Практико-значимый проект "Коммуникативная культура педагога"
проект на тему

 

С помощью слова можно улучшить настроение, изменить отношения с кем-то или к чему-то, обрести уверенность самому или вселить ее. Слово – это образ. В нашем языке закреплен эффект воздействия слов на сознание и подсознание человека. Поэтому учитель вдвойне несет ответственность за сказанное им. Нравственную основу речевого поведения педагога составляет гуманизм, вежливое, уважительное, терпимое отношение к личности обучаемого независимо от его возраста, успеваемости и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktiko-znachimyy_proekt.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

I Введение

        Одна из главных целей деятельности педагога есть профессиональное общение с детьми, их родителями, окружающим миром. Поскольку общение – это составная часть человеческого бытия, атрибут целостной коммуникативной деятельности педагога, важным звеном в его профессиональной сфере является формирование у него основ коммуникативной культуры.

        Коммуникация (от латинского сообщение, связь, делаю общим) – каналы передачи информации в процессе общения; смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

        Коммуникация выступает одним из условий существования культуры, средством передачи культуры и способом познания мира и другой личности. Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры.

        В наше время назрела объективная потребность перевода обучения в школах из условий дидактического, монологического преподавания в режим живого диалога и конструктивного общения с учащимися.Поэтому целью данной работы и является изучение и обоснованность доказательства необходимости методологически обоснованного подхода к современным идеалам взаимоотношений между педагогом и учащимся, обоснование влияния коммуникативной культуры педагога на эффективность в учебной деятельности.

        Актуальность исследуемой проблемы определяется масштабностью и глубиной происходящих в нашей стране преобразований.

        Данная проблема нашла свое отражение в работах Г.Н. Андреевой, А.А. Бодалева,                       С.Н. Батраковой и др., которые трактуют коммуникативную деятельность как процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Овладение педагогами способами взаимодействия с обучающимися обеспечивает гуманистический характер отношений между ними, формирует личностный потенциал ребенка.

        Кроме того, это дает возможность педагогу быть успешным в собственной деятельности, осознать личность ребенка во всех ее проявлениях.

        По утверждению многих ученных, обучение является специально организованным общением педагога и ученика. На уроках они вступают в коммуникативные отношения между собой. С начала девяностых годов XX века в исследованиях по проблемам человеческого общения стал выделяться культурологический аспект коммуникации, и появилось новое понятие «коммуникативная культура» (Л.В. Агафонцева, И.И. Зарецкая и др.). Коммуникативная культура преподавателя рассматривается как компонент педагогической культуры, как личностный компонент профессионального мастерства, как условие успешного педагогического процесса и комфортности педагога в его профессиональной деятельности. Поэтому освоение способов коммуникативной культуры и владение ими является показателем педагогического мастерства и творческого потенциала учителя.

II Основная часть.

Коммуникативная деятельность в процессе обучения – это деятельность, направленная на осуществление взаимодействия между преподавателем и учащимся. Целью ее является становление правильных, педагогически целесообразных взаимоотношений с учениками для наиболее эффективного их включения во взаимоотношения с учителем, информацией, родителями, окружающими. Показателем коммуникативной культуры учителя является, прежде всего, его гуманистическая позиция (интерес к учащемуся как участнику образовательного процесса, к изучению самого себя).

Каковы же те психологические характеристики педагога, обладающего коммуникативной культурой, которые определяют его профессиональную культуру и культуру его воспитанников.?

  1. Эмпатия как способность сочувствовать, понимать состояние учащихся;
  2. Принятие – это принятие ребенка таким, какой он есть.
  3. Конгруэнтность – соответствие позиции воспитанников, искренность и открытость им.
  4. Креативность – это не только способность к творчеству, но и быстрота реакции в нестандартных ситуациях, своего рода артистизм, способность увлекать, реагировать с юмором.
  5. Суггестивность – способность воздействовать на эмоциональную сферу воспитанников, создавать благоприятную атмосферу, доброжелательный микроклимат.
  6. Терпимость – толерантность, принятие права ребенка на не совпадение с позицией педагога, собственной мнение, право на ошибку.
  7. Способность к рефлексии как самоанализ своего поведения, самоконтроль в процессе общения, так и помощь воспитанникам в осмысление того, что происходит с ними.

