ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ НА ДОРОГЕ.
план-конспект занятия на тему

Чудная Ирина Владимировна

Занятие предназначено для того, чтобы познакомить ребенка с различными психологическими особенностями человека, которые ответственны за его поведение в экстремальных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_obzh_i_psikh.pptx1.71 МБ
Файл urok.docx37.89 КБ
Файл stress_test.docx13.22 КБ
Файл pomoshch_pri_sresse.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая адаптация детей в стрессовой ситуации на дороге

Слайд 2

Землетрясение

Слайд 3

НАВОДНЕНИЕ

Слайд 4

Стать заложником

Слайд 5

Необитаемый остров

Слайд 6

Заблудиться в лесу

Слайд 7

Дорожное движение

Слайд 9

АВАРИИ

Слайд 18

Психологические факторы: Особенности темперамента . Стресс «Кролика» Стресс «Льва»

Слайд 19

Неопытность, отсутствие необходимых умений и навыков , что порождает: Необходимость сознательного контроля Ошибочные действия Неуверенность

Слайд 20

Неосторожность Утомление Стресс – это эмоциональное состояние человека, возникающее в ответ на экстремальные воздействия

Слайд 21

Кривая стресса

Слайд 22

Аффект - - самая мощная эмоциональная реакция, сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением обстоятельств

Слайд 23

Страх - - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы, опасности, направленной на человека

Слайд 24

Способы борьбы со страхом : Принять удобное положение, сесть , досчитать до 10-ти. Дышать глубоко. Попытаться спокойно оценить обстановку, сосредоточившись только на ближайших целях. При этом обязательно верить во что-то или в самого себя. Осмотреть все, что в данной обстановке вас окружает. Говорить с самим собой, чтобы обрести уверенность. Спланировать последующие действия. Заняться какой-либо физической работой, тогда душевное равновесие восстанавливается быстрее.

Слайд 25

Паника- -характеризуется неясностью суждений и неспособностью к действиям, перерастая в неуправляемый процесс

Слайд 26

Черты паники: Паническое бегство. Люди становятся неожиданным источником опасности друг для друга. Человек плохо соображает, не имеет альтернативных решений и не видит деталей, не оценивает последствий принятого им решения.

Слайд 27

Способы борьбы с паникой: Убеждение (если есть время). Объяснение несущественности опасности (если есть время). Категорический приказ (громким командным голосом). Использование силы и даже нейтрализация наиболее злостных паникеров.

Слайд 28

В экстремальной ситуации важно: принимать быстрые решения; уметь импровизировать; постоянно и непрерывно контролировать самого себя; уметь различать опасность и оценивать людей; быть самостоятельным и решительным, когда потребуется, но уметь подчиняться, если это необходимо; знать свои возможности и не падать духом; в любой ситуации стараться найти выход;

Слайд 29

Итак: Человек, оказавшийся в экстремальной ситуации , находится в особом состоянии возбуждения, предельной мобилизованности духовных и физических сил либо в состоянии негативных переживаний, таких как чувство страха, тревоги, напряженности, выражающихся в форме физической и психической скованности. Все это самым непосредственным образом влияет на обеспечение безопасности человека.

Слайд 30

Спасибо за внимание! Соблюдайте правила дорожного движения!



Предварительный просмотр:

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ

В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ НА ДОРОГЕ.

Цель урока:  формирование у учащихся понимания решающей роли воздействия психологических факторов на способность человека успешно действовать в экстремальных ситуациях на дорогах.

Задача: познакомить ребенка с различными психологическими особенностями человека, которые ответственны за его поведение в экстремальных ситуациях.

Никто из нас не застрахован от того, что может оказаться в экстремальной ситуации. Это может быть природная катастрофа (землетрясение, наводнение), захват заложников, оказаться одному (необитаемый остров, дрейфующий плот или льдина, заблудиться в лесу, в горах). Все это может произойти с вами, даже если вероятность этого очень мала. Но мы не задумываемся о том, что оказываемся в экстремальной ситуации каждый день, выходя из дома и попадая на дорогу.

Чем же так опасна дорога?

Для кого она опасна?

Она опасна для вас и в том случае если вы являетесь пешеходом и в том случае если вы являетесь водителем.

