марафоны;
  • школьные, городские, а также заочные олимпиады;
  • элективные курсы, кружки;
  • научно- исследовательские проекты учащихся.

Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся. Возможности исследовательской работы неограничены. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но развитие процессов научного познания, методов самостоятельного мышления. Мы с ребятами выполняли различные исследовательские проекты по русскому языку и литературе: «Исследование образа Бабы Яги в русских сказках», «Этимология слова «Россия», «Архаизмы в творчества Пушкина». Результативность данной работы по развитию навыков поисковой и исследовательской деятельности подтверждается участием в школьных научно-практических конференциях.

 Очень важно для развития ребят и участие в предметных олимпиадах, так как это один из способов определения глубины интереса учащегося к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.  Решение разнообразных филологических задач способствует развитию логического, аналитического и образного мышления. Таким образом, занятия олимпиадной подготовки способствуют развитию интеллекта учащихся, приобретению навыков решения нестандартных задач не только по филологии, но и по предметам естественнонаучного цикла. Все это обусловливает структуру заданий олимпиадной подготовки. Они должны быть разнообразными по форме и содержанию. В основе моей программы олимпиадной  подготовки лежит принцип системности и принцип разнообразия творческо-поисковых задач.  

К примеру, на олимпиадной подготовке по русскому языку я предлагаю ученикам такие типы нестандартных заданий:

«Перевод текста»
Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы синонимичными.

К нестандартным заданиям этого типа относятся:

  • «перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;
  • «перевод» текстов, написанных на несуществующем языке;
  • «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля.

«Лингвистические угадайки»

Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода», они должны либо восстановить «первоисточник» по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию. Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся, развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц, что, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения.
Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

  • угадывание слов по толкованию или по общему признаку;
  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
  • разгадывание загадок.

«Лингвистические вопросы»

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. При выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение.
К заданиям этой группы относятся:

  • вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, сопоставление вариантов);
  • вопросы занимательного характера (вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы).

«Творческие задания»

Это задания эвристического характера, требующие знаний в разных областях русского языка, навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, умения  сопоставлять и  систематизировать, создавать тексты различных стилей. Этот тип заданий связан с работой над комплексным анализом текста, его толкованием и оформлением, преобразованием. Такие задания требуют от учащихся умения анализировать текст, определять его особенности.

К заданиям этой группы относятся:

  • составление собственного текста;
  • редактирование чужого текста;
  • комплексный анализ текста;
  • составление  дополнительного задания к тексту

Эти и другие  задания способствуют углублению знаний по русскому языку и литературе, обогащению словарного запаса учащихся, развивают смекалку, сообразительность, воспитывают «языковое чутьё». Использование нестандартных заданий обеспечивает развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности; нестандартные задания (шутки, ребусы, кроссворды и  др.) требуют языкового анализа, а это один из эффективных методов обучения и развития.

 Внимательно изучив различные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что перспективными для развития ребенка являются комплексные использования различных форм работы, методов диагностики одаренности и развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»

Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все  р...

Влияние культурно-образовательного пространства гимназии на повышение культурного уровня выпускника.

Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...

ПОЛОЖЕНИЕ о IV Всероссийском культурно-образовательном проекте «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ»

ПОЛОЖЕНИЕо IV Всероссийском культурно-образовательном проекте«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ»...

Список произведений для учащихся 5-8 классов, рекомендуемых к прочтению в рамках Всероссийского культурно-образовательного проекта «КУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ ШКОЛЬНИКА»

Список произведений для учащихся 5-8 классов, рекомендуемых к прочтению в рамках Всероссийского культурно-образовательного проекта «КУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ ШКОЛЬНИКА»...