Технологии смыслового чтения при работе с текстами разных жанров и стилей.
материал

Технологии смыслового чтения при работе с текстами разных жанров и стилей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В.Курлович

МКОУ Илирская СОШ№2, п. Прибрежный

Технологии смыслового чтения при работе с текстами разных жанров и стилей.

При обучении иностранному языку в школе, основной задачей учителя является развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции и ее составляющих.Чтение относится к речевой компетенции, которая включает в себя аудирование и говорение, посредством которых мы достигаем предметный результат.

Смысловое чтение — это вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для овладения этим навыком разработаны различные стратегии. Это различные комбинации приемов, которые использую учащиеся для восприятия графической информации и ее переработки в личностно-смысловые установки, в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

При работе с текстом выделяются следующие этапы: предтекстовый, текстовый, послетекстовый. [4,86]

Рассмотрим кратко, какие приемы работы мы можем использовать при работе с текстами разных жанров и на каких этапах:

«Сокращение»

Жанр: публицистический, художественный. Послетекстовый этап. Учащиеся работают с достаточно большим текстом и им предстоит его сократить, например, до 10 предложений из 20  представленных в тексте.

«Анализ содержания»

Научно-популярный. Текстовый этап. Идёт работа с достаточно объемным текстом из нескольких абзацев. Дети читают абзацы и формулируют основную идею каждого абзаца.

«Ориентиры предвосхищения»

Жанр: научно-популярный. Предтекстовый, текстовый послетекстовый этапы.

Даётся таблица, состоящая из трех столбцов: «до чтения текста», «суждения», «после чтения текста». В графе «суждения» учителем предварительно составляются утверждения, которые потом встретятся в тексте. Ученик, начинает с этими утверждениями работать. Например, текст про приливы луны. В суждении номер 1 говорится, что оборот вокруг луны составляет 30 суток. Ученик может дать комментарий: это верно, либо он с этим утверждением не согласен. Соответственно после того, как ученики познакомятся с текстом, они уже заполняют третью графу информацией из теста. Таким образом, происходит прирост знаний «Что я знал до прочтения текста» и «Что я узнал после». [5, 51]

«Jig-saw texts»  

Жанр: прагматический, художественный. Текстовый этап. Послетекстовый. Текст представлен в виде разрозненных фрагментов теста, и задача учеников восстановить логическую последовательность текста. Можно также дать дополнительный отрывок текста, который никакого смыслового отношения к основному тексту не имеет и, задача учащихся- вычленить этот фрагмент.

 «Чтение вслух»

Жанр: художественный, публицистический. Текстовый этап.

Дети работают в группах параллельно друг другу. Каждый из учеников в группе по очереди читает небольшой фрагмент текста. Остальные участники данной группы, внимательно слушают, при этом не следя глазами по тексту в учебнике. Здесь проверяются и развиваются еще и навыки аудирования. После того, как читающий закончил читать свой абзац, остальные участники группы задают ему вопросы. После того, как вопросы к одному читающему исчерпаны, очередь переходит к другому ученику и так с остальными участниками группы.

«Ромашка Блума»

Жанр: прагматический, художественный, публицистический, научно-популярный.        Послетекстовый этап.

Прием основан на иерархии мыслительных процессов. В данном случае, используется несколько видов вопросов.  Вопросы учащимся могут быть заданы учителем, либо дети сами в парах, индивидуально, или в группах составляют и задают их своим одноклассникам, опираясь на текст. Предполагается, что мыслительный процесс иерархизирован, в зависимости от сложности вопросов. Самый первый тип вопроса — это простой вопрос, требующий однозначного ответа.  это общие вопросы, на которые мы отвечаем либо «да», либо «нет», либо вопросы, с кратким ответом, например, «How much do teens sleep?» «Следующий уровень—уточняющий вопрос, когда ученик может интерпретировать и анализировать полученную информацию, задавая вопросы при помощи, например, такой конструкции как «Правильно ли я понимаю, что +цитирование из текста» Сюда же отнесем альтернативный или разделительный вопрос. Следующий вопрос - объясняющий вопрос, который начинается с вопросительного слова «Why? How?» Он требует объяснения, либо аргументации.  Следующий уровень — это творческий вопрос, который опирается на информацию, получаемую учеником из текста, но при этом он включает уже свое воображение и начинает что-то придумывать, домысливать. Например: «What is your opinion about school timetable?» Задаются при помощи предложений условных наклонений первого и второго типа.

Практический вопрос может начинаться с вопросительного слова, либо без привязки какому -либо слову, главное, здесь идет связь между той информацией, которая получается учеником из текста и, непосредственно, его повседневной жизнью. Например: «What can we do to reduce stress?»

 И самый высший уровень мышления, это оценивание. Это когда ученики выражают свое мнение или отношение к тому, что они прочитали, к той информации, которую они получили, и к той проблеме, которая ставилась перед ними в тексте. Например: «What is your opinion about school timetable?» [2, 17]

«Пирамида фактов».

Жанр: публицистический, научно-популярный. Текстовый этап.         Дети представляют информацию в некой графической форме, например, пирамиды, где в основании они отмечают кратко, схематично, при помощи словосочетаний неполных предложений, некие основные сведения, которые они подчерпнули из текста. В середине пирамиды отмечаются важные факты, самое главное, самое основное. И в верхней, завершающей части пирамиды, отмечаются некие второстепенные детали, которые встречаются в тексте в качестве примера, либо дополнительной информации. Благодаря данному приему преследуется несколько целей, дети и структурируют информацию, заполняя таблицу и учатся отмечать главные и второстепенные факты, и сокращать текст.

«Перепутанные тексты»

Жанр: прагматический, художественный. Предтекстовый этап. Послетекстовый. Дети работают с одним текстом, который включает в себя два текста, но информация в этом одном тексте перепутана и, задача детей -разделить этот текст на два отдельных текста, у которого у каждого своя тема. Например, если в прошлом месяце мы изучали текст по страноведению «Шотландия», в этом месяце работали с текстом про культуру Ирландии, то можно взять информацию про Шотландию и Ирландию , перепутать предложения, дать детям этот сплошной текст и их задача состоит в том, чтобы найти факты, относящиеся к одной стране и факты, относящиеся к другой. [1, 34]

 «Воссоздание текста».

Жанр: художественный, научно-популярный. На всех уровнях.        Берем тест, убираем заглавные буквы, знаки препинания. Задача учеников заключается в том, чтобы расставить знаки препинания и посмотреть, где начинается предложение и где заканчивается.

 «Чтение про себя с пометками».

Жанр: публицистический, научно-популярный, художественный. Текстовый этап. Дети работают с таблицами, которые могут включать в себя разную информацию. Они читают текст и схематично, при помощи слов, сокращений, заполняют табличку в зависимости от того, насколько хорошо они поняли информацию, изложенную в тексте. «+Понял» «-Не понял» «? Надо обсудить»

Например, они ставят «+Понял», если информация понятна, в графе «- не понял» они выписывают то, что они не поняли, либо с точки зрения содержания, либо с точки зрения языка, к примеру, какая-то незнакомая грамматическая конструкция или лексическая связка. В графе «? Надо обсудить» записывается то, что ученика заинтересовало и нужно обсудить в классе с учителем.

+Согласен        _не согласен        !!! Требует обсуждения

 Другой вариант таблицы может быть выражение согласия, либо несогласия, или же требуется обсуждение. Если мы сравним данные таблицы, то первую мы будем использовать, когда текст идет больше информационного характера, вторую, когда в тексте излагается некая проблема. + Соответствует тому, что знаю        -Противоречит тому, что знаю        +Новое для меня? надо обсудить

И еще один вариант заполнения таблицы, когда ученик сравнивает ту информацию, которая есть в тексте с тем, что он знает, с тем что он знает, но почему -то тексте изложена иначе, то есть возникает какое-то противоречие , отмечает какие-то факты, которые являются абсолютно новыми и, возможно, вызывают удивление и ставятся в табличке как вопросительный знак и требует обсуждения.[5,61]

Рассмотрев используемые приёмы, хочется отметить, что они способствуют лучшему запоминанию изученного материала, активизируют познавательную деятельность учащихся на уроке. Школьники учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять. Наблюдая за учащимися во время чтения, вижу, как горят их глаза желанием дочитать, понять, решить вопросы, возникшие после чтения, отстоять свою точку зрения и послушать иную точку зрения соседа по парте. Все это и является основными признаками качественного вдумчивого чтения.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская И.А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
  2. Белая Е. В. «Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения / Е. В. Белая. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15964/ (дата обращения: 03.02.2022).
  3. Генике. Е. А. Профессиональная компетентность педагога / Е. А. Генике; отв. ред. М. А. Ушакова. // Библиотека журнала "Директор школы" - Москва: Сентябрь 2008. – № 5. — 174 с.  
  4. Лозицкая А. И. Формирование и развитие стратегий смыслового чтения при просмотровом чтении / А. И. Лозицкая. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10130/ (дата обращения: 03.02.2022).
  5. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению : междисциплинар. проблемы чтения и грамотности / Н. Н. Сметанникова. - Москва: Шк. б-ка, 2005, Ульяновск: Обл. тип. Печатный двор. - 509 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Зайцева Т.В. участник межтерриториальнойнаучно-практической конференции «Развитие профессиональной компетенцииучителей физии в условиях подготовкик реализации ФГОС основногообщего образования».г....

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Исследовательская работа на тему:"Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках иностранного языка"

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и ...

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...