Аварии. Это очень страшно. Для того чтобы в них не попадать, как это не банально звучит люди придумали правила дорожного движения. Есть такое утверждение, что все эти правила написаны кровью. Почему?

Соблюдение правил дорожного движения снижают вероятность того, что вы попадете в аварию, но все же не сводят ее к нулю. Бывает так, что даже соблюдая правила вы можете оказаться в экстремальной ситуации или, говоря по другому, попасть в аварию.

Опасные экстремальные ситуации, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряженность. От состояния беспокойства, тревоги до страха и паники   - таков диапазон психического состояния личности

Какие же наши психологические факторы могут влиять на адекватность выбора нашего поведения в экстремальной ситуации?

1. Особенности темперамента. У каждого человека имеются свои особенности нервной системы и поэтому реакция на одинаковые психологические нагрузки будет разной. У одних наблюдается повышенная активность, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва» - сильная, уравновешенная нервная система. У других такие нагрузки вызывают дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность - «стресс кролика» - слабая неуравновешенная нервная система.

2.  Неопытность, отсутствие необходимых умений и навыков, что порождает:        

а)        необходимость сознательного контроля за большинством своих действий. А это мешает распределению внимания, возникает вероятность нерациональных поступков;

б)        ошибочные действия из-за незнания;

в)        неуверенность. Опасение совершить ошибку требует повышенного внимания к каждому действию, что ведет к быстрому утомлению, потере концентрации.

3. Неосторожность. Частой ошибкой в данном случае является недооценка возникшей ситуации, приуменьшение ее опасности и переоценке своих возможностей В результате меры, принимаемые для выхода из такой ситуации, оказываются недостаточными.

4.  Утомление. Понятно, что утомление понижает работоспособность, внимание, снижается уровень защитных реакций.

5. Стресс. Стресс - это эмоциональное состояние человека, возникающее в ответ на экстремальные воздействия. Различные неблагоприятные факторы - усталость, страх, холод, боль и др. вызывают в организме однотипную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует в данный момент. При этом человек реагирует не только на действующую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

 В развитии стресса можно выделить три этапа:

1) Реакция тревоги, когда мобилизуются защитные силы организма, повышается устойчивость

к травмирующим воздействиям. При этом происходит перераспределение ресурсов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач.

2)        Этап стабилизации, когда все параметры организма, выведенные из равновесия в первой
фазе, закрепляются на новом уровне. В этот момент внешнее поведение человека мало чем отличается от нормы, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.

3)        При дальнейшем сохранении стрессовой ситуации наступает истощение, что может привести к ухудшению самочувствия, заболеванию и даже к смерти.

 Я хотела бы сейчас провести с вами небольшой тест на вашу подверженность стрессу.

Тест "Стресс" на оценку стрессоустойчивости.

Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан ученым - психологом Медицинского центра Университета Бостона.  Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:

– Да, почти всегда – 1;

– часто – 2;

– иногда – 3;

– почти никогда – 4;

– Нет, никогда – 5.

1.  Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

2.  Вы спите  7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

3.  Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.

4.  В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.

5.  Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.

6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день или вы не курите.

7.  За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков или вы не употребляете спиртных напитков.

8.  Ваш вес соответствует Вашему росту.

9.  Вам хватает денег для  удовлетворения Ваших основные потребностей.

10. Вас поддерживает Ваша вера.

11. Вы регулярно занимаетесь общественной деятельностью.

12. У Вас много друзей и знакомых.

13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.

14. Вы здоровы.

15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.

16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.

17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.

19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.

Ключ:

Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, – у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.

Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни  – не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт  – 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно. 

Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.

Аффект - самая мощная эмоциональная реакция, сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением обстоятельств. Иногда он может проявляться в напряженной скованности движений, позы, речи или в форме ужаса, отчаяния. Аффект возникает обычно внезапно, резко, в виде вспышки, порыва. При этом у человека изменяются основные характеристики внимания, он удерживает во внимании только то, что вызвало аффект. Все остальное осознаётся недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Таким образом, отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля. Аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором.

Однако неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Если на конечных его этапах человек полностью теряет контроль над собой, то в начале контролировать его может любой нормальный человек, хотя это требует огромных волевых усилий. «Затушить» эффектную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением - для этого нужно иметь сильную волю, которая воспитывается, совершенствуется постоянными тренировками в течение жизни.