По мнению ряда психологов, можно говорить о коммуникативной культуре педагога как о системе качеств, включающих:

  1. творческое мышление,
  2. педагогический такт,
  3. культуру речевого действия (вербальная культура общения)

невербальная культура общения:

  1. культура самонастройки на общение,
  2. культуру жестов и пластики движения,
  3. культуру восприятий коммуникативных действий,
  4. культуру эмоций.

Большое внимание вопросам педагогической морали уделено было еще Н.А. Добролюбовым[1], который доказал, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твердом убеждении, уважении прав детей. Поэтому переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя и особый элемент нравственного творчества – педагогический такт.

Педагогический такт

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действия. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективное его восприятие; в такте проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к нему.

Педагогический такт – всегда творчество и всегда поиск.

В числе основных элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимание и чуткость к людям.

Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность к себе и искреннее уважение к воспитанникам. Поэтому понятие такта связано с заботой о ребенке, с вниманием и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость учителя – тактику, обусловленную разными ролями. На занятиях – четкость, корректность, во внеурочной деятельности – непринужденную задушевность, которая так необходима в индивидуальной беседе, походе, экскурсии. Таким образом, обладающий тактом учитель гибок в применении методов и приемов педагогического воздействия, он не терпит шаблона и формализма.

Вместе с этим, тактичный педагог приходит вовремя на работу, своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, не повторяет слухов и непроверенной информации, он высокоорганизован внутри себя.

При этом главными чертами учителя, обладающего педагогическим тактом, является учтивость и благожелательность как основы коммуникативной культуры личности педагога.

Одной из ситуаций, требующей проявления безусловного педагогического такта, является родительское собрание. Не секрет, что далеко не все учителя благожелательно относятся к этой форме своей педагогической деятельности. В собственной педагогической практике, готовясь к проведению очередного родительского собрания (которые проходят не реже 1 раза в четверть), использую следующие приемы:

  1. Всегда стараюсь выбрать наиболее благоприятный день и час для его проведения.
  2. Если это собрание первое (когда набираю класс), заблаговременно готовлю визитки, чтобы облегчить обоюдное знакомство, стараюсь запомнить имена и отчества родителей.
  3. В начале первого собрания обязательно делаю короткое сообщение о себе.
  4. В зависимости от предстоящей темы и формы родительского собрания (лекторий, практикум, индивидуальные консультации, общешкольное собрание) учитываю возможное место размещения родителей (актовый зал, собственный кабинет, кабинет учителя – предметника). Если это собственный кабинет, то родители могут сидеть как традиционно за партами, так и по кругу. Главное, чтобы все участники собрания хорошо видели и слышали друг друга и чувствовали себя комфортно и ненапряженно.
  5. Никогда не начинаю собрание даже на 5 минут раньше (предпочитаю, если это необходимо, даже задержать его на 3-5 минут), вхожу в кабинет с улыбкой, благодарю всех за то, что пришли, и объявляю тему собрания и его регламент, которому стараюсь неизменно следовать.
  6. Объясняя выбор темы (проблемы), убеждаю родителей, что у школы и семьи, учителя и родителей общие проблемы, задачи, одни дети. Говорить стараюсь не торопясь, размеренно, корректно, убедительно, открыто. Мне важно, чтобы родители видели во мне друга.
  7. Еще на первых собраниях придумала вместе с родителями основные правила, где первым из них стало традиционное: «отвергая – предлагай!»; стараюсь не допускать отмалчивания со стороны родителей. (Обращаясь к ним по имени и отчеству, вовлекаю их в беседу). Интонация при этом всегда благожелательная и уважительная.
  8. Если кого-либо из родителей необходимо познакомить с какой-нибудь негативной (отрицательной) информацией по поводу их ребенка, никогда не говорю об этом при всех, обязательно прошу их остаться после собрания или предварительно звоню им накануне собрания.
  9. Даже в индивидуальной беседе избегаю резких, категоричных, прямолинейных слов, чтобы у родителей не возникло ощущения негатива. Мне важно, чтобы родители верили в своего ребенка.
  10. Обсуждая проблему с родителями, по мере необходимости ссылаюсь на собственный педагогический опыт, авторитетное мнение кадровых учителей, авторитетных родителей.
  11. Стремлюсь к тому, чтобы по каждой проблеме было принято конкретное решение.
  12. Заканчивая собрание, обязательно спрашиваю родителей, возникли ли у них какие-либо вопросы и еще раз благодарю их за то, что они пришли, заверяю их в том, что они всегда могут рассчитывать на мою поддержку, могут в любое время мне позвонить с какой-либо проблемой.

