Выступление "Опыт внедрения системно-деятельностного подхода как одно из условий реализации ФГОС".
опыты и эксперименты на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon opyt_vnedreniya_fogs.zip15.82 КБ
Package icon urok_po_fgos.zip140.25 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете 2014-2015 уч. год

 « Представление опыта внедрения системно-деятельностного подхода на этапе введения ФГОС ». 

Само понятие СДП  вошло в педагогику в 1985 году.  Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.  Главным становится воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, который умеет ставить цели; решать задачи; отвечать за результаты. Спустя 20 лет Российская академия образования провела экспертную оценку образовательной системы «Школа 2100» и признала, что данная концепция соответствует принципам  развивающего обучения и отвечает государственной политике в рамках модернизации Российского образования. Сегодня в рамках этой системы создан полный набор учебников и учебных пособий для всех ступеней образования. Мне хотелось бы представить вам примеры своей работы на уроках истории и русского языка в соответствии с данной концепцией.

 Основные отличия которой от традиционной педагогики заключаются в следующем:

  1. Новая структура и типология уроков.
  2.  Новые педагогические технологии.
  3. Новая система оценивания.

СДП нацелен на развитие личности и ее духовно-нравственное воспитание, на формирование гражданской идентичности. Эти принципы реализуются в 5х линиях развития, совпадая, по сути с привычными для нас целями урока: 1-2 линии – овладение исторической картиной мира в виде фактов и понятий, 3 линия - формирование открытого исторического мышления, 4 линия – нравственное самоопределение, 5 линия - патриотическое самоопределение. Такое целеполагание  может быть оправдано для всех предметов гуманитарного цикла.

    Согласно каждой линии развития личности выделяются группы заданий. 1-2 линия  - это задания на анализ, сравнение, группировку фактов или понятий (формулировка определения, таблица), 3 линия – задания на установление причинно-следственных связей (логическая цепочка, схема), 4-5 линии – задания на формулирование и обоснование собственной оценки исторических фактов (вывод, письменный ответ).

   Например: тема урока – Первые шаги разума. 1 линия - научить выявлять особенности первобытного общества в ледниковый период.

2 линия -  научить объяснять суть родо - племенных отношений в общине и племени. 3 линия – объяснить причины выживания первобытных людей в ледниковый период и их расселение по планете.

4 линия -  уметь выявлять нравственные ценности первобытного общества.

 5 линия – объяснить свою оценку первобытной морали, сравнивая с правилами современного мира.

   А теперь по порядку. Я передала вам посмотреть методическое пособие «Всеобщая история».    Я думаю,  все обратят внимание на то, что примерный конспект урока сразу представлен в виде технологической карты, где прописано все, этапы урока, примерное время, реплики учителя и примерных действий и ответов учеников, информация на доске. Сначала очень сложно перестроится, конспект одного урока занимает более 6 страниц, но постепенно и дети, и сам привыкаешь к другому порядку действий. Итак, согласно новой классификации уроков по ФГОС:

- УРОК «открытия нового знания»,

- УРОК «закрепления»,

- УРОК «систематизации и обобщения»,

- УРОК «контроля знаний и умений»,

- комбинированный урок.

Большинство уроков истории представлены уроками комбинированного типа, исключая уроки контроля на выходе из модуля, в нашем случае они совпадают с изучением разделов по учебнику Вигасина.

Всего выделяется 6 основных этапов урока, причем последовательность их варьируется в зависимости от материала и типа урока.

1 этап: Мотивация  обучающихся и создание проблемной ситуации (противоречие между двумя фактами, между научным фактом и обыденным представлением, между исторической реалией и «понятием справедливости».) В результате тема формулируется в виде вопроса, примерный ответ на который ребята предлагают в виде версий.

2 этап. Актуализация знаний: индивидуальная письменная работа, решение логических задач, фронтальный опрос с опорой на материал прошлых уроков. Самооценивание, взаимооценивание по алгоритму оценки устного ответа (оценка не окончательная).

3 этап: Планирование деятельности: побуждающий диалог (творческие способности), подводящий диалог (логические способности).

4 этап: Открытие нового знания: работа с историческим документом, текстом учебника, картой. В это время можно сочетать групповую, индивидуальную формы работы с общей беседой. Ответ одного ученика по алгоритму выполнения продуктивного задания (продуктивное чтение) - реализуется проблемно-диалогическая технология.

5 этап: Применение нового знания (подтверждение или опровержение версий) Рефлексия (незаконченное предложение, цветок настроения и самооценки, синквейн и т.д.).

6 этап: домашнее задание (опережающее чтение  с учетом принципа минимакса) учебник  содержит большое количество информации и заданий, превышающих базовый уровень.  

   Последнее третье отличие этой образовательной системы – правила оценивания.

1 правило – оценивается любое успешное действие, отметкой фиксируется только решение полноценной задачи (алгоритм).

2 правило – отметка определяется в диалоге учителя и ученика.

3 правило -  за каждую учебную задачу ставится отдельная отметка.

4-5 правила – наличие журнала учителя, в котором выставляются промежуточные оценки, при изучении нового материала ученик имеет право на ошибку, запись в «лист защиты» с последующей пересдачей.

