Методическая статья «Метапредметные связи математики, истории и культуры СПб, МХК в свете реализации ФГОС»
статья на тему

Потишняя Анна Леонидовна

      Метапредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании предмета и, наоборот, идущие от данного предмета в другие учебные предметы.Установление  метапредметных  связей  способствует   развитию  метапредметных  способностей  обучающихся/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая статья 530.98 КБ

Предварительный просмотр:

 «Метапредметные связи математики, истории и культуры СПб, МХК в свете реализации ФГОС»

В стандартах первого поколения (2004г)  нам были прописаны планируемые результаты обучения.

В стандартах второго поколения произошел вектор смещения акцентов

В свете новых стандартов перед учителем стоят три ключевых вопроса

 

Чему учить и ради чего учить? Прописано в стандартах нового поколения

Как учить нас никто не научит нас с вами, это наше умение, мастерство, это наша прерогатива.

Перед нами стоят проблемы

1. Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;

2. Как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности;

3. Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.

Поэтому на своих семинарах, круглых столах, мастер- классах, курсах  мы изучаем новые технологии, осваиваем новые подходы к обучению. Рассмотрим метапредметными и межпредметными связями.

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

" Мета "– (« за », « через », « над»), всеобщее, интегрирующее

«Меж» -   то же, что между.

Межпредметные  связи:

предметы естественно – научного цикла +математика; 

предметы гуманитарного цикла + история и культура СПб, МХК

Метапредметные связи:

предметы ЛЮБОГО   цикла + математика;

предметы ЛЮБОГО   цикла + история и культура СПб;

предметы ЛЮБОГО   цикла + МХК

Метапредметность  подразумевает, что существуют  обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Метапредметные связи — интегрируют    как можно больше учебных предметов на основе мыследеятельностного подхода к обучению (ФГОС второго поколения)

Метапредметные связи решают проблему разобщенности, расколотости, оторванности  друг  от  друга  разных дисциплин и, как следствие, учебных предметов и приводят к целостному образному восприятию мира

Метапредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.

Метапредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании предмета и, наоборот, идущие от данного предмета в другие учебные предметы.

Установление  метапредметных  связей  способствует   развитию  метапредметных  способностей  обучающихся

Способ  первый: интеграция проявляется, если на предлагаемом уроке  учитель  использует  сведения, которые  обучающиеся  уже получили  на  смежном  уроке, а не предлагает их  как  новые. 

Способ второй: урок может стать интегративным благодаря форме бинарного урока. Это урок, который ведут  два  педагога-предметника,  что  значительно  повышает  его  содержательный  и  операционный  уровень,  так  как  по  отдельности  учителя не  всегда  знают  программу  смежных  предметов  (чтобы  адекватно  требовать  знания  от  своих  учеников)  и  не  всегда  могут  на  должном  уровне  анализировать  смежный  материал.  Совместная  подготовка  к  уроку интеграции  и  совместное  его  проведение  позволяет  отточить  стройную  методическую  концепцию  интегративного  урока  и  связать  все  его  блоки  между  собой  общими  темами,  идеями,  проблемами  и  т.  д.

Возникновение  этой интеграции есть «результат   высокого уровня реализации метапредметных  связей, поскольку    он    основывается    на    общих научных идеях, концепциях, дающих целостное  представление о человеке,  мире,  культуре» 

В качестве метапредметного результата обучения -  уровень развития базовых способностей учащихся:

  •   мышления,
  •   понимания,
  •   коммуникации,
  •   рефлексии,
  •   действия.

Особенности работы учителей математики в 5-6 классах

Реальная математика в ОГЭ  по математике

Глоссарий

Коммуникация — от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Метапредметные связи в обучении математике в 5 классе"

Статья содержит аргументы по разнообразию связей математики с предметами,изучаемыми обучающимися 5 класса....

Статья (2014г.) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

laquo;У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовнос...

Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания как основы для активизации учебной деятельности учащихся в свете реализации ФГОС.

laquo;Как решить  вопрос успеваемости?» Именно такой вопрос стоит перед каждым учителем и администратором школы в конце каждой учебной четверти....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ "Метапредметные результаты обучения – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации ФГОС."

Данное выступление показывает какие метапредметные результаты освоения образовательной программы по математике в 5 классе формируются и какими методами они реализуются....

Статья «Личностно-ориентированное обучение как один из современных подходов в педагогической деятельности в свете реализации ФГОС»

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегос...