Статья:"Анализ программ по изобразительному искусству и музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" па предмет интеграции.
статья (5,6 класс) по теме

Маркушева Светлана Петровна

Статья  посвящена анализу некоторых аспектов  государственных программ по изобразительному искусству под редакцией В.С. Кузина и Б.М. Неменского  на предмет интеграции  раздела "Язык изобразительного искусства" с материалами соответствующего раздела многоуровневой музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!". Статья может представлять интерес для педагогов гуманитарного цикла, занимающихся интеграцией своего предмета с предметом изобразительного искусства, особенно для музейныз педагогов, учителей МХК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_programm_dlya_integracii.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ государственных программ по изобразительному искусству

на педмет  интеграции с многоуровневой

музейно - педагогической программой «Здравствуй, музей!»,

её раздела «Язык изобразительного искусства».

Интеграция курса «Язык изобразительного искусства» с учебным предметом «Изобразительное искусство» возможна на основе единства задач, принципов, методологии, содержания и форм работы.

        Наиболее эффективна с точки зрения реализации задач обоих программ, выработка интегрированного курса, где подбор заданий для практической работы будет согласован с содержанием программы «Язык изобразительного искусства», как ведущей, основной.

По содержанию и последовательности изложения материала наиболее согласуются между собой программы  ( М/п «Язык изобразительного искусства» и программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Под редакцией Б.М. Неменского,  раздел программы  для учащихся 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека». Ещё один положительный момент состоит в том, что в учебном плане на изучение предмета ИЗО по программе Неменского отводится 68 часов, то есть – 2 часа в неделю, возможно «спаренных».  Вполне достаточно времени для подробного освещения теоретических основ, просмотра слайдов, обсуждения содержания вопросов темы на первом уроке, и выполнение несложных  упражнений на закрепление изученного на практике на втором уроке.

На мой взгляд, большой  недочёт собственно программы Б.М. Неменского  состоит в том, что программу  предполагается использовать  для общеобразовательных школ, однако по содержанию, уровню заданий, объёму, требованиям к учащимся она больше рассчитана на специализированные художественно – эстетические учебные заведения и студии. Эта программа имеет фундаментальную экспериментальную почти двадцатилетнюю базу разнообразного педагогического опыта , буквально со  всей России, но при этом , до сих пор недостаточно разработана   система  последовательных упражнений, выполняемых учащимися до основного задания по заявленной теме. Обычно авторы  учебных пособий  фундаментально и основательно подходят к решению  культурологических, эстетических, искусствоведческих, нравственно – педагогических вопросов. Но реального времени для решения технического вопроса: как этому научить ребёнка за 45 минут урока, (потратив почти половину времени « погружению в тему»), они не отводят. А в основе художественного творчества лежит ремесло – владение приёмами работы, которым  можно научиться только при постоянной последовательной тренировке в системе поступательных продуманных упражнений.

Поэтому, не смотря на кажущиеся единство и последовательное изложение материала содержательной стороны в обеих программах по ИЗО  и по музейной педагогике,  всё- равно необходима коррекция: более целенаправленная формулировка темы урока, отбор содержания теоретического материала и детализация  практического задания. Возможно, замена творческого характера заданий на более простые, требующие   решения  какой – либо конкретной учебной задачи.

Интегрировать курс «Язык изобразительного искусства» с программой Б.М. Неменского для 5 класса  совсем нецелесообразно, так как последняя целиком посвящена  изучению ДПИ -  « Декоративно прикладное искусство в жизни человека».

Во многих школах, педагоги ИЗО  работают по  другой государственной основной «рабочей» программе -  «Изобразительное искусство» для  1- 9 классов, под редакцией В.С. Кузина.

Принцип организации этой программы несколько иной. Весь материал делится по видам художественной деятельности на блоки:1. Рисование с натуры (рисунок, живопись), 2.  Рисование на темы и иллюстрирование,3. Декоративное рисование, лепка, аппликация, 4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Учитель в праве компоновать уроки, внося разнообразие в  смену рода деятельности по своему усмотрению, с учётом смены времён года и дат календаря, знаменательных событий и т.д.

Этот принцип самостоятельного творческого моделирования  тематического планирования даёт возможность составить последовательность разновидовых по деятельности уроков в соответствии с нужным содержательным компонентом, что даёт дополнительные преимущества для интеграции с музейно – педагогической программой.

        « Минус» для учителя состоит в том, что по учебному плану для реализации программы отводится 34 часа в год ( 1 урок в неделю). Как успеть помимо основного задания по изо, хотя бы слегка «затронуть» теоретическую сторону вопроса? Более подробно и основательно это можно сделать на уроках – беседах,( которым  за год отводится 6 часов).

Интегрировать можно  в 5 и в 6 классе, но избирательно и не в полном объёме.

Хотелось бы  обратить внимание на существенные акценты при изучении одних и тех же вопросов в курсе музейной педагогики и на уроках изо:

 -  Язык изобразительного искусства для музейной педагогики – как предмет изучения, а для художника – как средство изображения и самовыражения. И естественно, какая бы программа по  изо для интеграции ни была выбрана, необходимо  изменить эти акценты при интегрировании не только формально в задачах тематического планирования каждого занятия, а изначально на уровне целеполагания.

