Эссе "Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения"
статья на тему

Епифанова Марина Евгеньевна

В данном материале освещен перечень проблем современного росиийского общества, связанных с формированием духовно-нравственной культуры у подростков и молодежи, и возможные пути решения данного вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Академия постдипломного

педагогического образования

Курс: методика преподавания курса

 «Основы религиоведения и культурной этики»

Эссе

Тема: «Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения»

                

 

Выполнила:

Учитель истории

ГОУ школы № 43

 Приморского района

 Епифанова Марина Евгеньевна

Санкт-Петербург

2011г.

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста…» Евангелие от Луки

Проблема формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи всегда остается актуальной для общества.

Если мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни.

Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность.

В современном российском обществе сложилась опасная по своим последствиям социальная ситуация. Происходит размывание системы традиционных ценностей, разрыв связей поколений, нарушение преемственности между ними, внедрение чуждых ему духовных ценностей.

Необходимо восстановление  системы духовных ценностей, развитие взглядов и убеждений, способных консолидировать общество. И школа, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников.

Научить духовности нельзя. Но в данный  период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. И для решения этой задачи в образовательные программы введен курс  «Основы религиоведения и культурной этики». Необходимость данной программы обусловлена в первую очередь тем, что многонациональность страны и ее вероисповеданий (что не так ярко было выражено в дореволюционной России), требует выделения для изучения основ духовно-нравственного воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники, радость, горе и др.). И в тоже время каждый проживающий на территории России должен знать и почитать культуру и традиции Государства Российского.

Безусловно, данный курс не сможет решить все задачи по формированию духовно-нравственной культуры у детей в первую очередь потому, что в современном обществе необходимо преодоление целого ряда проблем, основными из которых я считаю следующие:

Проблема духовного и профессионального совершенствования педагога является одной из актуальных. Общеизвестно, что на формирование личности воспитанника значительное влияние оказывает личность педагога. Только педагог с определившимися духовными ценностями и нравственными установками способен эффективно управлять образовательным процессом. В современных условиях требования к педагогу переносятся с узкопрофессионального подхода к многосторонне интеллектуально-духовному.

Еще одна проблема – это деформация сферы семейного воспитания. Родителями утрачены традиционные нравственные ориентиры, в семье отсутствует преемственность педагогической традиции. В данной ситуации эффективно было бы наладить взаимодействие семьи и образовательного учреждения, но возникают такие сложности, как:

  • отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности;
  • отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей.

Серьезной проблемой  также является отсутствие со стороны государственных органов, СМИ активной пропаганды мировоззренческо-идеологических основ, духовной культуры российского народа, мировой цивилизации. Наоборот, наблюдается усиление негативного воздействия средств массовой информации на подрастающее поколение.

Таким образом, решение задач формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи  видится в следующем:

  1. введении курса ОРКСЭ
  2. решении вопросов повышения профессионализма педагогов по формированию духовно-нравственной личности;
  3. оказании помощи семье в воспитании духовно-нравственных ценностей;
  4. укреплении и разработке научно-методического обеспечения процесса формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи;  
  5. усилении государственной политики, СМИ в решении вопросов формирования духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк».

Формирование экологической культуры детей  - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк»,  объединение «Творчеств...

Проблемы младшего подросткового возраста

Выступление на родительском собрании...

О проблеме развития словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с ОНР

У обучающихся с общим недоразвитием речи из-за ограниченности словарного запаса  существует проблема употребления имён прилагательных в связной речи. Наиболее проявляется  она  у детей ...

О проблеме развития словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с ОНР

У обучающихся с ОНР существует проблема употребления имён прилагательных в связной речи из-за ограничености словарного запаса. Наиболее она проявляется у школьников при составлении как повествовательн...

"Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста"

ldquo;… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожидан...

Технология развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста

В технологии развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста представлены основные этапы реализации: диагностический, аналитический, деятельностный, а также результативно...