Еще мне хотелось бы поговорить о двух психических состояниях которые могут сопровождать вас в экстремальных ситуациях

Это Страх и паника.

Страх как острое психическое состояние в экстремальных ситуациях

Чувство страха знакомо каждому человеку, его можно расценить как острое психическое состояние, возникающее в опасных ситуациях.

Страх -  эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы, опасности,  направленной на человека. Ощущение страха - это естественное проявление инстинкта самосохранения. Контролируемый страх мобилизует физические силы, убыстряет работу интеллекта, концентрирует внимание, помогает выходить из тупиковых ситуаций. Чувствовать страх - это так естественно и логично для нормального человека, что его отсутствие предполагает наличие какой-то аномалии в психике.

Страх - это, по сути, сигнальная система организма человека, говорящая: «Внимание! Опасность!». Чаще всего человек стремится убежать от опасности, но это не всегда является лучшим решением.

Страх как одна из форм эмоциональной реакции на опасность зависит не только и не столько от обстановки, в которой оказался человек, сколько от него самого. Таким образом, человек сам себе устанавливает степень опасности. И в этой  ситуации особенно важно, что представляет из себя  сам человек, его волевые качества, подготовленность и организованность, правильная оценка ситуации, уверенность в себе.

Что же делать нам в экстремальной ситуации, когда у нас преобладает эмоция страха?

Для того, чтобы перебороть негативные последствия страха, надо:

  1. Принять удобное положение, позволяющее расслабиться и обрести спокойствие. Например: сесть, отключиться от постороннего и медленно, прикрыв глаза, досчитать до 10.
  2. Дышать глубоко.
  3. Попытаться спокойно оценить обстановку, сосредоточившись только на ближайших целях. При этом надо обязательно верить во что-то или в самого себя. Это позволяет создать настолько сильную мотивацию поступков, что помогает преодолеть страх. Однако надо помнить о возможных в такой ситуации ошибках:

        переоценке своих возможностей, ведущей к ошибочной оценке ситуации;

        проявлении неуверенности. Человек, проявляющий такое качество - уже потенциальная жертва.

4.      Осмотреть все, что в данной обстановке вас окружает.

  1. Говорить с самим собой, чтобы обрести уверенность.
  2. Спланировать последующие действия.
  3. Заняться какой-либо физической работой, тогда душевное равновесие восстанавливается гораздо быстрее. Пусть она в данной ситуации будет даже бессмысленной.

Чтобы уменьшить чувство страха, следует в экстремальных ситуациях воспитывать волю, самообладание. Приобрести эти качества можно через сознательное, многократное повторение конкретных действий, выполнение необходимых для этого упражнений.

Страх гораздо легче преодолевается в составе группы. Самые сильные и активные всегда подадут пример, поднимая моральное состояние остальных.

Паника, способы борьбы с ней

Чувство страха может перерасти в панику. Она характеризуется неясностью суждений и неспособностью к действиям, перерастая в неуправляемый процесс. В состоянии паники люди утрачивают все те моральные нормы, которым обычно следуют в обществе, теряют свою индивидуальность, становятся частью разрушительной силы, неспособной контролировать себя и не поддающейся контролю. Наступает отчаяние с таким стремлением к выживанию, при котором не остается места для проявления солидарности и помощи. Особенно опасна толпа, в которой возникла паника. В этих случаях она становится опаснее стихийного бедствия или аварии, которые ее вызвали.

Характерными чертами поведения панически настроенной толпы являются:

  • паническое бегство всегда в сторону от опасности (не делается даже попытка как-то повлиять на ее наступление);
  • люди становятся неожиданным источником опасности друг для друга;
  • человек плохо соображает, не имеет альтернативных решений и не видит деталей и последствий принятого им решения (типичный случай при пожаре: прыжок в окно со смертельно большой высоты).

В таких условиях всегда найдется слабая личность - паникер. Ему даже незначительная опасность представляется огромной.