Второе очень важное замечание относится к содержательной стороне практических заданий на уроках изо.  Изучать приёмы работы различными инструментами, свойства и качества художественных  материалов, элементы  изображения и выразительные  качества  художественного  языка на уроках изо необходимо, начиная  с 1 класса, поэтому знакомство с «языком изобразительного искусства» на практике   возможно будет  намного опережать  изучение этого материала в курсе занятий музейной педагогики в 5 классе.

С одной стороны, к 5-му классу у школьников складываются достаточно широкие представления в этой области, что позволяет обобщать,  углублять и систематизировать знания на уроках музейной педагогики. А с другой стороны,  встаёт настоятельная потребность изучать «язык изобразительного искусства» с первого класса, как необходимую  основу ремесла.

 Достойным фундаментальным  подспорьем в арсенале методических наглядных пособий по изо для педагога будут  видеофильмы из серии «Русский музей – детям», особенно « В мастерской художника – живописца», «Скульптура». В условиях ограниченного времени урока, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Прекрасно продуманные, оформленные, учебно – методические комплексы: учебное пособие с лекциями, вопросами, списком рекомендуемой литературы, мультимедийный диск, набор слайдов с сопроводительными комментариями, рабочие тетради – это полный арсенал необходимый и достаточный для плодотворной работы учителя. Огромной  благодарности достойны все участники и создатели  этого «арсенала». Поистине это титанический, героический подвижнический труд большого коллектива единомышленников.

И всё же становится досадно, от невозможности реально использовать все преимущества этого комплекса в реалиях учебной жизни отдельно взятой школы из-за несовершенной материально – технической базы, из – за неумелой организации учебной  работы в самой школе, из –за равнодушия  властей, представителей бизнеса , родительской общественности к вопросам культуры в целом.

Если же говорить конкретно о содержательной стороне программы «Путь в изобразительное искусство», её разделе - «Язык изобразительного искусства» есть темы, которые достаточно просто закрепить в нескольких практических заданиях. Некоторые же темы: «Свет и тень. Свет и тень в живописи.» и «Цвет в природе и изобразительном искусстве. Цвет как предмет научного исследования.» достаточно проблематичны для изучения в 5 классе. Учащиеся 5 класса только начинают выполнять задания, где наряду с формой предмета необходимо показать его объём графическими или живописными приёмами. Поэтому задания, закрепляющие умения выявить объём предмета с помощью изображения светотени на поверхности предмета носят учебный характер, лишены творческого начала, что школьниками определяется эмоционально, как «скучно».

Некоторые вопросы теории цветоведения, касательно научных исследований для пятиклассников просто непонятны, и  должны быть« переработаны» учителем и донесены школьникам в популярной и доступной форме. Основываясь на материале лекции №5,замечательного учебного пособия Бориса Андреевича Столярова, приходится до минимума не только сократить объём излагаемого материала, но и «упростить» для восприятия содержание, так как оптические явления и волновые теории рассматриваются в разделе физики, изучаемого только в 9 классе.

Таким образом,  вывод из всего сказанного следует только один – интегрировать просто необходимо!

Вариантов может быть несколько. На мой взгляд, лучший из них – программа музейно- педагогическая – как основа и руководство к действию.

И в заключении, хотелось бы отметить очень важный аспект, для всех педагогов, рискнувших заняться интеграцией изобразительного искусства и музейной педагогики на основе многоуровневой музейно-педагогической программы  «Здравствуй, музей!», которая уже в течение почти пятнадцати лет апробируется и внедряется в школах России. Недавно музейно-педагогическая программа получила статус государственной,  поэтому при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений , использующих данную программу, не должно быть никаких проблем.

Рекомендуемые материалы  для дальнейшего анализа и работы при

составлении  авторского  курса интегрированных занятий по изо

 и музейной педагогике  по разделу «Язык изобразительного искусства»:

  1. Курс «Язык изобразительного искусства» (5-6 классы)
  2. Программа « Изобразительное искусство и художественный

     труд 1-11 классы»  ( под редакцией Б.М. Неменского.

     ( 5 класс, 6 класс)

  1. Тематическое планирование занятий по изо
  2.  для учащихся 5 и 6 классов  

     по программе Неменского.

  1. Программа «Изобразительное искусство»

           1 -9 классы (под редакцией В.С. Кузина), 5 и 6 классы.

5.       Тематическое планирование занятий по изо для учащихся 5 и 6

           классов по программе  В.С.Кузина.

  1.      Тематическое планирование занятий по музейной педагогике для

           учащихся 5-классов. «Язык изобразительного искусства».

  1.      Презентация Маркушевой С.П. с иллюстративным материалом  к

          некоторым темам  музейно- педагогической  программы

         «Здравствуй, музей!» , раздела программы  -

         «Язык изобразительного  искусства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...