Формирование естественнонаучной грамотности учащихся в условиях модели школы полного дня
статья по теме

Андреева Татьяна Евгеньевна

Одним из приоритетных направлений работы в условиях школы полного дня было выбрано естественнонаучное, так как в настоящее время наблюдается существенное падение интереса учащихся ко всем предметам естественнонаучного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.Е. Андреева

МОУ Волосатовская СОШ

Селивановского района

Владимирской области

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

Новые стандарты заставляют менять структуру, содержание, технологии образования, устанавливают требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. И если предметные требования можно реализовать средствами отдельных учебных предметов, то требования к личностным и метапредметным результатам образования могут эффективно реализоваться при совместном и согласованном воздействии  всех образовательных компонентов (учебных предметов,  элективных курсов, факультативов,  модулей, входящих в образовательную программу школы). Для реализации данных требований в социально-географических условиях нашей сельской местности, где школа является единственным образовательным центром в поселке, на который возложена  вся ответственность за развитие ребенка, возникла необходимость создания такого образовательного пространства, которое сможет объединить новое содержание образования, новые технологии обучения, воспитания и развития.
  Одним из способов дифференциации и индивидуализации образования за счет изменения структуры, содержания, технологий и организации образовательного процесса было определено  внедрение в педагогическую практику модели школы полного дня. Обучение общеобразовательным предметам в ШПД организовано в одну смену. Вторая половина дня – это индивидуальные консультации, проектная работа, экскурсионная деятельность, работа блока дополнительного образования, общешкольные творческие дела и дела классов. Работа ведется по разным направлениям в зависимости от интересов учащихся, запросов родителей, социального заказа общества. Одним из приоритетных направлений работы в условиях школы полного дня было выбрано естественнонаучное, так как в настоящее время наблюдается существенное падение интереса учащихся ко всем предметам естественнонаучного цикла. Уменьшается число выпускников, которые хотят связать свое дальнейшее обучение с естественно-географическими, физико-техническими, или различными технологическими специальностями; снижается уровень их подготовки, а это наш будущий научно-технический потенциал. Результаты  международного исследования PISA[3], подтверждают то, что именно с формированием естественнонаучной грамотности большинства школьников наша система образования пока справляется неудовлетворительно. Изучив соответствия между критериями компетентностей, определяющих естественнонаучную грамотность, и требованиями ФГОС к результатам образования в образовательной области «Естествознание», был намечен определенный маршрут, реализующий технологию интеграции дополнительного образования с урочной и внеурочной деятельностью. Первые шаги по формированию естественнонаучного мышления начинаются  с самых маленьких – учеников 1 и 2 классов (ФГОС)  в процессе проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, которая очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу и дальнейшего постижения основ научно-исследовательской деятельности. Младшие школьники, не уступая  старшим, активно защищают свои проекты на школьной научно-практической конференции. Большая часть детей посещает кружок «Юный эколог», который рассчитан на практическую деятельность: участие в акциях «Помоги птицам», «Спасем елочку», «Возродим дубраву», «Сохраним родник», озеленение класса, проведение экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, способствующих развитию научного мышления, несущих предпосылки формирования метапредметных и личностных результатов обучения. Кружок «Я - исследователь» направлен не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющих знания, полученные в ходе учебного процесса на предметах естественнонаучной области, приобщает к конкретным жизненно-важным проблемам:  «Красная книга в нашем лесу», «Спасем венерин башмачок». В 3 классе проводится факультатив «Экология и краеведение» здесь ребята, кроме теоретических знаний краеведческой направленности помогают в реализации общешкольного проекта «Экологическая тропа». Младшие школьники проводят мини-исследования экологического состояния территории, видового состава птиц, ведут наблюдения за муравьями, делают интересные фотографии, тем самым помогая старшеклассникам разрабатывать сценарии для экскурсионной программы и развивая свой естественнонаучный кругозор.  