6 правило – наличие трех уровней успешности – необходимый уровень (типовые задачи, отработанные умения, изученные знания) - хорошо, повышенный уровень (новые знания, применение умений и навыков в непривычной ситуации)- отлично, максимальный уровень (самостоятельно добытые знания, новые умения) - превосходно. Результатом такого способа оценивания для меня стало другое, более ответственное, осмысленное отношение к предмету и своей работы на уроке.

     В завершении своего выступления мне хотелось бы еще раз озвучить один из вариантов лексического значения слова «опыт». Это познания, основанные на пережитом и испытанном. Поэтому чем раньше мы начнем работать по новым стандартам, тем быстрее накопим необходимый опыт, перестроимся сами, изменим свои уроки и преодолеем все трудности. Удачи всем в новом году!




Подписи к слайдам:






«ШКОЛА – 2100»
4 этап урока: открытие нового знания
Алгоритм выполнения продуктивного задания:
1.Осмыслите задание.
2.Найдите нужную информацию в тексте.
3.Выделите главное, найдите решение задачи, обоснуйте свою позицию.
4.Запишите, если необходимо решение в виде схемы, тезиса, определения и т.д.
5. Составьте мысленно ответ.
6. Дайте полный ответ учителю и классу.





«ШКОЛА – 2100»
Удачи!!!
С новым годом!





5 линий развития личности:

1- 2 линии
- овладение исторической картиной мира в виде фактов и понятий;

3 линия
- формирование открытого исторического мышления;

4 линия
- нравственное
самоопределение;

5 линия

гражданское и патриотическое самоопределение.

«ШКОЛА – 2100»
Формулировка определения, таблица
Логическая цепочка, схема
Письменный ответ, рассказ, вывод.





«ШКОЛА – 2100»
3 этап урока: планирование деятельности
– выдвижение версий
план на доске
Подводящий диалог
Побуждающий диалог





«ШКОЛА – 2100»
Правила оценивания:
1.Отметка за решение конкретной учебной задачи.
2. Диалог учителя и ученика.
3. Отметкой фиксируется решение каждой задачи.
4.
Итоговая отметка выставляется по результатам уроков контроля и проверки знаний.
5. Право на ошибку при изучении нового материала и лист защиты.
6. Три уровня успешности: необходимый, повышенный, максимальный.
Представление опыта внедрения
сдп
на этапе введения
фгос
«ШКОЛА – 2100»





«ШКОЛА – 2100»
План-памятка оценки устного ответа:
1.Точность фактической информации, знание текста.
2.Отсутствие речевых
ошибок.
3. Интонационная продуманность и законченность ответа.





«ШКОЛА – 2100»
6 этап урока: Опережающее домашнее задание
незнакомая иллюстрация;
новое название параграфа;
предположение;
связь с изученным материалом
(принцип минимакса)





«ШКОЛА – 2100»
Этапы урока:
2. Актуализация знаний
(
обращение к имеющимся знаниям
)
Решение логической задачи
Индивидуальная письменная работа
Фронтальная беседа





«ШКОЛА – 2100»
5 этап урока: применение новых знаний
(
подтверждение или опровержение версий
)

рефлексия
Незаконченное предложение
Букет или дерево настроения
Синквейн и т.д.





«ШКОЛА – 2100»
Этапы урока:
Мотивация и создание проблемной ситуации
(
организационный момент – противоречие - вопрос
)
Между двумя фактами
Между научным фактом и обыденным представлением
Между исторической реалией и понятием справедливости





«ШКОЛА – 2100»
Порядок оценивания выполнения учебной задачи.
1.Что нужно сделать в этом задании, какой результат должен получиться?
2.Найдено решение задачи, получен ответ?
3.Работа выполнена полностью верно или с незначительной ошибкой?
4.С заданием справился самостоятельно или с чьей-либо помощью (учитель, класс, одноклассник)?
5.Какое умение отрабатывали при выполнении задания?
6.Каков был уровень задачи (необходимый, повышенный, максимальный)?
Образец оценивания:
После выполнения задания у меня получился связный текст из 3 предложений. Работа выполнена самостоятельно, с 2 незначительными ошибками. Это задание помогло мне запомнить написание слов с чередованиями в корне, видеть их в тексте. Уровень необходимый. – «4»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.

Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...

Внедрение и развитие системно-деятельностной парадигмы на уроках физики в условиях реализации ФГОС.

Внедрение и развитие системной деятельном иной парадигмы на уроках физики в условиях реализации ФГОС....

Современные подходы к образованию в условиях реализации ФГОС

6 районныйфестиваль педагогических идейСекйия "Системно -деятельностный подход в образовании"Тема "Составление простейшего плана местности" (мастер-класс)http://gcro.nios.ru/system...

Современные подходы к преподаванию в условиях реализации ФГОС

laquo;Физическая культура в условиях реализации ФГОС» В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически раз...

Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС по русскому языку и литературе»

Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС  по русскому языку и литературе»...

Автореферат«Использование активных методов обучения на уроках физической культуры как одно из условий реализации ФГОС ООО»

Цель:показать использование активных методов обучения (АМО)на уроках физической культуры как условие реализации ФГОС ООО.Задачи:Проанализировать, как меняется технология урока в условиях новых государ...