Самостоятельная работа на уроках химии
материал (8 класс) по теме

Петросова Елена Васильевна

Самостоятельная работа на уроках химии
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_na_urokakh_khimii.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа на уроках химии

Приобретение определенного объема знаний и есть цель образования. Необходимо, чтобы знания стали для учащихся инструментом взаимодействия с окружающим миром. А для этого нужно формировать умения применять полученные знания. Именно степень овладения умениями применять знания позволяет судить о качестве усвоения учащимися учебного материала и направлять процесс их учения.

Очень часто учителя химии обращают внимание на формирование знаний учащихся и гораздо меньше - на формирование умений. Сокращение числа часов в учебном плане, отводимых на изучение химии, объективно способствует такому положению. Поэтому так важны методические приемы, позволяющие при катастрофическом недостатке времени сосредоточить максимум внимания учителя на активизации мыслительной деятельности учащихся, на организации их самостоятельной работы по приобретению и применению знаний в различных условиях.

Школьный курс химии дает прекрасную возможность организовать частично-поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, так как логика его построения такова, что приходится постоянно повторять применительно к конкретным веществам некоторые основные понятия [4].

Нужно организовать познавательную деятельность учащихся не на репродуктивном, а на творческом уровне, обеспечить их максимальную самостоятельность, поскольку только самостоятельная деятельность развивает способности. В IX и X классах часто можно использовать самостоятельную работу учащихся при изучении нового материала. Таким образом, у учащихся формируются умения применять ранее полученные знания в новых условиях.

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся способствует более осмысленному и заинтересованному изучению материала, приобретению навыков самообразования; повышает прочность и осознанность знаний; вырабатывает навыки общения.

Необходимость использования в учебном процессе самостоятельной работы учащихся с учебником не вызывает сомнений. Учебник - это основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения учебник выполняет информативную, обучающую, развивающую и воспитывающую функции.

Умение учащихся работать с учебником во многом зависит от того, как эту деятельность организует учитель.

Проводить работу с учебником можно на каждом уроке, исходя из его задач.

Работа с учебником необходима, когда объем учебного материала велик. В этом случае учащиеся могут какую-то часть его проработать на уроке под руководством учителя. Полезно организовать работу с учебником и в том случае, когда текст сложен и требует разъяснения по частям, с привлечением различных средств наглядности. Работа с учебником на уроке важна еще и для того, чтобы научить учащихся использовать книгу при выполнении домашних заданий.

1.3 Технология педагогических мастерских

Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как свои приобретением. Этот подход к образованию не раскрывает творческий потенциал человека, заложенный при его рождении, а закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими.

С целью активизации познавательной активности учащихся на уроке возможны методические приемы следующего характера: выполнение индивидуальных занятий познавательного характера, домашние практические занятия, решение занимательных задач и т.д. Но и это не всегда эффективно.

Наиболее результативны уроки, проведенные в форме творческих мастерских.

Мастерская - это такая модель обучения школьников, которая позволяет развивать творческие способности учащихся. Одна из основных идей мастерской: каждый человек должен развивать свои способности, возможности, а не копировать кого-то другого.

Основополагающие принципы мастерской:

– учитель не над учеником, а с учеником;

– в работу включаются не только органы чувств, но и эмоциональная сфера ребенка;

– всю работу учащиеся выполняют по-своему, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта;

– чередование индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества;

– учитель не формулирует тему урока, а создает мотивационный фон, вызывая у учащихся информационный запрос.

Выделяют несколько видов мастерских: мастерские творческого письма и пластики, мастерские построения знаний и т.д. Каждая несет в себе свой секрет, свою тайну познания и творчества.

Мастерская - одна из методических разработок в поддержку этой программы [5].

1.4 Задания - элемент методической системы

Задания как элемент методической системы, используемой для развития умения учащихся рассуждать, должна составлять определенную совокупность. Неупорядоченное стихийное применение заданий в обучении полезно, необходимо, но недостаточно для достижения каждым учеником должного уровня развития этого умения. И исходя из этого, следующая методика предполагает разработку типологии заданий и разделение их на три группы.

Таблица 1

Типология заданий, способствующих развитию умения учащихся рассуждать

Определение цели умозаключения и тезиса, нуждающегося в доказательстве        

Рассуждение с целью объяснения фактов или обоснования суждений («Почемучки»)        Постановка вопроса к предмету рассуждения («Почемучки»)        

                                

II        Обобщение и подтверждение результатов эксперимента        

Определение понятий        

Осуществление классификации и нахождение закономерностей                

III        

Прогнозирование на основе данных эксперимента, теоретического материала и фактов        

Последовательный переход от задания одного типа к заданиям другого типа затруднителен, что приводит к сочетанию заданий разных типов на уроках [6].

Глава II. Экологическая составляющая химического образования

Современная экология - обширный междисциплинарный научный комплекс. Наряду с общей экологией, исследующей отношения организмов и условий среды на уровне особей, популяций, биоценозов и экосистем, этот комплекс включает прикладную экологию и социальную экологию. Столь широкий круг проблем экологии привел к тому, что в школах Российской Федерации нет специального предмета «Экология» и получил распространение так называемый интегрированный вариант экологического образования. При этом варианте практически все предметы составляют единое образовательное экологическое пространство.

