Метапредметность.
материал на тему

Желтоногова Ирина Юрьевна

Текстовый материал для видеоролика

Скачать:


Предварительный просмотр:

(фрагменты перемены, урока в младшей и старшей школе)

Корреспондент

     Если бы люди старшего поколения попали на современный урок, очень удивились бы, потому что урок мало похож на то, что было в их времена.

    Урок изменился… А все потому, что от выпускника сегодня требуются мобильность, креативность, умение самому добывать знания. Чтобы помочь ему быть успешным, на помощь учителю приходит так называемый метапредмет. Что это такое и зачем нужен, спросим у… (директора  гимназии №16 «Интерес» И.В. Снегирёвой)

(«интервьюирование»)

   Не секрет, что наши дети, приходя в школу, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-, 8-го класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация (желание учиться).

   Избежать этого позволяют метапредметные технологии,  результат которых нацелен на  развитие способностей  каждого ученика.

   Что такое метапредмет? “Мета” – значит “за” предметом, “над” предметом, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. Кроме того, уже замечено: после внедрения метапредметных технологий в обычной школе часть детей, которые очень плохо усваивали материал, вдруг начинают хорошо учиться. Приходят благодарные родители. Это происходит за счет того, что этим ребятам необходимо, чтобы будоражили их мышление. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

    1) Например, на уроке литературе можно дать сведения об  истории: при изучении "Евгения Онегина" рассказать о том времени, о людях, нравах, дуэлях, а если еще обратить внимание на использование французских слов в романе, то это уже будет связь с уроком иностранного языка.

    Или 2) Например, использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия: любовь, смысл жизни, свобода, ответственность – а ведь именно с такого рода направлениями сталкивается выпускник на итоговом сочинении.

    Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

(фрагмент урока, где проводят опыты)

Голос за кадром (учитель поясняет то, что делают ученики)

   Попадая на уроки по метапредметам, ученик не запоминает, но промысливает  важнейшие понятия.

   На уроке «Эксперимент» школьники одновременно получают знания по нескольким предметам естественно-научного цикла, причем в готовом виде информация не дается. Им предлагается «переоткрыть» открытие, некогда сделанное в истории, т.е. пройти процесс опытным путём...

   Зачем это нужно, когда открытия уже сделаны?

 Осуществляя работу на разном предметном материале (в данном случае на материале биологии, физики, химии), ученик начинает осознавать собственный процесс работы: ЧТО именно он мыслительно проделал, КАК он мыслительно двигался, когда восстанавливал «открытие». А это знание ему пригодится и на других уроках, и во внеурочной деятельности, и в жизни.

Интервьюирование ученика

 - Интересно ли посещать такие уроки?

 - Помогает ли такие уроки на других предметах и как?

(доклады на НПК)

Метапредметные связи помогают школьникам принимать решения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Особенно это важно при работе над проектами, участием в исследовательской деятельности.

 

(«интервьюирование»…)

   Сам собой напрашивается вопрос: а что же дальше? Зачем нужны метапредметные знания и умения? Где они могут пригодиться в дальнейшей жизни, за стенами образовательного учреждения?

  - Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля.  Для них не должно существовать непреодолимых границ между дисциплинами. Именно таких  специалистов должно готовить среднее и высшее образование.

    Введение метапредметного подхода в образовании – это попытка постепенно развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам 21-го века.

    С помощью метапредметов уже на уровне средней школы  ученики могут осваивать передовые научные знания, проводить научные исследования, понимать серьезную литературу, обсуждать актуальные общественно-политические проблемы и предлагать решения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метапредметный урок по биологии "Функции эндокринных желёз" (ХАОС и ПОРЯДОК)

Конспект и презентация  метапредметного урока по биологии 8 класс "Функции эндокринных желёз"...

метапредметные погружения как средство достижения новых метапредметных результатов

"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению" Я.А. Коменский О внеурочной деятельности, о новых стандартах много сказано, дано  разьяснения, од...

Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных ...

БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"

Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных  результатовучащихся по русскому языку...