Использование электронных учебников для развития деятельностных способностей учащихся на уроках физики при введении ФГОС.
методическая разработка по теме

Гриднева Елена Валерьевна

Особенности работы с электронными учебниками. Выступление на городской конференции.18-19 декабря 2013 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья55 КБ
Файл презентация2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Использование электронных учебников для развития деятельностных способностей учащихся на уроках физики при введении ФГОС.

Гриднева Елена Валерьевна учитель, физики и информатики , ГБОУ гимназии №1272,г.Москва,e-mail: gridnevael@mail.ru.

        Главная цель обучения и воспитания:

«дать человеку деятельность,

        которая бы наполнила его душу»

        К.Д.Ушинский.

                                                                                   

С введением в школьное образование новых стандартов образования ( ФГОС), в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Изменение парадигмы образования предполагает изменение не только целей и задач обучения , но и  методов обучения. В процессе этого , ученик усваивает и только знания в предметной области ,и деятельность необходимую для получения этих знаний. Дополнительно, включение ребенка в разные типы деятельности связано с  развитием разных областей сознания , и как результат -  условия для его личностного роста. Школьники при помощи  метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий работаю той или иной науке, как они  дополняют друг друга, чем они отличаются,  где сталкиваются и создают импульс для развития науки. Наконец, каких успехов в каждой области достигла данная наука, и где те основные точки для приложения сил и достижения новых результатов.

“Именно понятие деятельности, - подчёркивал В.В.Давыдов, - может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер”. Не случайно очень много педагогических исследований последних десятилетий касается именно  новых видов”деятельности” учащихся  на уроке или новых технологий.

Технология  деятельностного  метода – инструмент, позволяющий решить задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на развивающую, т.е.  построить образовательное  пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Это значит, что учитель полностью изменяет форму урока и вместо объяснения и  проверки и рефлексии новых знаний ,создает условия для открытия и закрепления   знаний учениками самостоятельно.

При таком обучении главным становится личность ученика, его способности, наклонности, интересы, умение построить ход исследования, принять решение  и провести исследование , уметь правильно выполнить рефлексию полученной информации.        

Именно  учитель должен  сделать урок таким чтобы выделить те видовы деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и  создать дидактические условия его организации, которая бы постоянно  развивала и готовила  детей к осуществлению этих видов деятельности.

Встает обычный русский вопрос: « Что делать?», а точнее « Как учить?», « Чему учить?» ,  « Как все успеть при сокращении количества часов общей физики?».

Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.  И как верно подводит итог и перекликается  с этими работами педагог Г.И. Щукина в том, что специальная организация учебной деятельности, включающая использование ее многообразных видов и форм  дает значительный эффект не только в учении, но и в достижении  главной цели — формировании личности человека.

   Виды деятельности на уроке могут быть:

  1. занятия с книгой (учебником, дополнительной литературой,    справочниками,    энциклопедиями),  
  2. постановка   опыта, наблюдения, работа с приборами,
  3. занятия с раздаточным материалом,
  4. решение и составление задач,
  5. заполнение таблиц, составление    схем,  
  6. придумывание    кроссвордов,    составление реклам,
  7. подготовка сообщений, проведение анализов текстов,
  8. составление карт, отражающих историю науки и техники, и др.

Какой конкретно способ использовать на данном уроке или занятии,  зависит от цей и задач данного урока. Я случайно обнаружила , что любой  из перечисленных видов деятельности можно осуществит с помощью электронных учебников.

Средства для обучения:

Это учебники,  справочники,  энциклопедии,   научно-популярные  книги,  хрестоматии,   раздаточные  материалы, учебные приборы, наборы, дидактические игры, рабочие тетради, документы, журнальные вырезки, компьютер компьютерные программы, видеоматериалы - тоже  могут быть в электронном виде.

Поэтому все большее место в нашей жизни занимают электронные учебники  ( ЭУ).

