Программа индивидуальных образовательных маршрутов для неуспевающих учащихся, имеющих неудовлетворительную оценку по ВПР и академическую задолженность по предмету
методическая разработка

Славгородская Елена Игоревна

Программа

индивидуальных образовательных маршрутов

для неуспевающих учащихся,

имеющих неудовлетворительную оценку по ВПР

и академическую  задолженность по предмету

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slabouspevayushchimi.docx91.53 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с отстающими учащимися

http://school5-apsheronsk.edusite.ru/images/p148_x_7eb837e7.jpg

Программа

индивидуальных образовательных маршрутов

для неуспевающих учащихся,

имеющих неудовлетворительную оценку по ВПР

и академическую  задолженность по предмету

Методическое объединение учителей естественно математического цикла

Пояснительная записка

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно  оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

1. Цели:

1) Выполнение Закона «Об образовании».

2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

2. Задачи:

1) Создать  условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.

2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить  мотивацию у слабоуспевающих учеников.

3) Изучить особенности слабоуспевающих  обучающихся,  причины их отставания в учебе и слабой мотивации.

4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.

5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.

Оказание помощи неуспевающему ученику

Виды помощи в учении:

*  Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

*  Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

        *  Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

*  Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Профилактика неуспеваемости

Контроль подготовленности учащихся        

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала        

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке        

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

        Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

  1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года  обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

 2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком

 3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика  и  корректирование  по мере необходимости

     4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий в  течение учебного года

План  индивидуальной  работы  с  неуспевающими  учащимися.

  1. Педагогическая  и  психологическая  характеристика  

учащегося.

  1. Тема  и  разделы, по  которым  ученик  имеет  пробелы.
  2. Методы  и  формы  работы.
  3. Число, месяц  проведения  занятий, к  какому  сроку, какая  тема  сдается.
  4. Оценка.
  5. Связь  с  родителями.
  6. Связь  с  классными  руководителями, общественными  организациями.

Памятка  учителю  в  работе  с  отстающими  учащимися.

    Когда  учитель  может  считать, что  сделал  все  возможное  в  работе  с  отстающими  учениками :

  1. Если  есть  план  индивидуальной  работы  с  отстающими  учениками.
  2. Если  учитель  2-3  раза  встретился  с  родителями  ученика, сообщая  им  о  его  проблемах  и  успехах.
  3. Если  ученик  получает  индивидуальное  задание.
  4. Помощь  и  консультации.
  5. Пересажен  с  последних  парт  к  более  сильному  ученику.
  6. Если  у  него  проверяются  все  письменные  работы.
  7. Если  ему  рассказали  и  показали, как  надо  учить  уроки
  8. И  спросили  за  четверть  5-6 раз.

Единые  требования  к  организации  индивидуальной  работы  с  учащимися.

  1. Своевременное  и  грамотное  изучение учащихся  с   помощью  имеющихся в школе  материалов и  выявления  пробелов  в  их  знаниях.
  2. По  каждой  теме производить учет умений и  навыков, которыми должен овладевать учащийся.
  3. Классификация  ошибок, допущенных  каждым  учеником  в  разных  видах  работ.
  4. Систематическое, тщательно  спланированное  повторение  ранее  изученного  материала.
  5. Своевременные  индивидуальные  задания  учащимся.

  1. Учет  индивидуальных  заданий  и  своевременная  их  оценка.
  2. Дополнительные  занятия  со  слабоуспевающимися учениками  во  внеурочное  время.
  3. Организация  взаимной  помощи  среди  учащихся.

Причины  неуспеваемости  учащихся.

 А. Первого порядка.

  1. Недостатки  учебно – воспитательной  работы  и  взаимодействия  школы  и  семьи.
  2. Недостатки  внешкольных  влияний.
  3. Отклонения  в  анатомо – физиологическом  развитии  школьника.

Б. Второго  порядка.

  1. Большие  проблемы  в  фактических  знаниях  ученика  и  его  умения.
  2. Слабое  развитие  познавательных  процессов.
  3. Слабое  развитие  навыков  учебного  труда.
  4. Недостатки  воспитанности, недисциплинированность.
  5. Отрицательное  отношение  к  учению.

Методы  изучения  причин  неуспеваемости.

 Рекомендуется  метод « Педагогического  консилиума».

Суть : Наличие  единой  программы  изучения, комплективный  обмен.

