Межпредметная контрольная работа "Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их "мятежной" лирики" (9-10 кл.).
методическая разработка (10 класс) по теме

Васильева Татьяна Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnaya_kontrolnaya_rabota_literatura_i_istoriya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметная контрольная работа  на тему:

«Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их  «мятежной» лирики»

(9-10 кл.)

(МОУ СОШ № 3 учитель русского языка и литературы ВасильеваТ.А.)

Задание 1.  Прочитайте положения из «Русской правды» П.И. Пестеля и из конституции Н.Муравьева.

 «Личная свобода есть первое и важнейшее право  каждого  гражданина   священнейшая  обязанность  каждого  правительства.  На  ней   основано   все сооружение государственного  здания  и  без  нее  нет  ни  спокойствия,  ни благоденствия» (из проекта П.И.Пестеля).

 «Крепостное  состояние  и  рабство  отменяются. Раб,  прикоснувшийся  земли  Русской,  становится  свободным…», «Все  русские  равны  перед  законом…», «…все люди братья, все рождены  по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди…» (из конституции Н.Муравьева).

Сформулируйте в виде тезиса один из основных вопросов  политической идеологии декабристов.

Прочитайте стихотворение «Смеюсь и плачу» В.Ф. Раевского, сопоставьте  с предложенными положениями из программ декабристов.

С  какими известными произведениями того времени совпадает по идейной направленности  стихотворение В. Ф. Раевского? (пушкинская «Деревня», «Горе от ума» Грибоедова). Отметьте сходства.

Смотря………………………………………….

Как знатный вертопрах, бездушный пустослов,

Ивана à rebours с Семеном гнет на двойку

Иль бедных поселян, отнявши у отцов,

Меняет на скворца, на пуделя, иль сойку —

И правом знатности везде уважен он!..

Как лицемер, ханжа, презря святой закон,

В разврате поседев, гарем по праву власти

Творит из слабых жертв его презренной страсти

.........................................................................

 ………………… Я слезы лью.

( отрывок  из стихотворения  «Смеюсь и плачу» В.Ф. Раевского)

Задание 2. Сравните стихотворение К.Ф.Рылеева «К временщику»(1820), в котором поэт резко и гневно обличает Аракчеева, с исторической характеристикой этого политического деятеля.

Что оказывается важным для историка?  А что волнует поэта? Чем взгляд поэта отличается от взгляда историка? В чем вы видите сходство и различия?

Проанализируйте, как изменились взгляды историков на личность А.А.Аракчеева в последние десятилетия. Что вы узнали нового? (см. примечание к заданию 2)

Прочитайте строки из стихотворения К.Ф.Рылеева, воспоминания Н.М. Карамзина и А.С.Пушкина.  Сравните и соотнесите с собственной оценкой.  

 «Надменный временщик, и подлый, и коварный,

Монарха хитрый льстец, и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!...»  К.Ф Рылеев.

 Такие выдающиеся деятели своего времени, как Сперанский и Карамзин, относились к Аракчееву уважительно. Карамзин, признавший в нем человека с умом и «хорошими правилами», услышал от него такие слова: «Учителем моим был дьячок: мудрено ли, что я мало знаю? Мое дело исполнить волю государеву. Если бы я был моложе, то стал бы у вас учиться, теперь уже поздно». А.С.Пушкин, автор нескольких эпиграмм на Аракчеева, с горечью писал жене в 1834 г.: «Аракчеев умер. Об этом во всей России жалею  я  один. Не удалось мне с ним свидеться и наговориться».

Сформулируйте  вывод.

Примечание.

Кроме учебников и справочной литературы по истории, учащимся предлагается использовать следующие источники информации:

  1. Ковалевский Н.Ф. «История Государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII – нач. XX в.»  М., 1997 г.
  2. В.М. Крылов «Кадетские корпуса и российские кадеты», ст. «Без лести предан», 1998 г.
  3. В.А.Федоров «М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев», М., Изд-во МГУ, «Высшая школа», 1997 г., серия «История в лицах».

Задание 3. Прочитайте публицистические статьи В.Ф. Раевского «Рассуждение о рабстве», «Рассуждение о солдате». Постарайтесь доказать, что оба эти произведения являются программными политическими документами декабризма, дающими теоретическое обоснование необходимости уничтожения крепостничества, необходимости скорого преобразования России.