Для успешного творческого процесса следует знать сочетание внутреннего содержания деятельности и внешнего его проявления. Поэтому педагог должен научиться адекватно и эмоционально – выразительно отражать свое внутреннее состояние, мысли, чувства.

Составляющими внешней техники преподавателя являются вербальные (языковые) и невербальные средства. Именно через них педагог проявляет свои намерения, именно их «читают» и понимают учителя.

Вербальная культура общения

Речевая грамотность необходима в первую очередь людям так называемых речевых профессий, для которых коммуникативные умения и навыки – основной инструмент их деятельности. В этом смысле профессия учителя стоит на первом месте. Но в СМИ, в школе, политической среде мы часто в последнее время наблюдаем довольно низкую культуру речи. Особенно тревожит то, что речь педагога на сегодняшний день не является идеальной, а ведь именно учитель (тогда когда разрушен институт дикторов, речь которых была образцом для подражания) должен давать пример речевого поведения.

С помощью слова можно улучшить настроение, изменить отношения с кем-то или к чему-то, обрести уверенность самому или вселить ее. Слово – это образ. В нашем языке закреплен эффект воздействия слов на сознание и подсознание человека. Поэтому учитель вдвойне несет ответственность за сказанное им. Нравственную основу речевого поведения педагога составляет гуманизм, вежливое, уважительное, терпимое отношение к личности обучаемого независимо от его возраста, успеваемости и поведения.

Фрагмент урока (вступительное слово учителя)

«Анализ эпизода «Отъезд Штольца из родительского дома»

(по роману И.А. Гончарова «Обломов») (10 класс)

(Открытый урок в рамках 2- ой Педагогической ассамблеи 30.10.2008 г. Щелково)

Когда я стала думать о произведении для открытого урока, о его теме, я почти ни минуты не колебалась в том, что это будет самая русская книга, на мой взгляд, книга которая мне во многом объясняет Россию – прошлую, настоящую и будущую – роман И.А. Гончарова «Обломов».

Почему? Мне кажется, потому что она мне, о вас, о поколениях людей, которые были до нас и которые придут после, о связи между нами, о ходе времен, наконец.

А время у каждого свое. И в каждом возрасте оно идет по-своему. Эти 40 минут урока сейчас для вас и для меня – всего лишь урок, а для кого – то – сон на диване (Обломов). Для взрослого Андрея Штольца, возможно, это размеренный стук колес той самой детской тележки, на которой он ездил с поручениями отца. Только это было очень давно, в детстве…

Все мы родом из детства: вереницей сменяют друг друга дни, проходят годы, мы взрослеем, и с каждой минутой отдаляемся от той беззаботной поры все дальше и дальше, выходим во взрослую жизнь. Но время идет только вперед и никогда назад.

А задумывались ли вы над тем, как бывает трудно, а подчас мучительно тяжело родителям «отрывать» от себя ребенка, провожая его в это неясное и трудное будущее?

И как, наверное, нелегко оставлять ребенку родной дом? Ведь он там, во взрослой и будничной жизни, напомнит о себе то скрипом половиц, то случайными звуками фортепьяно, то запахом цветов из сада или чем-то таким неуловимо – щемящим, таким своим близким, но одновременно далеким…

Одна страница – один эпизод, за которым видится что-то большее и что-то очень личное, чем просто текст романа… Давайте же попробуем понять это «нечто большее».

Фрагмент урока (вступительное слово учителя)

«Ужасный век! Ужасные сердца!»

(По циклу «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина) (9 класс)

Тревожная музыка… Не правда ли? Такой была жизнь и двух великих людей, о которых мы будем говорить сегодня на уроке, - Моцарта и Пушкина. Поэтому не случайно своеобразным музыкальным эпиграфом к уроку явилось произведение гениального австрийского композитора Моцарта «Реквием».

  • Что объединяет этих двух людей? Почему Пушкин обратился к прошлому и увидел в нем настоящее и будущее? Что заставило поэта вложить в уста одного из героев фразу: «Нет правды на земле. Но правды нет и выше». Какова центральная тема этого цикла? В чем трагедия каждого из героев?

На эти и другие вопросы нам придется сегодня ответить.

Для того чтобы еще более вникнуть в идейный замысел «Маленьких трагедий», мы обратимся сегодня к двум: «Моцарт и Сальери» и «Скупой рыцарь», сопоставим их, углубимся в историю создания и характеристику образов, проследим, как судьба самого автора отразилась в этих произведениях.

