Удивительный дар нашей природы
статья по теме

Бисеналиева Венера Каиржановна

В рамках межпредметного взаимодействия и интеграции основного и дополнительного образования был разработан проект «Дикий тюльпан», направленный не только на решение проблемы сохранения редкого растения Саратовской области – тюльпана Шренка, но и формирования экологической компетентности школьников: ознакомление с методами и приемами простейших исследований, вовлечение в практическую деятельность.

Предметом исследования в нашем проекте стал дикий тюльпан Шренка, сохранившийся в заволжских степях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_dar_nashey_prirody.doc946.5 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительный дар нашей природы

Чудесный гость далекого Ирана, 
Любимец опаленных солнцем стран, 
Р. Рождественский

Эти строки из стихотворения известного поэта очень точно характеризуют наш  суровый полупустынный климат. И как отрадно сознавать, что нам  очень повезло - природа сделала нам щедрый подарок и мы,  жители села Луков Кордон, каждый год  можем наслаждаться видом цветущих тюльпанов, восхищаться многоцветным ковром, превращающим  степь в одно из самых прекрасных мест на Земле. Для многих людей   счастье увидеть миллионы цветущих тюльпанов представляет собой что-то совершенно фантастическое. Нам же представилась возможность не только видеть эту красоту своими глазами, но и приобщить к охране таких уникальных уголков  степи  неравнодушных, желающих сохранить этот сказочный мир для будущих поколений. В рамках межпредметного взаимодействия и интеграции основного и дополнительного образования был разработан проект «Дикий тюльпан», направленный не только на решение проблемы сохранения редкого растения Саратовской области – тюльпана Шренка, но и формирования экологической компетентности школьников: ознакомление с методами и приемами простейших исследований, вовлечение в практическую деятельность.

Предметом исследования в нашем проекте стал дикий тюльпан Шренка, сохранившийся в заволжских степях. Участниками проекта стали работники Саратовского областного музея краеведения, Областного детского экологического центра; Союза Юных Экологов Саратовской области, учителя школ Саратова и области, учащиеся СОШ № 27, СОШ № 55, Лицея №62 г. Саратова и СОШ с.КуриловкаНовоузенского района, МБОУ СОШ с. Луков Кордон

Цель проекта - исследование уникального растения на природном материале.

Задачи:

  • сформировать у школьников навыки и приемы научного исследования и обработки полученных данных;
  • организовать межпредметное сотрудничество и взаимодействие в рамках исследования;
  • создать стойкий воспитательный эффект в области экологического воспитания.

В школе с. Луков Кодон работа по реализации задач проекта, началась с февраля 2014 г. Были сформированы три группы  «Биологи», «Экологи», «Математики». Нужно отметить серьезный настрой учащихся,  неподдельный интерес ребят к предстоящим исследованиям. Участники вели подготовительную работу, готовились к выезду на природный объект, изучали теоретический материал по растительности степей, почвенному составу,  ландшафту.  Были  изучены математические методы  обработки результатов, статистические характеристики исследования.

 Первым делом провели анкетирование  учащихся и взрослых « Моё отношение  к уникальному явлению «Дикий тюльпан».  С просветительской целью  выпущены и расклеены листовки, призывающие  не уничтожать удивительный дар природы, стенгазеты (2 номера)  познавательно-экологического содержания, которые были  помещены как в школе,  так и в центре села. Среди учащихся школы  проведены конкурс рисунков «Лучше нарисуем, чем сорвём», конкурс стихов. Результаты этого этапа работы по    проекту « Дикий тюльпан» были  представлены на  общешкольной линейке.                                                          В течение всей работы вёлся дневник  мероприятий, поддерживалась связь с учителями  школ,  участвующих в проекте. Был организован предварительный выезд на  тюльпанное поле для определения его местонахождения, расстояния от села. Изготовлены рамка для статистических исследований, информационные щитки о статусе дикорастущего тюльпана  Шренка, а также последствиях незаконного сбора тюльпанов. Эти щитки  размещены на тюльпанном  поле. D:\фото 2013-14,+проект\100SSCAM\SDC19827.JPG

Поездка на природный объект состоялась 28 апреля 2014 года. Когда прибыли на место, то все участники распределились на группы и получили задания по проведению исследований. Несмотря на нахлынувшие эмоции от неописуемой и захватывающей дух красоты, ребята очень серьезно отнеслись к заданиям. Нужно было видеть, с каким восторгом и восхищением наши исследователи воспринимали каждый цветок! И все время казалось, что рядом еще красивей, и обязательно их все нужно сфотографировать!

Ребята обогатили своё восприятие природы, получили новый взгляд на ландшафт,  малоизмененный человеком. При этом восприятие природы не являлось приоритетным направлением работы, так как исследовательская полевая деятельность была главным методом достижения цели. Работа в группах включала изучение природных компонентов фитоценоза и их взаимосвязей. Обследование территории развило у детей навыки полевых наблюдений и самостоятельной исследовательской работы. На 1 кв.м. они отыскали массу разнообразных растений. Ребята определили видовой состав исследуемой площадки, тип и видовой состав фитоценоза, подсчитали количество тюльпанов на1 кв.м. и сколько на каждой площадке их в вегетативной и генеративной фазе. Было проведено исследование и по количеству листьев на каждом растении, по окраске цветка, по высоте тюльпанов. Собранный материал будет подвергнут аналитической обработке и результаты оформлены в исследовательскую работу. DSCN0497.JPG

Проект способствовал развитию таких качеств естествоиспытателя как: работа в команде, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, бережно относиться к природе (во время исследований и замеров ни одно растение не было повреждено). Мы считаем, что проект смог существенно повлиять на формирование научного мировоззрения учащихся, а также показал преимущества межпредметного сотрудничества и взаимодействия. И все это на фоне непередаваемой красоты – не нужно было слов о воспитании. Часы, проведенные на лоне природы заронили  чувство прекрасного в души наших детей, дали им почувствовать, что они выполняют что – то важное, значимое, они – защитники этих хрупких созданий. Соприкоснувшись раз с прекрасным, человек запомнит свои эмоции  на всю жизнь, и, уж точно не поднимет руку на беззащитное существо. Творчеству научить невозможно, значит надо вовлекать школьников в изучение экологических проблем через научно-исследовательскую и практическую работу, а это создаст условия для самостоятельной продуктивной учебной и познавательной деятельности школьника.

Кроме того хочется отметить самый главный положительный результат проведенной нами работы – реакция населения нашего села. В нашем селе самое главное богатство – его жители. Менталитет наших односельчан особенный, это можно увидеть и среди взрослых, и среди детей - степенные, скромные, уважительные, умеющие ценить мгновения жизни. Наш проект только подтвердил наличие нерастраченных богатств положительного в наших новостепновцах – кропотливая работа детей не прошла даром. За время цветения тюльпанов  не было случаев сбора этих замечательных цветов. Итоговое анкетирование, проведенное среди жителей села и учащихся, показало их положительное отношение к мероприятиям в защиту дикорастущего тюльпана Шренка. Это отрадно, значит, что  тюльпан Шренка будет радовать своей красотой еще не одно поколение наших односельчан, и вся наша работа – учащихся и учителей -  не напрасна. В этом году  наше тюльпанное поле  цвело долго и  неописуемо красиво, степь как  бы благодарила людей  за заботу.

Работа по проекту «Дикий тюльпан» не закончена, мы обрабатываем полученные при практическом исследовании данные, применяя математические  методы.  А к началу нового учебного года мы планируем оформить свои исследования и выступить с детьми на научно-практических конференциях.

Руководители школьного этапа

 Учитель математики  Бисеналиева В.К. ,

Учитель биологии и экологии Трушалиева С.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект краткосрочный выполненный ученицей 6 класса "Берегите нашу природу!"

Краткосрочный проект ученицы 6 класса, выполненный после первого факультативного занятия. В данной работе ребенок упражгяется в составлении цели, задач, гипотезы по теме проекта....

Экологическая викторина "Мы- хозяева нашей природы"

Классный час для учеников 5 класса...

Методическая разработка урока "Кровь - самая удивительная ткань нашего организма"

Урок входит в состав раздела «Внутренняя среда организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных станда...

Урок 10 класс Бионика, или Удивительный мир живой природы

Человечество пытается присмотреться к методам природы, чтобы потом разумно использовать их в технике. Природа может помочь нам найти правильное техническое решение довольно сложных вопросов. Природа п...

Вода- самое удивительное вещество в природе.

Презентация "Вода - самое удивительное вещество в природе"....

Вода- самое удивительное вещество в природе.

Рассматриваются основные сведения о воде, ее строения, физические и химические свойства. Круговорот воды в природе,источники ее загрязнения.Значение воды в жизни человека.Минеральные воды Осетии. Межп...

«Экологическая тропа – удивительное путешествие в природу»

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Ей уделяют все больше внимания во всём мире.Приоритетность экологического воспитания сегодня признана и всеми сферами образования[...