Православная гостиная. «Собиратель русской земли – Преподобный Сергий Радонежский»
методическая разработка (5 класс)

Заседко Светлана Анатольевна

Мастер - класс. Методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс» по теме:

«Собиратель русской земли – Преподобный Сергий Радонежский»

Учитель музыки и ОПК  - Заседко С.А.

В Евангелии есть такие слова: «Все цветы должны расти». Вот уже 25 лет я преподаю в школе музыку. Не перестаю ощущать себя садовником и чувствовать ответственность за то, чтобы из хаоса беспорядочных звуков и бессмысленных мелодий растущий человек взял нужную ноту, выбрал верную мелодию, которая стала бы музыкой большой души. Мой предмет – один из тех в школе, что  обращён, в первую очередь, к внутреннему миру человека, его духовно – нравственному опыту. Это предмет, который учит видеть жизнь не глазами, а сердцем. Интегрируя уроки музыки и основ православной культуры,  мне легче показать детям, что кроме известных им материального и виртуального миров, есть бесконечно богатый мир духовный.

Все мы хорошо знаем и представляем, в какой великой стране живём – богатой не только просторами и недрами, но и своим уникальным духовным наследием. Трудно переоценить значение духовного наследия России в воспитании будущих граждан страны. Знать прошлое – это значит, во многом понимать настоящее. Только это может стать залогом верности памяти предков, верности традиции российской государственности. В этом я постоянно убеждаю своих учеников.

Так, на уроках и внеклассных мероприятиях, посвящённых 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, игумен Земли Русской предстал перед моими учениками как послушник, монах, инок, схимник, как великий учитель и наставник, святитель и заступник, показавший миру образ кротости и смирения. Главная же мысль цикла уроков, которые я провела в нескольких классах, заключалась в том, чтобы показать детям духовно – нравственное значение Преподобного Сергия как собирателя русской земли.

        Для каждого возрастной категории учащихся я использовала разные методы и приёмы. Итак, передо мной младшие школьники, и я обращаюсь к ним с такими словами:

 «Проклюнулся листик зеленый к апрелю

И радостно крикнул: «Я верю! Я верю!

Я верю, что небо всегда голубое,

Что солнце сияет всегда над землею!»

«Я верю!» - какие замечательные слова! Вы чувствуете,  как веет лесной прохладой? И какой здесь воздух? Вдохните! (он чистый, звонкий, прозрачный) и пахнет здесь смолой. А листочки! Вы только потрогайте их! Они такие нежные и немного липкие… Мы с вами сейчас тихо - тихо раздвинем веточки (дети имитируют движения руками), сделаем один осторожный шаг и войдём в этот лес…

Лесной ручей бежал, журча.

Благоухала сныть-трава,

Кругом раскинув кружева.

И в нежном пении ручья

Звучали мудрые слова:

“Ищите к Господу дорогу,

Любите и хвалите Бога!”

Весенний ветерок живой

Шептал, слегка шурша листвой:

“Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!”

Небес сияла синева, и золотом лились слова:

“Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!”

Моментально  включается детская фантазия, воображение, и главное, дети, затаив дыхание, ждут, что будет дальше? Смотрите, кто это нас встречает? Подойдём поближе? Ребята сразу понимают, что перед ними  необычный человек – это монах. Я говорю им, что Старец будет нашим проводником по лесу, который хранят память о  великом послушнике, основавшем здесь много веков назад святую обитель. Смотрим мультфильм  «Преподобный Сергий».

 Затем класс делится на три группы, и каждая выполняет своё задание в рабочем листе урока:

- найди соответствия,

- приведи пример из жизни Сергия Радонежского, иллюстрирующий картинку,

- составь рассказ по картине.

Всегда подбираю физминутки,  которые подходят к конкретному уроку. В данном случае ребятам предложила отгадать загадку:

Спал цветок

и вдруг проснулся,

Больше спать

не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Вверх, взлетел и полетел!

Под красивую мелодию разрешаю детям полетать по классу, а затем говорю: «Бабочки летели, летели и тихонько сели». Урок продолжает стихотворение:

Над разноцветными лучами

Весь, как порхающий цветок,

Блистая яркими крылами,

Летит прекрасный мотылек.

За ним веселою гурьбою

Со смехом детвора бежит

И шаловливою рукою

Поймать крылатого спешит.

Кричат, столкнулись, окружили…

О, дети, что поймали вы?

В руках без крыл, без яркой пыли

Измятый червь без головы…

Гонясь, как дети, за мечтами

Мы вместо счастья слезы льем.

А Бога вечного над нами

Не познаем своим умом.

О, дети суетного века!

Того познайте наконец,

Кто создал солнце, человека,

Кто звезд безчисленных Творец,

Кто по Своей любви безмерной

На землю грешную сходил

И мукой крестной, безпримерной

Нас всех для неба искупил.

Христа небесное ученье –

На небо лучезарный путь!

А человека назначенье:

Христа люби, в Нем счастлив будь! 

               о. Николай (Мельников) 1892 – 1964г.г.

Подвигами святого Сергия был подвиг смирения, затем подвиг воздержания, подвиг трудолюбия, подвиг нравственной чистоты, справедливости. Но главным деянием Преподобного Сергия были вера и любовь к Господу. Чтобы закрепить это в памяти детей обращаемся к рабочему листу. Предлагаю детям ФИЛВОРД, это задание немного легче кроссворда и дети с удовольствием находят знакомые слова, соревнуются – кто быстрей найдет. В данном случае надо найти 10 слов, которые говорят о характере Сергия Радонежского. И затем отметить галочкой те черты характера, которые ребята хотят воспитать в себе. 