        Фрагменты слов учителя на уроке несут четкую тематическую направленность, содержат определенный пример речевого поведения учащихся и служат примером коммуникативной культуры педагога, способствуют формированию навыка публичного выступления, создают атмосферу заинтересованности на уроке.

Типичными коммуникативными ситуациями, обслуживающимися этикетными выражениями, являются обращение, приветствие, извинение, благодарность, поздравление, приглашение, просьба, совет, одобрение, комплимент, прощание. Традиционные формулы вежливости «Здравствуйте, ребята!», «Добрый день, друзья!» несут определенную психологическую нагрузку, заряжая с их помощью учащегося оптимистическим мироощущением; а также задает «нужный» тон в предстоящем общении - сугубо деловой, рабочий, дружеский и тп.

Для преподавателя норма – не прямое требование, а приглашение, просьба и тд. Непременным атрибутом речевого поведения педагога являются разнообразные формы вежливости: «пожалуйста», «будьте добры», «прошу вас» и «благодарю за…» и др.

Диалогизм

Не менее важным фактором в принципах обучения и воспитания является диалогизм. Умело организованный диалог позволяет решать многообразные педагогические задачи: установление взаимопонимания; выявление личностного подхода; создание ситуации свободного выбора личной позиции учащихся.

Диалогизм – важное условие совершенствования коммуникативной культуры личности. Учебная беседа в этом смысле как классическая форма диалога между учителем и учеником характеризуется четкой тематической направленностью. Поэтому диалогическая ориентированность – существенный показатель культуры речевого поведения преподавателя, а коммуникативный диалог – элементарный акт педагогического общения.

Речевому взаимодействию свойственна динамика. Вопросы должны ставиться легко, при этом важно избегать того, что может разъединить собеседников. Поэтому внимательный учитель всегда четко следит за ходом развития подобной дискуссии, умело направляя ее в нужное русло, что и является показателем его коммуникативной культуры.

Речевые коммуникативные умения - это умения точно и незатрудненно излагать материал («Научись говорить просто о сложном!»), опираясь на большой словарный запас и знания в области предмета; владеть логикой и синтаксисом языка, находить и реализовывать адекватную форму изложения материала, включая образность и выразительность речи, интонацию и силу необходимого звучания.

Вот несколько признаков, по которым аудитория узнает «силу» оратора:

  1. размеренный темп речи;
  2. паузирование («сила» - это право говорящего на паузу. Пауза должна совпадать с визуальным контактом);
  3. повышение или понижение голоса;
  4. выразительность интонации; ее естественность;
  5. нельзя срываться на крик;
  6. через использование простых слов выражается мысль оратора ясно и конкретно, понятно для учащихся;
  7. при этом нельзя понижать собственный уровень: говорить нужно грамотно, не нарушая правил речи, ее выразительности и богатств;
  8. речь оратора не должна пробуждать в слушателе низкого и низменного.

Помните: грамотный урок – это правильная передача права на речь ученику!

В собственной педагогической практике, используя технологии проблемного обучения(ориентир на свободный выбор личной позиции), педагогики сотрудничества, гуманно – личностного подхода и применяя систему Е.Н. Ильина, широко использую их как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Фрагмент урока (фронтальная беседа с классом)

«Анализ эпизода «Отъезд Штольца из родительского дома»

(по роману И.А. Гончарова «Обломов») (10 класс)

(Открытый урок в рамках 2- ой Педагогической ассамблеи 30.10.2008 г. Щелково)