Большая роль в экологическом образовании отводится химии, т.к. в основе любых процессов, протекающих в организме и экосистеме, лежат химические реакции. На уроках химии наиболее целесообразно изучать вопросы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды,

Одним из результатов познавательной деятельности являются знания.  Можно выделить следующие компоненты познавательной деятельности. Первым компонентом является деятельность, направленная на изучение и овладение основами теории данной дисциплины, включающая слушание, чтение, конспектирование, осмысление и т.п. учебной информации под углом зрения достижения определенных целей. Второй компонент – это деятельность, направленная на изучение методов решения задач, показывающих состав и содержание аппарата практического применения основных теоретических положений. В состав этой фазы познавательной деятельности входят чтение, осмысление, выполнение действий по образцу, структурирование решений, применение различных приемов рационального применения типовых приемов и алгоритмов, составление обобщенных предписаний, т.д. Третий компонент познавательной деятельности – это деятельность по использованию приобретенных знаний в процессе контроля и самоконтроля.

Опыт показывает, что эффективность и качество процесса изучения предмета тем выше, чем лучше организована самостоятельная познавательная деятельность. Поэтому основной задачей преподавателя является оказать индивидуальную помощь каждому  ученику  в его работе по созданию системы своих приемов мышления. Условно деятельность преподавателя по построению индивидуальной логико-мыслительной основы для анализа процессов и явлений в рамках изучаемой дисциплины можно разделить на три этапа.

На первом этапе происходит обучение элементарным действиям и алгоритмам; вооружение базовыми знаниями учебного предмета; научение эффективным способам добывания и усвоения этих знаний; привитие навыков самостоятельной работы; создание благоприятных предпосылок и условий для протекания познавательной деятельности. На этом этапе доминирует процесс восприятия основных положений, первоначальной мотивации к изучению предмета практически нет.

Второй этап характеризуется созданием мотива деятельности; созданием заданий, предполагающих перенос имеющихся знаний и умений в нестандартную ситуацию, привитием навыков самостоятельного поиска различных способов решения задач; организацией действий по самоконтролю и самокорректировке своих действий. На этом этапе в основном деятельность преподавателя направлена на развитие процессов у обучаемых, которые способствуют приобретению мыслей. В этот период происходит продумывание, переосмысление базовых знаний, этот этап заканчивается построением индивидуального «инструмента мышления» системы «своих» методов и приемов.

На третьем этапе создаются задания, ориентированные на смысловую, а не операционно-техническую сторону деятельности, осуществляется контроль и корректировка самостоятельной деятельности обучаемых в ходе выполнения предложенного задания, уясняется обучаемыми значимость полученных знаний для решения прикладных, творческих, нестандартных задач.

Помощь со стороны преподавателя каждому обучающемуся осуществляется в виде планов деятельности, текстов описания основ теории , инструкций и указаний, комментариев и пояснений к основным текстам учебной литературы, с учетом задач и целей курса.

На уроках химии с учащимися профессионально можно обсуждать новые малоотходные технологии производства и методы очистки жидких стоков и газовых выбросов, а также проблему утилизации твердых отходов. На уроках химии надо рассматривать биосферные круговороты веществ и последствия влияния на них человека, химизацию сельского хозяйства, проблемы энергетики с использованием углеродистых энергоносителей и водорода.

Экологическая

Существует несколько взглядов на самостоятельную деятельность. По мнению П.И. Пидкасистого самостоятельная работа с организационной и содержательной сторон – это разнообразие типов учебных производственных и исследовательских заданий, выполняемых под руководством преподавателя (или самоучителя), с целью усвоения различных знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой деятельности и выработки системы поведения [2]. Таким образом, самостоятельную работу можно рассматривать как средство организации познавательной деятельности, непосредственно связанное с её содержанием. Активность и целенаправленность в изучении учебного материала обеспечивается за счет применения таких форм учебной деятельности, которые формируют у обучаемых осознаваемые приемы и методы самоуправления и самоконтроля. Преподаватель при этом осуществляет прямое и косвенное управление учебно-познавательной деятельностью по овладению не только знаниями, умениями, но и формированию таких над предметных, междисциплинарных, многофункциональных, фундаментальных характеристик, как компетентности в соответствии с поставленными учебными целями в контексте практической направленности. Система управления познавательной деятельностью должна при этом строиться на основе следующих принципов:

 1. Знания, способы деятельности получаются не в готовом виде, а осваиваются каждым обучающимся в результате активной, поэтапной, целенаправленной, систематизированной, структурированной самостоятельной познавательной деятельности.

 2. Обучающийся должен иметь опережающее представление о результате своей деятельности. Для этого преподаватель должен до начала процесса обучения построить систему знаний, способов деятельности, систему задач, решать которые должен научиться каждый ученик. Преподаватель формулирует цели изучения, которые перевоплощены в познавательные задачи, и способы проверки результатов.

 3. В соответствии с целями обучения, учебными программами эффективность обучения будет обеспечиваться адекватными методами активизации и индивидуализации самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы по органической химии. 1 курс

С этого учебного года вводятся самостоятельные работы по предметам. Я предлагаю свой вариант самостоятельных работ по химиидля учащихся 1 курса. Задания подобраны с учётом опоры на жизненный опыт учащ...

Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся

 В процессе обучения учащимся  необходимо овладевать  знаниями и приобретать  умения самостоятельного учебного труда .  В программах по химии и биологии пред...

Доклад "Самостоятельная работа на уроках биологии и химии"

Доклад "Самостоятельная работа на уроках биологии и химии"...

самостоятельная работа по неорганической химии

решение экспериментальных задач по неорганической химии...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ

Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разн...

Организация различных форм самостоятельной работы на уроках химии

ull;Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изуч...