Можно дать такое определение электронному учебнику:

Мультимедийный (электронный) учебник- это представление учебного материала в электронном виде, с использование следующих объектов:

  • форматированный гипертекст;
  • графические изображения;
  • анимация;
  • Аудио- и видеозаписи

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме и их внедрения в учебный процесс.

Электронные учебники имеют ряд преимуществ:

Доступность-диски дешевле хороших учебников.

Наглядность- для учеников важно использовать другое информационное пространство.

Оъемность по сравнению с обычными учебниками, электронные книги вмещают в себя огромное количество информации.

Компактность- любой носитель электронной информации занимает очень мало места и имеет очень маленькую массу , по сравнению с  книгой.

Неограниченный объем дополнительной  информации- благодаря гиперссылкам можно выходить на любые источники информации по заданной теме. 

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность        деятельностных шагов:

1. Орг. момент.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3.Постановка учебной задачи.

4.Выбор методов и способов для решения поставленных задач.

5. Первичное закрепление.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по заданному стандарту.

7. Повторение.

 8.Рефлексия деятельности .

9. Определение новых целей.

Главное условие для работы с электронным учебником – он должен быть загружен и хорошо открываться на данном устройстве.

Структура урока с использованием ЭУ:

1.Начало урока – приветствие и повторение целей намеченных на прошлом уроке. Определение области работы и примерной темы .  

Цель этапа- создать настрой на работу и вызвать интерес к теме, т.е. включить учеников в работу.

Использование ЭУ: из предложенной информации  выбрать то, что относиться к названной теме.

2.Актуализация- повторение учебного материала и учебных операций , дополнительная  проработка сложных вопросов и ситуаций.

Цель этапа – доп. закрепление знаний, получение обратной связи после домашней работы, создание связей между темами.

Использование ЭУ: виртуальные тесты,  схемы. задачи, чертежи. виртуальные эксперименты, проблемные тексты и т.д. , вся информация в любых электронных пособиях.

3.Постановка цели урока- создание проблемной ситуации, которую нужно разрешить для получения новых знаний по теме.

Цель этапа- организовать работу для выявления более четкой  цели и темы урока.

Использование ЭУ: виртуальный эксперимент демонстрационный или индивидуальный , новый тип задачи с условием в виде фильма , просмотр физических явлений из жизни и т.д.

4. Решение поставленных задач и открытие новых знаний.

Цель этапа- получение новых знаний и новых способов действий.

Использование ЭУ:  виртуальная лабораторная работа , решение задачи с виртуальными подсказками, построение виртуальных графиков процессов  и т.д.

5.Первичное закрепление.

Цель этапа - сформулировать и озвучить все ,что получено в результате совместной работы.

Использование ЭУ: после получения результата посмотреть и послушать научные формулировки полученных знаний.

6.Самостоятельное закрепление знаний.

Цель этапа- закрепить применение новых знаний в самостоятельной работе, с последующей проверкой.

Использование ЭУ: решение тестов или задач, в эл. виде с ответами  и предлагаемым решением для самоконтроля.

7. Рефлексия.

Цель этапа- подвести итоги урока, сделать заключительные выводы, оценить работу каждому ученику самостоятельно, обсудить и записать домашнее  задание, наметить цели следующего урока.

Заключение

Подводя итоги, мы теперь можем ответить на вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник?

Электронный учебник необходим всем учащимся для любого вида учебной деятельности  т.к.

•    облегчает понимание запоминание изучаемого материала за счет других способов подачи материала и воздействия на все виды памяти.

•    дает возможность работать на разных уровнях, в зависимости от уровня подготовки и  интереса ученика.
•    освобождает от громоздких вычислений и преобразований,  рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач.
•    предоставляет  возможности для самопроверки  .
•    дает возможность быстро и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в  эл.виде .
•    выполняет роль виртуального преподавателя, давая возможность прослушать и посмотреть объяснение многократно. •    позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;

Он необходим преподавателю т.к.

  • позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами.
  •    позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, даже без личного участия.
  • позволяет выносить материл , наиболее важный по содержанию, для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок урочных занятий;
  •     позволяет индивидуализировать работу с учениками, особенно домашних заданий и контрольных мероприятий.

     
                                                       Список литературы

    1.    www.academiaxxi.ru
    2.    Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. М.: 1997.
    3.    Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос, 2000.
    4.    Мильчин А.Э. Издательский словарь–справочник. М.: Юристъ, 1998.
    5.    Российские электронные издания: Каталог.—Вып. 4: Новые поступления в гос. Депозитарий / Авторы–составители: Вигурский К.В., Глушкова О.Л., Негадова В.И. (под общ. ред. Антопольского А.Б.) — М.: НТЦ “Информрегистр”, 2000.
    6.    Субботин М.М. Новая информационная технология: Создание и обработка гипертекстов. М., 1992

7. Канкошина С.С. технология опыта «Деятельностный подход на уроках физики»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование электронных учеников по физике для повышения качества образования при введении ФГОС Учитель ГБОУ гимназии № 1272 Гриднева Е.В Москва

Слайд 2

Кому нужен электронный учебник ? всем учащимся при любой форме обучения облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы; выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.

Слайд 3

Виды электроных учебников Энциклопедии или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ», совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы « Физикон »); Материалы для тестов и Виртуальнные лабораторные работы Электронные учебники на дисках

Слайд 4

В своей работе на уроках физики применяю следующие программные продукты

Слайд 5

Я применяю эл . учебник для: повышения интереса изучения физики детьми ; с оздания другой информационной среды повышения качества знаний; решения множества дидактических, организационных и методических задач. организации работы со способными детьми, по самообразованию заинтересованного ученика . д ополнительной работы со слабыми детьми индивидуализации и дифференциации обучения. для развития способностей и навыков самообучения .

Слайд 6

Конструктивные элементы для создания эл . учебника Авторская среда - позволяет учителю самому формировать учебные материалы электронного учебника. Тесты позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся. Энциклопедия дает полную информацию по теме в соответствии со стандартом образования . Креативная среда -позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом Задачник- позволяет показать решение разноуровневых задач по физике. Невербальная среда- наделяет электронный учебник чертами живого учителя, т. е.создает иллюзию живого общения учителем.

Слайд 7

Общие этапы создания электронных учебников . Определение целей и задач учебника. Разработка структуры электронного учебника. Разработка содержания по разделам и темам учебника. Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника. Программирование. Апробация. Корректировка содержания ЭУ по результатам апробации. Подготовка методического пособия для пользователя.

Слайд 8

Источники http://revolution.allbest.ru/programming/00060052_0.html http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=166 http://www.websib.ru/ites/2003/06-01.htm http:// www.rusedu.info/Article13.html http://teacherdo.ru/index.php?option=com_wrapper&view=wrapper&Itemid=53

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дистанционных технологий для развития творческих способностей учащихся к изучению физики и астрономии

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4958901","attributes":{"class":"media-image","height":"100px","width":"100px"}}]]Мои публикации по естествознаниюИнтернет можно использовать не то...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики

Доклад на ШМО ЕМЦ. Основные задачи статьи:поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать ло...

Анисимова В. В. "Проблемное обучение: поиски путей развития познавательных способностей учащихся на уроках физики"

В статье раскрывается понятие "проблемное обучение" и приводятся примеры применения проблемных ситуаций на уроках физики средней школы....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Важнейший аспект повседневной работы учителя – развитие способностей учащихся......

Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках физики на основе личностно ориентированного подхода

диссеминация педагогического опыта по использованию современных технологий в обучении и развитии интеллектуальных способностей учащихся на основе личностно -ориентированного подхода....

Методический семинар "Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии проблемного обучения"

Сегодня с переходом образования на новые стандарты важно не только передать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и коммуникативное развитие....