  • I часть романа заканчивается сценой долгожданного приезда А. Штольца – единственного настоящего друга Обломова, человека, с которым Илья Ильич был с самого детства. Чему же посвящена I глава II части?
  • Как называется прием, при котором автор неожиданно прерывает свое повествование о главном герое и обращается к его детству и юности?
  • С какой целью? Так ли это уж важно?
  • Назовите художественный прием, который использует для этого Гончаров?
  • Назовите действующих лиц этой главы?
  • Какой тип речи преобладает здесь? Почему? Предположите?
  • Почему Гончаров делает Штольца – немцем (пусть и наполовину)?
  • Почему о взаимоотношениях между отцом – сыном и матерью - сыном автор всегда говорит отдельно?
  • В чем это проявляется (см. текст)?
  • Какой прием помогает нам лучше увидеть «разность» героев? Какова роль антитезы?
  • Каким вы увидели юного Андрея Штольца?
  • Кокой вывод мы можем сделать?
  • А что говорит об этом сам автор?
  • Что такое «русская почва» в вашем понимании?
  • Так назревает конфликт эпизода. В чем он заключается?
  • Что вы думаете об этом? Как вы расцениваете совет отца? А ответ Андрея?
  • Проанализируйте диалог. Каковы реплики героев с точки зрения синтаксиса?
  • Ждали ли вы чего – нибудь другого?
  • Но при оклике дворовых Андрей возвращается. Почему? Почему в его глазах при прощании с отцом не было слез, а теперь они появляются?
  • Что нам дает этот эпизод для понимания образа героя? К какому выводу вы пришли?
  • Штольц дан в динамике, в движении – именно в этом состоянии, а не во сне и покое человек способен преодолеть все преграды для достижения высшей цели. Только есть ли она у Штольца?
  • Хоть он и «не ведает разлада между умом и сердцем», но его образ – явно утопическая картина для эпохи 50-60 гг. XIX века

Фрагмент данного урока (фронтальная беседа с классом) позволяет в первую очередь усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика. Создание же на уроке благоприятных психологопедагогических условий позволяет каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, предоставляет возможности для естественного самовыражения, способствует рефлексии, а также пробуждает в нем лучшие качества личности, формирует активную гражданскую позицию, языковую, литературную компетенции, развивает вербально – лингвистические способности учащихся.

Фрагмент классного часа «Священнодействие театра» (10 класс)

(Открытое мероприятие на семинаре заместителей по УВР

Пушкинского муниципального района. Апрель 2011 г.)

Сегодня у нас в гостях человек, которого вы неоднократно видели на сцене одного из любимых и посещаемых вами театров – театра под руководством Стаса Намина, это ведущий актер - Олег Лицкевич.

Далее – беседа с учащимися.

  • Что составляет понятие «театр» для вас?
  • Почему вы решили стать актером? Это была ваша мечта с детства или вас направляли родные, близкие?
  • Много ли времени нужно уделять вашей работе? Какие трудности вы испытываете?
  • Как долго длятся репетиции перед премьерой?
  • На кого из актеров старшего поколения вы в свое время равнялись?
  • Какая роль для вас сейчас самая любимая? А самая необычная?
  • Случалось ли, что, выходя на сцену, вы забывали слова и как вы выходили из этой ситуации?
  • Какой институт вы заканчивали?
  • Каков ваш совет человеку, который хочет связать свою жизнь с театром?
  • Что для вас важнее: театр или семья?
  • То, чем вы занимаетесь, это призвание или работа?
  • Подготовка к какой роли была для вас труднее всего?

Фрагмент этого классного часа позволяет, учитывая индивидуальные особенности развития школьников, развивать познавательные и творческие способности учащихся, способствует формированию личности, развивает критическое и творческое мышление, формирует языковую, культурологическую компетенции.

Невербальная культура общения

        Значение невербальных коммуникаций чрезвычайно велико. Невербальной экспрессии принадлежит приоритет в создании выразительности образа говорящего, отражении переживаемых эмоций.

        Человек – это информационный сосуд, от него исходит информационный поток, отражающий сознание и внутреннее состояние в определенных движениях аксессуарах, облачающих тело. В закономерностях телодвижений лежит кинесическая лексика, невербальная речь; через наши телодвижения считывается 80% информации о человеке.

        Внешний вид педагога должен быть эстетичным. У него должны быть сформированы прическа, походка, осанка, мимика, дикция, одежда. Это так называемые способы выражения собственного «Я». Преподаватель должен выработать манеру правильно стоять (ноги на ширине 12-15 см, одна нога чуть выдвинута вперед). Все движения и позы должны отличаться изяществом и простотой. Жесты должны быть органичными, сдержанными, без резких взмахов. Предпочтение отдается округлой жестикуляции. Следует учитывать, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Не следует скрещивать руки; нельзя ничего теребить в руках; стоять следует лицом к аудитории, постепенно уменьшая дистанцию (эффект доверия). Шагать следует вперед назад, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает привлечь внимание учащихся. Суетливые движения и походка говорят о нервозности и внутренней разбалансированности.