Мои маленькие школьники на этом уроке узнают и то, что Святая Церковь празднует память Преподобного Сергия 5/18 июля и 25 сентября/8 октября. Преподобный Сергий – небесный заступник всех учеников и именно его можно просить о помощи в учении. А в конце урока подводим итоги, и все желающие знакомятся с книжной выставкой.

Учащиеся 5 – 6 классов, размышляли о том, как часто человек стоит перед выбором, и как важно бывает не ошибиться. Об этом мы рассуждали, обращаясь к картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Дети внимательно рассматривали картину, тихим фоном звучала музыка ( «Богатырская» симфония А.Бородина). Так ребятам было гораздо легче понять душевные переживания и смятение героя. Богатырь склонил голову, в безысходности опустил своё копье. Мысли его мрачные, как  серое небо над головой. Ведь надпись на придорожном камне предупреждает об опасности. Как же поступить? Может повернуть коня назад? И тут внимание детей переключается на Дмитрия Донского, мы вспоминаем, как непросто было этому сильному и мужественному человеку сделать свой выбор? Вспоминаем, кто помог тогда князю принять решение, изменившее ход всей русской истории? Кто благословил и предсказал победу в Куликовской битве, духовно укрепил войско русское, поддержал его горячей молитвой?  

А Сергий в те часы уединился

Перед Святою Троицей молился.

Казалось, он следит духовным зреньем

За ходом величайшего сраженья.

Храм наполняли свет и тишина,

Порою старец прерывал молитвы,

Погибших называл он имена

И тех, кто ранен был на поле битвы. 

Картинную галерею можно дополнить работами других художников. В качестве творческого задания, я попросила детей написать дома сочинение - миниатюру «О чём рассказали картины…»

        Урок продолжает музыкальная вставка. Ребята с удовольствием поют одну из своих любимых песен о Родине.

        Продолжает звучать спокойная мелодия, а все ребята уже выполняют задания в рабочем листе урока. Предлагаю на выбор выполнить любое из заданий: первый уровень – лёгкий (объясни значение слов), второй – сложнее (викторина). Несколько учеников успели выполнить оба задания.

        Подводим итоги урока. Все желающие высказали своё мнение об уроке, а затем каждый ученик в рабочем листе записал несколько строк.

Три самых важных имени: _______________

Три самых важных события: ______________

Три самых важных чувства: _______________

Три самых важных качества:_______________

На факультативное занятие ОПК в 7 классе я пригласила настоятеля Свято-Покровского храма станицы Тбилисской – протоиерея Василия Козака. Мои ученики знают, что я – прихожанка этого храма, пою на клиросе и являюсь помощником отца Василия в работе с детьми и молодёжью. Может поэтому, встречаясь с батюшкой, ребята чувствуют себя комфортно, не боятся задавать вопросы и свободно высказывать своё мнение. На этот раз мы говорили о том, кто же мы такие – русские люди?  Какая она, наша Родина, наша Россия? Какова духовная основа нашей русской земли? Есть ли будущее у России, у русской нации? Почему Россия, несмотря ни на что, всегда поднималась с колен и продолжала гордо смотреть вперед? Почему русский народ называл себя « Святой Русью»?

Пришли к выводу, что Святая Русь – это национальная жизнь народа, признающего смысл и радость жизни в приобщении к Богу. Это – народ, выше всего почитающий святость, хранивший «древнее благочестие».

        Сквозь призму этих вопросов, познакомились с  древней историей Троице – Сергиевой Лавры, посмотрели документальный фильм. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним. По мысли Прп. Сергия, вся Русская земля – это отражение Святой Троицы. Таким отражением является и Троице - Сергиева Лавра. Мощи  Преподобного Сергия - величайшая святыня - покоятся в этой обители. Он слышит молитву каждого человека, кто с верой и любовью обращается к нему.

Вспомнили слова  Епифания Премудрого: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской». Ребята узнали, что Сергий Радонежский был идейным вдохновителем объединения и национально-освободительной политики на Руси в XIV веке. О том, что имя Сергия навсегда связано с делом созидания России. Подвела детей к неожиданному для них выводу, что жизненный путь «Великого Игумена Русской земли» выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей — а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча — но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.

Преподобный Сергий завещал своим ученикам и нам, будущим поколениям богатое духовное наследие. Поэтому мы с учениками решили выполнить в этом году коллективный научно - исследовательский проект «Святые обители Сергия Радонежского и его учеников». За основу взяли карту, где хорошо видно, как все духовные нити сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители. Ребята уже приступили к исследованию и изучению истории святых мест. Надеюсь, что наш масштабный труд  принесёт свои значимые плоды в духовно-нравственном воспитании будущих граждан Отечества. Мы обязательно организуем….

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

                                                                      Николай Гумилев              

В заключении своего выступления предлагаю послушать песню, которая очень нравится моим ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Игумен Земли Русской" (к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского)

Презентация " Игумен Земли Русской" (к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского)...

Классный час "Святой земли Русской — преподобный Сергий Радонежский"

Классный час, посвящённый Сергию Радонежскому. Проводился в 8 классе. к тексту есть и презентация....

Игумен земли Русской - Преподобный Сергий Радонежский

Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию преподобного Сергия Радонежского....

Игумен земли Русской - Преподобный Сергий Радонежский

Презентация к внеклассному мероприятию "ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ – ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ"...

Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»

Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...

Преподобный Сергий Радонежский — Зайцев Б.К., Св. Сергий чудотворец и наставник

В центре повествования классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Зайцева — образ и жизненный подвиг одного из самых почитаемых в России святых, который, по словам писателя, явил в се...