Далее  предлагается  комплекс  методов, допущенных  для  каждого  учителя :

  1. Целенаправленное  наблюдение……
  2. Беседы  с  учащимися, родителями, активом  класса  по  определенной  программе.
  3. Анализ  устных  ответов  и  письменных  работ  учащихся.
  4. Проведение  специальных « диагностирующих» работ  и  сочинений.
  5. Ознакомление  со  школьной  документацией / журнал, дневник, мед. карта/.

   

http://www.mediazavod.ru/system/pictures/images/000/016/780/1423966414/2549.jpg?1257479016   

Причины,  вызывающие школьную неуспеваемость:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т. е. детскость)
  • астеническое состояние;
  • снижение зрения;
  • гиподинамия;
  • социум;
  • миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
  • социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

- обстоятельства жизни ребёнка в семье;                                                                                     - взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). 

 Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми.  Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики  интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить.                                                                                                            Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.                                             Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

 Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:                                                            - пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ. 

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. 

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их  приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

               

  Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа обучающихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль.

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

 

Мероприятия

Срок

  1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

 Цель:

определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

    2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком.

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка.

Сентябрь (далее корректировать по мере необходимости)

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

В течение учебного года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение учебного года

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником.

В течение учебного года

Индивидуальный образовательный маршрут  со слабоуспевающими учащимися

 

№ п\п

Содержание работы проводимой с учащимся

Сроки

Ответственный

Примечания

1

Индивидуальные беседы с учащимся о состоянии его учебных дел.

В течение года

Классный руководитель

2

Установление причин неуспеваемости через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом.

В течение года

Классный руководитель,

администрация  школы

3

Ежедневный контроль успеваемости.

В течение года

Классный руководитель

4

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях

В течение года

Учителя предметники,

Классный руководитель

5

Организация индивидуальных консультаций по предметам.

В течение года

Классный руководитель

 

6

Анализ предварительных итогов успеваемости

Конец четверти

Учителя предметники,

Классный руководитель

7

Посещение квартиры

По мере необходимости

Классный руководитель

8

Ознакомление родителей через уведомление о неуспеваемости учащегося, дневник, электронный дневник, индивидуальные беседы, беседы по телефону.

По мере необходимости

Завуч, классный руководитель

9

Проведение индивидуальных консультаций.

В течение года

По мере необходимости

Учителя предметники

10

Индивидуальная работа на уроках, индивидуальные срезы по темам

В течение года

Учителя предметники.

        

Тетрадь индивидуальной  работы по предмету

Дата

   Предмет, тема

Содержание индивидуальной работы

Примечание, результат

Психотерапия неуспеваемости"

1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами // Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.

10. Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

Работа учителя предметника

п/п

Содержание работы

Ответственные

Сроки

Примечание

1

Индивидуальные консультации по темам:

Учитель предметник

2

Индивидуальная работа на уроках, индивидуальные срезы по темам 1-3четверти.

Учитель предметник

3

Групповая консультация по темам

Учитель предметник

 

6

Индивидуальные консультации по темам:

Учитель предметник

7

Индивидуальные консультации по темам:

Учитель предметник

8

Индивидуальные консультации по темам:

Учитель предметник

9

Индивидуальная работа на уроках, индивидуальные срезы по темам  

Учитель предметник

10

Групповая консультация по темам

Учитель предметник

11

Индивидуальная работа по теме

Учитель предметник

12

Индивидуальная работа по теме

Учитель предметник

13

Анализ затруднений в освоении учебного материала по математике

 

Учитель предметник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план индивидуальной работы классного руководителя с учащимися, имеющими трудности в развитии (неуспевающими)

План индивидуальной работыс учащимся 5 класса __________________на 2012-2013 учебный годЦель:  осуществление социальной и педагогической помощи обучающемуся, содействие психическому, психоф...

Методы обучения учащихся, имеющих низкую мотивацию к изучению предмета

Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особеннос...

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «русский язык»...

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоении учебного предмета «Русский язык».

Программа. работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении русскому языку. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способнос...

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоение учебного предмета «русский язык»

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоение учебного предмета «русский язык»...

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоение учебного предмета «Русский язык»

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательнымистандартами НОО образовательное учреждение предоставляет ученикам возможностьформирования индивидуальных учебных планов.В основе С...

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоение учебного предмета «русский язык»

Программа индивидуальной работы с учащимися, имеющими затруднения в освоение учебного предмета «русский язык»...