        Важной составляющей невербальной культуры является мимика. Мимика – это выражение движения мышц лица. Нередко выражение лица и взгляд влияют на учащихся сильнее, чем слова. Жесты и мимика, повышенная эмоциональность увеличивают значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Входя в класс, учитель должен улыбаться: так проявляется его самонастрой и дается своеобразная установка на благожелательность учащимся. Кроме того, нужно помнить это ощущение и в течение дня вызывать его. Мимические мышцы лица, растягиваясь в улыбке, заставляют организм ответить на это выработкой эндорфинов, которые отвечают за хорошее настроение на гормональном уровне.

 

Культура эмоций

Эмоциональность речи – это пафос. Речь, лишенная эмоций, свидетельствует о слабом энергетическом уровне; а положительные эмоции сопутствуют победам и достижениям. Эмоциональная речь легче слушается и запоминается. При этом, если учитель эмоционален, то его речь должна выделять значительный элемент. Поэтому в течение всего урока нельзя быть «на одной и той же волне», следует менять рисунок речи.

Различают внешнюю и внутреннюю эмоциональность.

Внешняя эмоциональность – артистизм (интонация, мимика, жесты, пластика);

Внутренняя эмоциональность – внутренняя убежденность. Если содержание речи имеет большое значение для говорящего, то и речь сама становится эмоциональной.

(Правило восприятия звучащей речи: если тема для учителя очень значима, то есть шанс, что кто-то из учащихся «зарядится» ею).

III Заключение

Нет учителя, который бы не был заинтересован в благоприятной, дружеской атмосфере на уроке. Нет учителя, который бы не хотел Сотрудничества с учениками и их родителями.

Ребенок в современной школе должен иметь возможность проявлять себя как личность и индивидуальность. Решение этой задачи может быть реализовано только посредством особого рода компетентностей преподавателя – дифференциально – психологической, методологической и др. как основных составляющих компетентности профессиональной.

        Поэтому коммуникативная культура педагога является одной из важных составляющих его педагогической культуры. Если учитель ориентирован на диалог в своей работе (в соответствии с целями и задачами общения), если он умеет строить продуктивное сотрудничество с учениками и их родителями, если его работа строится не на авторитарных методах, а на принципах коллективизма, партнерства и толерантности, если он убедителен в своих действиях, словах и мыслях, если он способен к рефлексии в своей педагогической деятельности, если его речь и поведение служат примером для учащихся, то все это способствует формированию у ребенка потребности в учебной деятельности, желанию и умению учиться.

Проблема формирования коммуникативной культуры педагога важна не только в смысле овладения культурно – педагогическим наследием, но и как условие и средство самореализации личности в профессиональной и социально – педагогической деятельности, постоянного стремления к педагогическому поиску, инновациям, профессионально – личностному совершенствованию.

Исходя из вышесказанного, уместно напомнить, что тот, кто на всю жизнь выбирает профессию педагога, должен обладать хотя бы тремя особенностями: умением уважать и любить людей больше себя, умением всю жизнь пополнять знания; обогащать свой опыт (теоретический, практический, эстетический) и умение передавать это своим учащимся. Ведь школа – это место, где я могу реализовать свои способности и свои идеи. Это возможность жить лучше, помогая своим делом жить лучше другим. А. Сент – Экзюпери говорил: «Самая большая роскошь на земле – это роскошь человеческого общения».

Список используемой литературы

  1. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы.- М., Наука, 1987
  2. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. Педагогика.- 1990 № 5
  3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., Смысл, 1999
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология (под ред. В.В.Давыдова)- М., Педагогика, 1991
  5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (под ред. А.П.Садохина).- М., ЮНИТИ – ДАНА, 2002
  6. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. – М., АПИ, 1952
  7. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя.- М., Сентябрь, 2002
  8. Исаенко В.П. Элексир молодости педагога или психология успеха.- М., 2009
  9. Исенко С. Имидж и коммуникативная культура экспертов в сфере образования. – Народное образование 2007; №8

[1] Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения, стр. 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"

Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...

практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже....

Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...

Практико-значимый проект "Формирование правовой культуры подростков"

В настоящее время возросло число преступлений и правонарушений совершаемыми подростками. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по числу таких преступлений.  Большое внимание в ...

Практико-значимый проект на тему: «Слагаемые профессионального имиджа педагога».

Работа выполнена в рамках курсов  "Образование общество"....

Практико-значимый проект "Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни школьников"

Теоретические особенности организации спортивно-оздоровительной    работы в школе в соответствии с ФГОС НОО. Практическая часть. «Подвижные игры» как фор...