Формирование культурологической компетенции школьников на уроках русского языка и литературы.
статья по теме

Материалы статьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культурологической компетенции школьников

на уроках русского языка и литературы.

                                                            Чернякова Т.Л., ст. Ярославская, Мостовский р-он, Краснодарский край

        Обращение к культуре всегда было свойственно педагогике, но каждое время было отмечено своим, характерным именно для него аспектом и углом зрения на единство культуры и педагогики. Современный педагогический процесс – это процесс, в котором человек и культура в поисках взаимосвязи обращаются к гуманитарным наукам, педагогическому знанию, психологии, религии, искусству, народным традициям. В современных условиях в научной литературе по проблемам обучения преобладает точка зрения о необходимости культурологического подхода к изучению обществоведческих и  гуманитарных дисциплин.

    Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической.

  Под «культурологической компетенцией»  следует понимать такое  качество личности, которое позволяет:

- ощущать себя объектом культурно-исторического процесса;

- быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства;

- понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей;

- быть частью  современного мира, оперируя реалиями, обычаями, образами и своего народа,  и других народов Земли.

   Для реализации поставленных задач необходимо интегрировать предлагаемый школьникам  учебный материал по русскому языку и литературе, восполнять материал этих предметов другими (история, обществознание, основы православной культуры, кубановедение, МХК, искусство). Причём, при любых комбинациях материала, предметная идея, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной.

    В методической литературе выделяется несколько уровней интегрированности. Уровень этот определяется тем кругом задач, которые можно выполнить только благодаря интеграции. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков.

    I уровень.  Учебный материал интегрируется внутри одного конкретного предмета. Исследование учебного материала даёт возможность перехода от предметного образования к комплексному, когда из разных частей учебного материала создаётся единое целое.

    II уровень. Понятийно-информационные сферы разных предметов объединяются с целью наилучшего запоминания сведений, сопутствующего повторения, введения в тему дополнительного материала.

    III уровень. Явления и объекты разных областей сопоставляются и противопоставляются.

    IV уровень. Самостоятельное сопоставление фактов, суждений, установление связей и закономерностей, применение выработанных учебных умений. Данный уровень позволяет решить задачу интегрированного обучения: научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.

    Дидактическим материалом для уроков русского языка и литературы могут служить произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, музыки, литературы, которые влияют на эмоциональную сферу человека. Именно эмоциональная сфера человеческой личности, те чувства, что составляют нравственную основу человека, должны стать объектом глубокого, осознанного и всестороннего изучения на уроках русского языка и литературы.

       Разнообразные формы существования культурологической информации в структуре литературно-художественного произведения определяют и разнообразие приемов работы с ней. Это такие приемы, как культурологический комментарий (например, комментарий к устаревшим словам, которые встречаются в произведении), культурологическая справка (если требуется развернутое объяснение чего-либо), культурологическая характеристика литературного образа, постановка проблемных вопросов, посредством которых культурологический материал связывается с анализом произведения, культурологический анализ, построенный на сопоставлении художественного текста с первоисточником

Работая над текстом при изучении грамматических тем русского языка, возможно расширить систему заданий, которые предполагают культурологический подход за счет осмысления заголовка текста, предугадывания содержания, структуры и смысла текста. Разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают сделать уроки русского языка и литературы интегрированными по содержанию. Идея приобщения учеников к культурному наследию нации на практике  реализуется экстралингвистическим путем, то есть через расширение дидактической базы уроков, путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры.

       Использование произведений искусства (музыка, живопись) в качестве объекта исследования, описания, дидактического и иллюстративного материала на уроках русского языка и литературы также способствует формированию культурологической компетенции учащихся. Произведение искусства несёт в себе не только отпечаток личности автора, его индивидуальное видение мира, но и след определённой исторической эпохи, аккумулирует срез национально-культурных традиций, является частью национально-культурного самосознания народа. Язык и культура, соединяясь в учебном процессе, предполагает обогащение словарного запаса учащихся искусствоведческими терминами, словами с культурным компонентом, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере. Приобщение к шедеврам русского искусства постепенно формирует у учащихся чувство красоты, добра, справедливости, уважение к родному народу, воспитывает понимание преемственности с традициями лучших достижений мировой культуры.

Литература.

  1. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М., 1999.
  2. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. – Л., 1990.
  3. Брюханова, О.В. О культурологическом подходе к образованию и воспитанию школьников // Литература в школе. - 2007. - № 11. – С. 25-26.
  4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос.  акад. образования / А.Я. Данилюк. ― М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
  5. Захарова, Л.И. Использование культуроведческого материала на уроках русского языка // http://festival.1september.ru/articles/565670/ (2011).
  6. Пахнова, Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре // Русский язык в школе. — 2003. - № 5. – С. 3-10.
  7. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. – 112 с. - (Стандарты второго поколения.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе

Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию ком...

Использование компьютерных технологий в выработке основных компетенций школьников на уроках русского языка и литературы

В этой работе я постаралась обобщить свой опыт по применению компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы; рассмотреть, какие компетенции при этом вырабатываются у учащихся....

Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

       Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...

Формирование культурологической компетенции учащихся на уроках русского языка на основе диалога культур

Язык — форма и зеркало национальной культуры.Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед образовательными учр...