Современные требования к проведению самоподготовки
методическая разработка

Колтинова Людмила Викторовна

Самоподготовка является организационной формой учебной деятельности, формирующей навыки самостоятельной учебной работы воспитанников. Приёмы самостоятельной рациональной работы по предметам формируются учителем на уроках. На самоподготовке под руководством воспитателя осуществляется закрепление этих навыков, поэтому сотрудничество учителя и воспитателя является одним из важнейших условий успешной организации самоподготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоподготовка является организационной формой учебной деятельности, формирующей навыки самостоятельной учебной работы воспитанников. Приёмы самостоятельной рациональной работы по предметам формируются учителем на уроках. На самоподготовке под руководством воспитателя осуществляется закрепление этих навыков, поэтому сотрудничество учителя и воспитателя является одним из важнейших условий успешной организации самоподготовки.

В нашем центре психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» мы стараемся, чтобы воспитатель и учитель предъявляли единые требования и согласованно действовали, работая над развитием навыков самостоятельной работы воспитанников.

Основные воспитательные задачи самоподготовки:

- закрепить у воспитанников навыки самообразовательной работы;

- сформировать ответственное отношение к учебе;

- повысить организованность, дисциплинированность, собранность и прилежание учащихся;

- сформировать информационную компетенцию, обучить воспитанников пользованию словарями, справочниками, поиску информации в библиотеке.

Процесс самоподготовки имеет четкую структуру. Обязательные этапы самоподготовки:

- подготовка воспитанников к работе;

- самостоятельное изучение материала;

- самоконтроль и самооценка;

- педагогический контроль.

В центре «Гармония» созданы все условия, способствующие реализации учебно-воспитательного процесса: класс для проведения самоподготовки оборудован компьютерами и настольными играми, развивающими логическое мышление. Во всех помещениях соблюдаются санитарно-гигиенические требования. На каждом этапе самоподготовки воспитатель контролирует организацию учебного процесса, прогнозируя затруднения детей и продумывая способы их устранения.

Самоподготовке предшествуют прогулка и активный отдых, за 15-20 минут до начала самоподготовки воспитатель переводит детей на более спокойный вид деятельности. Продолжительность самоподготовки установлена уставом центра. Начальные классы делают домашнюю работу 1,5 часа, старшие – 2,5 часа.

К самоподготовке предъявляются следующие общие требования:

1. Самоподготовка начинается в назначенное время.

2. Ученик должен подготовить себя (опрятный вид, чистые руки) и рабочее место к началу самоподготовки, сосредоточиться.

3. Домашнее задание выполняется каждым самостоятельно.

4. Домашние задания по предметам выполнятся по порядку.

5. Воспитанники должны вести себя тихо, чтобы не мешать другим.

6. При желании обратиться к воспитателю ребенок поднимает руку.

В организационной части самоподготовки выяснятся объем домашней работы и определяется оптимальный порядок выполнения заданий. Ученики одновременно выполняют задания по одному и тому же предмету, чтобы воспитатель имел возможность контролировать самостоятельную работу каждого и при необходимости концентрировать внимание воспитанников на важном или вызывающем трудности вопросе.

В процессе самоподготовки необходимо, чтобы ученики начинали подготовку с повторения правил и классной работы, затем переходили к выполнению письменных заданий. Учащимся требуется научиться организовывать свою деятельность рациональным образом, чтобы повысить продуктивность работы и достичь положительных результатов.

Группа, в которой я работаю воспитателем, разновозрастная, большая часть воспитанников испытывает выраженные трудности в обучении, поэтому зачатую приходится оказывать индивидуальную помощь в процессе самоподготовки, используя различные воспитательные методы и приемы.

Наиболее эффективными на установочном этапе самоподготовки методами и приемами воспитательной деятельности являются организация деятельности учеников посредством информирования и разъяснений, формирование опыта, стимулирование и мотивация деятельности и поведения позитивными стимулами, эмоциональное воздействие, коллективная работа, практическая деятельность и положительные примеры. Использование описанных воспитательных методов способствует формированию у ребят навыков самодисциплины, воспитывает ответственное отношение к результатам учебного труда.