Для учащихся  среднего и старшего звена во второй половине дня организованы факультативные занятия, направленные на углубление,  обобщение и интеграцию знаний, полученных при изучении основ наук в урочное время. На факультативном занятии «За страницами учебника химии» учащиеся не только дополняют предметные знания, но и учатся планировать свои собственные исследования или эксперименты. Необходимо  заметить, что возможность самостоятельно планировать эксперименты представляется учащимся только при выполнении проектно-исследовательских работ, а такие работы по химии не являются обязательными, хотя и необходимы для формирования УУД в естественнонаучной области. Факультативные курсы «Подготовка к итоговой аттестации по биологии»  и «Готовимся к ЕГЭ по химии» направлены на развитие умения успешного выполнения тестовых заданий блока «С», что поддерживает интеграцию между урочной системой и дополнительным образованием по изучаемому предмету. Важным средством построения индивидуальных образовательных программ и маршрутов  естественнонаучного направления для старшеклассников являются и  элективные курсы. Они компенсируют достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов по физике, химии, биологии. Предоставляют учителям большую свободу для развития УУД, характеризующих  естестественнонаучные компетенции. Учебные программы учителя разрабатывают самостоятельно, с учетом требований ФГОС ООО, на высоком уровне реализуют проектные, исследовательские технологии, успешно применяют такие инновационные технологии как Мастер-класс, Кейс-метод. Требования к метапредметным результатам: умения создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы, определяющие одну из компетентностей естественнонаучной грамотности, прогнозировать изменения  естественнонаучного явления  на основе имеющихся научных знаний,  реализуются в программе  элективного курса  «Решение задач по физике». Таким образом, решается вопрос нехватки времени для организации деятельности учащихся по решению нестандартных задач, требующих творческого подхода, активизации мыслительной деятельности, востребованности умений и навыков решения задач и формирования естественнонаучных УУД.

Удачно включилось в работу системы ШПД по естественнонаучному вектору и Школьное научное общество. Участники секции «Естествознание» имеют успешный опыт участия в исследовательских проектах различного уровня - от муниципального до всероссийского.

    Для выявления и развития способностей одаренных детей, наша образовательная организация использует возможности совместной деятельности с МОУ ДОД «ЦВР». Благодаря такому сотрудничеству у учащихся появилось больше возможностей для развития естественнонаучной грамотности – это кружки «Юные друзья природы», «Цветоводство», «Туризм». Здесь продолжают развиваться такие формы и методы работы как:

- поисково-исследовательские (экологический мониторинг: «Экологическое состояние почв вдоль железной дороги п. Новый Быт.», исследование эволюционных проявлений  в природном окружении школы, экологическое исследование «Мусор в лесу», с последующей практической деятельностью по утилизации свалок, «Экологическое  состояние воздушной среды п. Новый Быт», др.).

- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов «Береги свою планету, ведь другой такой нет», фото-, видео- коллекции «По родным местам», поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь вещей» и др.);

- игровые (экологические викторины, игры, спектакли, сетевые конкурсы);

- продуктивные (озеленение школьных рекреаций, озеленение поселка, уборка территории лесов лесопарковой зоны, окрестностей природного заказника «Колпь»).

Методический и технический уровень проведения занятий соответствует требованиям ФГОС. Создана необходимая информационная среда, Функционирует компьютерный класс, в котором 9 персональных компьютеров, интерактивная доска, имеется выход в Интернет. 100% учителей- предметников имеют индивидуальные компьютеры для быстрой обработки информации. 90% учащихся имеют дома компьютеры, что позволяет  выполнять необходимый объём  работ в  и домашних условиях.

Все учителя, преподающие предметы естественнонаучного цикла прошли курсовую подготовку  по программе «Интел. Обучение для будущего» и имеют возможность организовать инновационную деятельность по созданию сетевых проектов.

В школьной библиотеке  имеется энциклопедическая  и научно-популярная литература по образовательной области «Естествознание» включая электронные носители.

Результат целенаправленной деятельности очевиден. Учащиеся школы –   победители и призёры районной олимпиады по биологии,  победители научно-исследовательских конференций районного и областного уровня, участники Всероссийских проектов.

Компетентности естественнонаучной грамотности и метапредметные образовательные результаты формируют новое качество по сравнению с чисто предметными знаниями и умениями, поэтому и достижения этих результатов невозможно добиться, не выходя из рамок урочной деятельности. В свою очередь, владение метапредметными естественнонаучными умениями  позволяет более успешно решать  предметные задачи.

Библиографический список

  1. Пентин А.Ю. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по оцениванию читательской грамотности на основе естественнонаучных текстов. //Методист.- 2011. № 4.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С. Савинов]. – Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
  3.   Материалы  международного исследования PISA  на сайте отдела оценки качества образования ИСМО РАО http://www.centeroko.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»

Инновационный проект цель которого "формирование планетарного мировоззрения, потребности в здоровом образе жизни, как основе психически и нравственно здоровой личности"...

Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"

Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Разработка содержит задания по различным темам по физике, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся....

Выступление на РМО на тему "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики в средней школе"

Доклад посвящен вопросам формирования естественнонаучной грамотности школьников на уроках физики....

Совместная деятельность учителей-предметников как необходимое условие формирования естественнонаучной грамотности учащихся в рамках требований ФГОС

В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспо...