Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе для 5-9 классов.
учебно-методический материал по теме

Матюшкина Мария Евгеньевна

В презентации представлены компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе, нацеленные на достижение метапредметных результатов.

Представлены задания , целями которых является формирование информативной, регулятивной и коммуникативной компетентности у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon koz_matyushkina_m._e.ppt196.5 КБ
Файл inf_komp_matyushkina.docx17.97 КБ
Файл kom_komp_matyushkina.docx17.95 КБ
Файл reg_komp_matyushkina.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредметные результаты Компетентностно-ориентированные задания Предмет: русский язык Учитель: Матюшкина М.Е.

Слайд 2

Регулятивные Целеполагание. Применение технологий ( систематизация материала, составление алгоритма действий). Проверка выполненного задания при помощи алгоритма. Оценка деятельности и её результатов.

Слайд 3

Характеристика задания: Тема: « Буквы Е-И в суффиксах –ек-, -ик- имён существительных». Ключевая компетентность: регулятивная. Текст задания: Колдовство злой волшебницы Ябеды Корябеды заставляет гнома Кроша сильно икать, если вы, его друзья, делаете ошибку в правописании суффиксов –ек-, -ик- имён существительных можем помочь гному? Расколдовать Кроша можно , составив при помощи «икающего» правила волшебное заклинание. А что вам поможет сформулировать правило ? ( надо рассмотреть примеры и найти закономерность , чтобы составить алгоритм действий) Составив правило – заклинание, выполните задание, чтобы убедиться, что наш гном наконец-то перестал икать.

Слайд 4

Коммуникативные Умение публично выступать. Умение вести диалог , спорить аргументированно и доказательно. Умение выслушивать оппонента и задавать контрвопросы. Умение уважительно относиться к противоположной точке зрения оппонента, умение изменить свою точку зрения .

Слайд 5

Характеристика задания: Тема : семинар по комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума» на тему « Моя интерпретация образа Чацкого». Ключевая компетентность: коммуникативная. Задачная формулировка: Вам предстоит написать сочинение на тему « Моя интерпретация образа Чацкого». Чтобы ваше сочинение получилось полным и интересным, надо выслушать несколько точек зрения . В вашем классе образовались две группы. Одна утверждает, что Александр Андреевич Чацкий очень умён и что его пламенные монологи изменят некоторых героев комедии , « фамусовское общество» содрогнётся от гнева и правды. Другой группе близка позиция А. С. Пушкина, считавшего, что Чацкий « мечет бисер перед свиньями» и что умён не Чацкий, а Грибоедов. Каждая группа представит аргументы и доказательства в пользу своей точки зрения, а также задаст вопросы оппонентам.

Слайд 6

Информационные Извлечение информации. Обработка информации. Анализ, синтез информации. Умение работать с различными источниками информации.

Слайд 7

Характеристика задания: Тема : «Работа над речевыми ошибками в сочинении» Ключевые компетентности: информационная. Задачная формулировка: Вы готовитесь к ГИА по литературе. Выполняя одно из заданий, вы в сочинении интерпретировали образ Татьяны Лариной. Один девятиклассник , подбирая нужные эпитеты, назвал Татьяну « клёвой». Учитель счёл это нарушением и снизил оценку за работу. Выясните, какое именно нарушение допустил ваш одноклассник.



Предварительный просмотр:

                                                                     Структура задания

Учитель: Матюшкина Мария Евгеньевна.

Характеристика задания (информация для учителя)

  1. Предмет__русский язык_и литература__________                2.Класс     _____9____
  2. Тема: «Работа над речевыми ошибками  в сочинении»

  Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: информационная.

Аспект : извлечение информации, обработка информации, анализ, синтез информации,  умение работать с различными источниками информации.

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Вы готовитесь к ГИА по литературе. Выполняя одно из заданий, вы  в сочинении  интерпретировали образ  Татьяны Лариной. Один девятиклассник , подбирая нужные эпитеты, назвал Татьяну « клёвой». Учитель счёл это нарушением и снизил оценку за работу. Чтобы никто не сделал  подобных ошибок на экзамене, предлагаю выполнить следующее задание.

Задачная формулировка

Выясните, какое именно нарушение допустил ваш одноклассник. Для этого воспользуйтесь предложенными вам справочными материалами.

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

  1. « Толковый словарь русского языка» В. И. Даля ( современная версия) : М., 2001
  2. « Словарь русского языка» С. И. Ожегова: М., 2008
  3. Интерактивная энциклопедия русского языка – сайт « Жаргон.ру»
  4. «Типовые тестовые задания . ГИА . Литература» О. А. Кузановой :М, 2012.

Инструмент проверки (информация для учителя)

В словаре современного русского языка слово « клёвый» имеет пометку «жарг.», т. е.является жаргонизмом ( слова, ограниченные сферой употребления).  В Интерактивной энциклопедии учащиеся должны найти информацию о современном лексическом значении слова. В словаре Даля ученики увидят, что в 19 веке данное слово не было жаргонизмом и обозначало « хороший, красивый» ( « клёвая невеста»).Теперь же сфера употребления данного слова сузилась .