Возникшую панику надо решительно пресекать, и как можно раньше. Если паникой охвачен только один человек, надо стараться, чтобы его состояние не передалось другим. Для этого в первую очередь следует отвлекать, хотя бы на непродолжительное время, внимание людей от источника страха или возбудителя паники. Попытаться взять управление на себя, стараться переключить внимание с действий «лидера» паникеров на человека трезвомыслящего. Если это возможно, попытаться изолировать паникера, успокоить его, помешать его крикам, побрызгать на него холодной водой, дать пощечину. Затем постараться вовлечь всех в борьбу с опасностью. Если паника охватила большую группу людей, надо постараться разделить ее на мелкие группы, с каждой из которых справиться будет гораздо легче.

Меры для приостановки паники должны быть самые решительные:

  • убеждение (если позволяет время и обстановка),
  • объяснение несущественности опасности (опять же - при наличии времени),
  • категорический приказ (громким командным голосом),
  • использование силы и даже нейтрализация наиболее злостных паникеров.

В чрезвычайной ситуации важно, чтобы человек был в состоянии:

  • принимать быстрые решения;
  • уметь импровизировать;
  • постоянно и непрерывно контролировать самого себя;
  • уметь различать опасность и оценивать людей;
  • быть самостоятельным и решительным, когда потребуется, но уметь подчиняться, если это необходимо;
  • знать свои возможности, не падать духом;
  • в любой ситуации стараться найти выход.

Итак, человек, находящийся в опасной экстремальной ситуации или готовящийся преодолевать ее, находится в особом состоянии возбуждения, предельной мобилизованности духовных и физических сил либо в состоянии негативных переживаний, таких как чувство страха, тревоги, напряженности, выражающихся в форме физической и психической скованности. Все это самым непосредственным образом влияет на обеспечение безопасности человека.

В чрезвычайной ситуации важно, чтобы человек был в состоянии:

  • принимать быстрые решения;
  • уметь импровизировать;
  • постоянно и непрерывно контролировать самого себя;
  • уметь различать опасность и оценивать людей;
  • быть самостоятельным и решительным, когда потребуется, но уметь подчиняться, если это необходимо;
  • знать свои возможности, не падать духом;
  • в любой ситуации стараться найти выход.

Итак, человек, находящийся в опасной экстремальной ситуации или готовящийся преодолевать ее, находится в особом состоянии возбуждения, предельной мобилизованности духовных и физических сил либо в состоянии негативных переживаний, таких как чувство страха, тревоги, напряженности, выражающихся в форме физической и психической скованности. Все это самым непосредственным образом влияет на обеспечение безопасности человека.



Предварительный просмотр:

Тест "Стресс" на оценку стрессоустойчивости.

Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан ученым - психологом Медицинского центра Университета Бостона.  Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:

– Да, почти всегда – 1;

– часто – 2;

– иногда – 3;

– почти никогда – 4;

– Нет, никогда – 5.

1.  Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

2.  Вы спите  7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

3.  Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.

4.  В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.

5.  Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.

6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день или вы не курите.

7.  За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков или вы не употребляете спиртных напитков.

8.  Ваш вес соответствует Вашему росту.

9.  Вам хватает денег для  удовлетворения Ваших основные потребностей.

10. Вас поддерживает Ваша вера.

11. Вы регулярно занимаетесь общественной деятельностью.

12. У Вас много друзей и знакомых.

13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.

14. Вы здоровы.

15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.

16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.

17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.

19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.

Ключ:

Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, – у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.

Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни  – не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт  – 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно. 

Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.



Предварительный просмотр:

 Первая помощь при остром стрессе.

Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе "СТОП!", чтобы резко затормозить развитие острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) "по косточкам", как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью  – все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация).

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется "здесь и сейчас" и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Обратитесь к специалисту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологическая адаптация детей и молодежи в условиях модернизации российского образования».

Выбор эффективных средств помощи детям с  ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётко...

"Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже"

Об особенностях работы социального педагога со студентами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Особенности психологической адаптации детей в условиях ГБУЗ КО «Областной детский санаторий для больных туберкулезом». Рекомендации родителям.

Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. В этой статье говорится о том, как родители могут подготовить своих детей к длительному пребыванию в санатории (3-6 месяцев- ...

Особенности психологической адаптации детей в условиях ГБУЗ КО «Областной детский санаторий для больных туберкулезом». Рекомендации родителям.

Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. В этой статье говорится о том, как родители могут подготовить своих детей к длительному пребыванию в санатории (3-6 месяцев- ...

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....