Проанализируйте стихотворение В.Ф. Раевского «Безумцы, оградясь обрядами». Определите пафос, основную мысль, охарактеризуйте образы стихотворения.

Можно ли утверждать, что стихотворение является поэтическим изложением «Рассуждения о рабстве»?  Оформите ваши выводы в виде сравнительной таблицы.

Задание 4. Сопоставьте стихотворения А.С. Пушкина «Послание декабристам в Сибирь («Во  глубине сибирских руд…"), А.И.Одоевского  "Ответ на послание Пушкина", «Неведомая странница» и  следующие исторические факты о деятельности декабристов  во время сибирской каторги и ссылки: заговор в Зерентуйском руднике, организованный И.Сухиновым,  ялуторовский  кружок И.Д. Якушкина, сочинение М.С. Лунгина «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год» (предлагается  использовать отрывки из книги  М.Нечкиной «Заговор в в Зерентуйском руднике», Н.М. Дружинин «Декабрист  И.Д. Якушкин и его ланкастерская школа», письма и статьи декабриста М. С. Лунгина.)

При выполнении этого задания используются репродукции художника - декабриста Н.Бестужева. Портреты заключенных декабристов были  написаны им  в условиях каторжной тюрьмы в Сибири.

Определите, что объединяет данные стихотворения, исторические сведения и живописные произведения? Насколько идея стихотворений Пушкина и Одоевского  углубила  ваше понимание событий, произошедших после разгрома восстания на Сенатской площади?

Задание 5*(дополнительное).

 

            Познакомьтесь с интересным документом - политической утопией «Сон», автором которой является декабрист Улыбышев. Утопия была прочитана на заседании общества «Зеленая лампа», являвшегося побочной управой декабристского общества. Какие идеалы декабристов нашли отражение в данном произведении? Каким видит автор будущий, послереволюционный Петербург? Что предвидели декабристы, в чем ошибались? С какими периодами истории России  можно соотнести  эти  «предвидения»?  Выскажите свои предположения.

Чем интересен с точки зрения литературы и истории жанр утопии? Назовите известные вам  произведения литературы, в  которых автор  использует  прием  сна.

 «Утопия»  Улыбышева (из  кн. М. В. Нечкиной  «Декабристы» издательство «Наука», стр.33-34):

«На Зимнем дворце была надпись «Дворец государственного собрания». На Невском проспекте вместо монастыря автор увидел триумфальную арку «как бы воздвигнутую на развалинах фанатизма». «Общественные школы, академии, библиотеки всех видов занимали место бесчисленных казарм, которыми был заполнен город». В прекрасном храме, великолепие которого «превосходит огромные памятники Римского величия», шло богослужение особого рода: тут перед мраморным алтарем, на котором горел неугасимый огонь, возносили хвалу Верховному существу. Православное христианство исчезло – несколько ветхих старушек еще  исповедуют старую религию, но большинство живет уже по- новому…В России произошла революция, установилось новое революционное правительство. Произошло невиданное «увеличение общественного благосостояния», расцвели земледелие, торговля и промышленность. Расцвело искусство – написаны новые замечательные литературные произведения, новые драмы и комедии. Драгоценные сокровища народной словесности питают литературу. Люди даже одеты по-новому: они не носят более неудобных европейских фраков; в новой удобной и изящной одежде есть некоторое сходство с русским национальным кафтаном…»

(отрывок из  кн. М. В. Нечкиной  «Декабристы», Издательство «Наука», 1976 г., стр.33-34.  Можно  рекомендовать учащимся  в дальнейшем познакомиться с другими, более полными вариантами данного литературного  произведения, используя  различные источники информации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

межпредметная контрольная работа (история и литература)по теме"Декабристы"

Данная контрольная работа позволяет проверить не только знания, но и умения работатьс историческими документами и литературными источниками.Разработаны конкретные критерии оценки данной работы, привед...

Программные документы декабристов

Презентация . Тема "Общественное движение при Александре I". История  8 класс....

Программные документы декабристов

Документ содержит краткие сведения по программным документам Южного и Северного обществ: проект Конституции, избирательное право, земельный фонд....

Содержание программного материала по ЛФК для 2 класса

Лечебная физическая культура (ЛФК) - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных забо...

Содержание программного материала по ЛФК для 3 класса

Лечебная физическая культура (ЛФК) - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных забо...

Содержание программного материала по ЛФК для 4 класса

Лечебная физическая культура (ЛФК) - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия ЛФК направлены на выведение организма и...