Правильный ответ : найдя информацию о слове « клёвый», проанализировав и сопоставив её,можно утверждать, что девятиклассник использовал ненормативное слово в качестве эпитета в художественном тексте.Учитель снизил оценку в сочинении за стилистическое и лексическое нарушение .



Предварительный просмотр:

                                                                     

Учитель: Матюшкина М. Е.

Характеристика задания (информация для учителя)

  1. Предмет______литература_______                2.Класс     _9________
  2. Тема: семинар по комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума» на  тему « Моя интерпретация образа Чацкого».

  Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: коммуникативная

Аспект:

1. Умение публично выступать.

2. Умение вести  диалог , спорить аргументированно и доказательно.

3.Умение выслушивать оппонента и задавать контрвопросы.

4. Умение уважительно относиться к противоположной точке зрения оппонента, умение изменить свою точку зрения .

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Вам предстоит написать сочинение на тему « Моя интерпретация образа Чацкого». Образ Чацкого вызывает жаркие споры даже сейчас, спустя два века после создания бессмертной комедии. Чтобы ваше сочинение получилось полным и интересным, надо выслушать несколько точек зрения .

Задачная формулировка

 В вашем классе образовались две группы. Одна утверждает, что Александр Андреевич Чацкий очень умён и что его пламенные монологи изменят некоторых героев комедии , « фамусовское общество» содрогнётся от гнева и правды. Другой группе близка позиция А. С. Пушкина, считавшего, что Чацкий « мечет бисер перед свиньями» и что умён не Чацкий, а Грибоедов. Каждая группа представит  аргументы и доказательства в пользу своей точки зрения, а также задаст вопросы оппонентам.

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

А. С. Грибоедов « Горе от ума»

И. А. Гончаров « Мильон терзаний»

А. С. Пушкин « Избранные места из переписки с друзьями»

Инструмент проверки (информация для учителя)

Независимая группа экспертов ( учащиеся 10 -11 кл.) определят, какая группа убедительнее в своей интерпретации.

Критерии оценивания :

-насколько точно сформулирована позиция выступающих;

-аргументированность точки зрения ;

-самостоятельность рассуждений ;

-умение вести диалог с оппонентами ( культура поведения, культура речи);

-речевая грамотность.

Бонусные баллы начисляются за интересные и содержательные вопросы оппонентам, а также за выдвижение контраргументов.



Предварительный просмотр:

                                                                     Структура задания

Учитель:

Матюшкина Мария Евгеньевна

Характеристика задания (информация для учителя)

  1. Предмет__русский язык___________                2.Класс     ___6______
  2. Тема: « Буквы Е-И в суффиксах –ек-, -ик- имён существительных».

  Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: регулятивная.

Аспект: целеполагание, применение технологий, оценка деятельности и её результатов.

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Колдовство злой волшебницы Ябеды Корябеды заставляет гнома Кроша сильно икать, если вы, его друзья, делаете ошибку в правописании суффиксов –ек-, -ик- имён существительных  Хотите избавить беднягу от икоты? Это возможно.

Задачная формулировка

Как вы думаете, как мы можем помочь гному? ( расколдовать Кроша можно , составив при помощи «икающего» правила волшебное заклинание)

А что вам поможет сформулировать правило ?  ( надо рассмотреть примеры и найти закономерность , чтобы составить алгоритм действий)

 Составив правило – заклинание, выполните задание, чтобы убедиться, что наш гном наконец-то перестал икать.

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

кролИк ( И. п.)– кролИка ( Р. п.)

котИк (И. п.)  – котИка ( Р. п.)

мостИк  (И. п.) – мостИка ( Р. п.)

орешЕк ( И. п.) – орешка ( Р. п.)

горошЕк ( И. п.) – горошка ( Р. п.)

замочЕк ( И. п.) – замочка ( Р. п.)

Упражнение для проверки ( выполняется у доски по цепочке: если ученик допускает ошибку или неверно произносит « заклинание», гномик ( его роль выполняет старшеклассник) громко икает).

Спишите, вставляя пропущенные буквы( Е или И)  и выделяя  « икающие» суффиксы в именах существительных.

Сыноч… , подароч...к , нос…к , рот…к , мешоч…к , винт…к , ореш…к , зайч…к ,самолёт…к , карандаш…к , василёч…к , крот…к , кусоч…к , огонёч…к , вертолёт…к.

Ребята! Вы молодцы, сумели разрушить злые чары Ябеды Корябеды, спасли Кроша  и стали грамотнее , узнав о правописании ещё одного суффикса имён существительных.

А теперь дайте оценку своей работе . За что вы себя можете сегодня похвалить?.

Инструмент проверки (информация для учителя)

Закономерность, которую должны обнаружить учащиеся : если в родительном падеже гласная выпадает из суффикса, то в именительном падеже пишется суффикс  -ек-, а если не выпадает - суффикс –ик-.

Правило ( волшебное заклинание ) основано на этой закономерности .Значит, для соблюдения орфографической нормы надо просклонять имя существительное, поставив его в форму родительного падежа, и выяснить, выпадает ли гласная из суффикса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 9 класса

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 9 класса с ответами...