ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАУЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
статья (11 класс) на тему

Букреева Екатерина Евгеньевна

ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАУЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ. сб. Учитель-учителю.№10. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАУЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Букреева Е.Е.

«Кто не знает куда направляется,

очень удивиться, что пошел не туда».

(Марк Твен)

         Сейчас наша страна, это государство с богатой историей, природой и культурой, природным, а также человеческим потенциалом…Мы обладаем 15% мировой суши, где проживают менее 2% населения планеты. Мы владельцы приблизительно 30% мировых запасов нефти и газа, почти половины мировых запасов полезных ископаемых, что уж говорить о наших лесах, реках.… А вот наши соседи не могут похвастаться таким богатством и простором. Уже сегодня весь мир пылает в религиозных, демографических, социальных, политических конфликтах. А что же ждет нас и нашу страну?

Стало ясно, что определяющим фактором того, какое будет наше будущее, зависит от тех, кто сейчас сидит за школьными и студенческими столами, от того, как они отнесуться к своей стране. Поэтому на нынешних педагогах лежит огромная степень ответственности за формирование патриотической, гражданской позиции. Но этого нельзя сделать без формирования в первую очередь духовно-нравственных качеств.

Но говорить и декларировать не сложно, а вот сделать, это уже куда сложнее. В стране к концу XX начале XXI века произошли серезные преобразования, изменения затронули не просто все сферы жизни общества, а еще и сознание людей. Оглядевшись теперь мы видим вокруг себя пропаганду насилия, возвеличивания денег, подмену духовных ценностей, разврат – разве в такой обстановке могут сложиться нормальные условия для воспитания, социализации, формирования духовности и нравственности молодого человека, да еще и с активной гражданской позицией? Задача поистине невыполнимая….

А тут еще наше руководство активно толкает нас «в рынок» и уже требует от педагога воспитать новую личность, с новыми качествами – конкурентноспособную. И сколько бы мы не говорили, не ругали, не прогнозировали, как это скажется на душах молодёжи, деться уже некуда. Теперь просто необходимо, чтобы воспитание оприралось и на формирование таких черт как инициативность и предприимчивость. Ведь рынок труда очень нестабилен, а устраиваться в жизни придется, видимо расталкивая всех локтями и даже если надо идя по головам. Других методов конкуренции почти не применяется.

Но ведь это еще не всё, педагогам надо еще преодолеть равнодушие, которое мы наблюдаем повсеместно и которое так хорошо ложиться на неокрепшую психику обучающихся, ведь это так просто, когда тебе всё-равно. Не надо ни с кем общаться, достаточно набить пару слов в интернете, можно пройти мимо человека, которому нужна помощь, ведь зачем искать лишние проблемы, зачем помогать другу, ведь он твой будущий конкурент.

Конечно, педагог своим творчеством, подчеркиваем, именно творчеством может решить все эти проблемы. Но есть еще один «враг» - это «системы и стандарты». Ведь с выходом каждого становится всё труднее и неопределеннее. «Каким стандартам кланяться», так назвал свою статью от 1 февраля 2011года кандидат исторических наук Ю.И. Зубков. Он пишет «…идея с реформами сама по себе красивая, но туманная. …Когда перемен одновременно слишком много, когда на стандарты одного поколения наслаиваются вторые, третьи – в результате у многих реформ может быть весьма грустный итог». Ведь стандарты хороши на заводах, но не в кабинете учебного заведения. Тем более что они значительно перегружены. Только человек, у которого развязаны руки, может творить, может учить, воспитывать, да еще и получать от этого удовольствие.

Спасательным кругом среди всех этих бед, проблем, а порой и откровенного безобразия может стать воспитание культурного и интеллигентного человека. Поэтому планируя и разрабатывая занятие, необходимо всегда предусматривать воспитательный аспект содержания учебного материала. Можно даже условно сказать так, что преподаватель должен держать в голове одну воспитательную цель и решать её каждый день благодаря постановке воспитательных задач. Ведь нельзя в один момент воспитать, для формирования нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности необходимо время и внимание к этим задачам должно быть неугасающим и постоянным.

 На занятии студент вступает во взаимодействие с различными  нравственными объектами, с которыми. Прежде всего - это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться преподавателем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке - непреходящая задача педагога.

Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет студент, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность.

Третий объект - общество и коллектив. Отношение студента к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения студентов к коллективу, к группе. Бережное отношение к имуществу учебного заведения и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке - в этом студент проявляет себя как член общества. Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд. Отношение студента к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию преподавателя на уроке. И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в осознании своих прав, свобод и конституционных обязанностей как гражданина, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду, к своей будущей профессии. Чрезвычайно важно, чтобы преподаватель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у студентов. Без участия в воспитании вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в каждом студенте, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. Так как на одном занятии невозможно сразу же воспитать студента, то в формулировке воспитательных целей лучше использовать слова: «стремиться воспитать»; «способствовать воспитанию», «продолжить воспитание», «продолжить формирование» и т.д.