Самостоятельное выполнение домашних заданий активизирует деятельность по использованию учеником имеющихся знаний и поиск необходимой для успешного результата обучения информации. Дидактическая цель самостоятельности учащихся в процессе самоподготовки в формировании у них таких общих учебных навыков, как организация и планирование учебной работы, самооценка и самоконтроль, недостаточное развитие которых приводит к низкой эффективности работы учеников на самоподготовке.

На этапе самостоятельной работы ученики овладевают приемами учебной работы и совершенствуют знания, полученные на уроках, выполняя разнообразные упражнения и опыты, решая задачи и читая необходимую литературу. С помощью проведения аналогии с выполненными ранее заданиями и установлении различий между пройденными заданиями и теми, которые предстоит решить, ученики осуществляют самопроверку.

Самостоятельная работа способствует всестороннему развитию личности учащихся, предоставляет возможности в развитии и формировании положительного отношения к обучению, устойчивых интересов и навыков для самообразовательной работы.

В основной части самоподготовки целесообразно применение таких методов воспитательной деятельности, как метод формирования сознания (информирование, рассказ, разъяснение), ориентировки и формирования личностных качеств (упражнение, исходное требование), проблемного изложения (постановка проблемы, раскрытие пути ее решения). Основными приемами являются: самостоятельная работа, практическая деятельность, поиск информации, коллективная деятельность, упражнения и смена видов деятельности. Данные методы и приемы способствуют развитию у учеников логического мышления, умения находить простые решения для сложных задач.

Обучение воспитанников рациональному использованию времени предопределяет их способности к регулярной и систематической подготовке домашних заданий. В нашем центре воспитатели стараются приучить детей к рациональному использованию времени в условиях ограниченного времени самоподготовки, быстро и правильно готовить рабочее место для занятий, сосредоточенно выполнять заданное.

Для целей определения времени, необходимого для выполнения домашнего задания, периодически проводится выборочный хронометраж выполнения заданий различными учениками. Затем воспитатель совместно с учениками оценивает их организованность, рассказывает о методах повышения эффективности организации времени. В ситуации, когда в заданное время с заданием не справляется большинство детей, то воспитатель обращается к учителю с просьбой внимательнее относиться к объему домашнего задания.

Учащиеся должны понимать, что чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная необходимостью их выполнения, и к организации и планированию труда надлежит подходить ответственно, оценивая перспективу и определяя общее направление в работе и последовательность действий.

Очень важен этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы. Немаловажно объяснить детям, что они сами несут ответственность за результаты учебного труда, а потому должны выполнять задания в определенной последовательности и проводить самоконтроль, то есть самостоятельную проверку объема и правильности выполненного домашнего задания.Нашим воспитанникам всегда предоставляется возможность самопроверки, а в некоторых случаях организуется взаимопроверка, чтобы развить в учениках познавательные способности.

Подведение итогов работы. Здесь оценивается работа каждого ребенка: кто работал самостоятельно, кому было сложно, но они справились, обязательно оценивается желание ребят помочь товарищам в объяснении темы, разъяснении примера.

Эффективность самоподготовки оценивается воспитателем совместно с учителем, от которого воспитатель ежедневно получает информацию о текущей успеваемости воспитанников и рекомендации относительно контроля выполнения домашних заданий отдельными учениками.

Следует отметить, что при организации самоподготовки должно уделяться внимание организационным мероприятиям, снижающим перегрузку детей. В целях предотвращения повышенной утомляемости и нервозности детей в нашем центре после завершения самоподготовки воспитанников вовлекают в веселые игры или какое-либо интересное дело.

Каждый воспитатель к организации самоподготовки подходит творчески, помня о том, что самоподготовка для детей является огромным трудом. Правильно организованный процесс самоподготовки приучает учеников ответственно относиться к выполнению домашних заданий, дисциплинирует и улучшает работоспособность, а также помогает формированию у детей необходимых навыков и привычек самостоятельной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения самоподготовки в 9 классе

Закрепление и систематизация знаний....

Основные требования к проведению самоподготовки.

Основные требования к проведению самоподготовки в коррекционной школе-интернат 8 вида....

Современные требования к проведению урока в условиях реализации ФГОС

Современные требования к проведению урока в условиях реализации ФГОС...

"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".

Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...

«Методика проведения самоподготовки. Формы и методы проведения самоподготовки.»

Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение ро...