Примеры формулировок воспитательных целей занятия:

  1. cпособствовать воспитанию чувства гуманизма, коллективизма,
    взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости;
  2. cтремиться воспитать чувство ответственности за порученное
    дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга;
  3. стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию;
  4. продолжить формирование высокой нравственной, эстетической и физической культуры;
  5. продолжить воспитание культуры общения, умение управлять эмоциями;
  6. культивирование интеллигентности как высокой меры воспитанности;
  7. продолжить развитие творческой активности, самостоятельности и критичности мышления, умения работать в коллективе;
  8. показать связь изучаемого материала с реальной жизнью,    с производственной (профессиональной) деятельностью,    с актуальными
    общественно - политическими событиями, сделать акцент на соответствующих вопросах темы, способствующих у студентов воспитанию патриотизма, гуманизма;
  9. воспитывать мотивы труда, то есть добросовестного отношения
    к труду, к своему рабочему месту;
  10. воспитывать мотивы к учению, то есть положительного отношения к знаниям;
  11. продолжить воспитание воли и самостоятельности: настойчивости, умения преодолевать трудности, владеть собой (выдержка), самообладание, развитие умения действовать самостоятельно;
  12. продолжить формирование диалектике - материалистического
    мировоззрения;
  13. продолжить воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей;
  14. способствовать воспитанию уважения к своей Родине;
  15. способствовать воспитанию активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
  16. продолжить воспитание в студентах средствами урока уверенности в своих силах;
  17. способствовать воспитанию гуманизма и любви к прекрасному;
  18. способствовать к подведению студентов к выводу о самоценно
    сти человеческих качеств;
  19. продолжить развитие у студентов  коммуникативной культуры (умения общаться, развивать монологическую и диалогическую речь);
  20. воспитывать чувство гордости к своему народу, к его истории и
    культуре; формировать бережное отношение к природе — народному достоянию;
  21. формировать привычки оказывать помощь товарищам в учении, труде, повседневных делах, например, побуждать учащихся оказывать помощь, внимание поддержку друг другу при выполнении лабораторной, практической работы;
  22. развивать требовательность к себе и товарищам, например, формировать добросовестное отношение к выполняемому заданию, развивать привычку быть добропорядочным в различных ситуациях;
  23. воспитывать положительное отношение к знаниям, например, раскрыть смысл изучения нового способа действий для дальнейшей учебной или производственной деятельности;
  24. воспитывать привычки своевременного выполнения любой нужной работы, воспитывать ответственность за свои действия и поступки;
  25. развивать культуру речи и письма, организации своего рабочего места;
  26. формирование   уважения к избранной профессии, принципов построения профессиональной карьеры, навыков поведения на рынке труда;
  27. развитие гуманистических принципов, формирование культуры
    личности;
  28. формирование основ культуры здоровья;
  29. воспитание дисциплинированности и эстетических взглядов;
  30. формирование уважительного отношения к федеральным законам государства, привитие потребности в необходимости их исполнения и использования в своей дальнейшей профессиональной деятельности;
  31. формирование уважительного отношения к символике государства;
  32. воспитание осознанного гражданского отношения студентов к своим правам, свободам и конституционным обязанностям;
  33. содействие становлению коммуникативной компетентности студентов в условиях групповой деятельности;
  34. формирование у студентов положительной мотивации профессиональной деятельности, связанной с работой с их анализом и использованием в профессиональной деятельности;
  35. используя компетентностный подход в обучении, показать практическое применение полученных знаний;
  36. воспитание умения общения и ответственности при работе в группах;
  37. формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности;
  38. продолжить воспитание самостоятельности, ответственности, инициативы при выполнении поставленных задач;
  39. содействовать осознанию студентами полученных знаний как личностной ценности;
  40. стимулировать творческий поиск студентов, создавая соответствующие условия и ситуации;
  41. продолжить развитие умения   студентов работать в должномтемпе (писать, чертить, конспектировать...);
  42. формировать у студентов творческий подход к изучаемой дисциплине.

Педагог для себя всегда ставит цель. Воспитанникам эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых сам воспитанник осознает цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства педагога, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня творческого объединения и возможностей воспитанников. Большую роль так же играет интуиция, личность педагога, владение им ситуацией на занятии, наличие у него психологических знаний.

При постановке целей следует обращать внимание на следующее: проблемность материала; наглядность; воздействие на эмоции и чувства; стиль общения; применение воспитанниками знаний на практике; развитие способностей воспитанников; интеллектуальные способности воспитанников; совокупность решений множества задач; ожидание результата.

Преподаватель должен ставить лишь ту цель, в выполнении которой он уверен. Ведь четкая постановка целей и их достижение создает ситуацию успеха и радости на уроке, без чего общение может превратиться в тяжелый, нудный труд, И следует отметить, что одной из черт современных педагогических технологий является, прежде всего, диагностика целей, т.е. каждый педагог, ставя цель должен быть, уверен, что она будет выполнена. Если уверенности нет, то цель должна быть на ступеньку снижена (в группах с более слабым контингентом).

Преподаватель должен брать не количеством затраченного времени, а четко поставленной целью и ее достижением. В педагогической работе нет мелочей. И умение формулировать цели является одним из критериев мастерства педагога.

Список использованной литературы.

Тубольцева А.В. Воспитательные цели занятия: методические рекомендации для преподавателей.//Из опыта воспитательной работы в техникумах и колледжах Курской области: сборник научных и методических материалов. – Курск, 2011. С. 99-104.

Каким стандартам кланяться? http://www.kpravda.ru/article/education/016131/ (12/02/2012)

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – Academia, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательсккая работа "Речевой этикет в современных социокультурных условиях""

Исследовательсккая работа посвящена речевому этикету школьников....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях

Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях Процесс воспитания – это сложная цепь взаимодействия людей в социуме. А значит, проблемы социума обязательно отражаются на процессе восп...

Статья "Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях".

P { margin-bottom: 0.21cm; } Учитель и ученик – это диалог двух культур, дополняющий друг друга. ...

Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования

Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования          Художественно-эстетическое образование, которое входит не...

Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"

Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"Доклад был представлен на Всероссийской конференции по русскому языку «Речевое развитие обучающихся – основа р...