Вопросы дисциплины на уроках
материал по теме

Сообщение по вопросу дисциплины на уроках на основе открытых источников в сети интернет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://abv.21309s02.edusite.ru/images/0_55d.pngВопросы дисциплины на уроках

Дисциплина – это следование установленным нормам и правилам. И  все ученики знают,  как надо себя вести на уроках, знают, что положено выполнять домашние задания, не опаздывать на уроки, не «сидеть» в телефоне или с наушниками. Знают, но иногда игнорируют требования.

В поведении учащихся на уроках существуют  закономерности: 1)  у разных учителей поведение различно, 2)нарушение дисциплины, как и любое поведение учеников, подчиняется одной цели – чувствовать себя принадлежащим к определенной группе, и при этом реализовывать личные интеллектуальные  (учеба), коммуникативные (общение)и деятельностные (вносить свой вклад в целостность и единство группы) потребности ; 3)нарушитель дисциплины всегда осознает свое неправильное поведение, но не всегда сам понимает его мотивы.

Как правило, на уроках нарушение дисциплины  имеет два варианта: 1)весь класс ведет себя плохо, все шумят, не слушают и не слышат учителя, игнорируют его требования, 2) класс ведет себя спокойно, а отдельные ученики ведут себя вызывающе, отвлекая внимание класса на себя, мешая нормальному  протеканию урока.

В первом случае мы имеем дело либо с эффектом  стадности: «я как все - все кричат и я кричу», либо с жестоким экспериментом – «проверка учителя  на прочность»,  либо с чувством безнаказанности. Тут надо действовать интуитивно – или привлечь внимание класса молчаливым ожиданием, или неожиданным (но не экстравагантным) действием, высказыванием, которое  привлечет внимание учащихся. (Хотя,  иногда,  можно встретить в обсуждении данного вопроса и такое мнение:  дайте понять детям, что вы еще больший псих, чем они сами, тогда они поймут, что связываться с Вами себе дороже.  Но,  это не наш путь , поскольку он может быть административно или уголовно наказуемым.) Кроме того, немаловажен и такой эффект, как небольшая разница в возрасте – ученикам психологически трудно воспринимать  молодого учителя так же,  как  пожилого учителя, которого привыкли слушаться.  (Здесь важно соблюдать дистанцию с учениками, не допускать панибратства.  Нельзя  пытаться завоевать авторитет  у  детей популистскими  решениями – это дешевый авторитет.)

Во втором случае можно попробовать следующие приемы:

1)Контакт глазами, никаких слов – только взгляд.

2)Продолжая вести урок, встать рядом с учеником, без контакта глаз, без слов.

3)Периодически вставляйте имя ученика в контекст урока.

4Приложите к губам палец «Тсс», или скрестите руки в ожидании тишины  - т.е.  посылайте сигналы, используйте жесты, смысл которых всем хорошо известен.

5)Меняйте тональность и ритмику голоса – неожиданно начните говорить тихо или очень медленно.

6) Уделите внимание и отметьте словесной или балльной отметкой работу  тех учеников, которые ведут себя спокойно и выполняют задания.

7) Предложите нарушителям дисциплины вместо Вас встать к доске и вести урок дальше или попросите дать знать, когда они будут готовы дальше Вас слушать.

8) Не пытайтесь  ставить плохие отметки тем, кто плохо себя ведет, это их  еще больше раззадоривает. Если уж ставите «2», то все должны понимать, что вы правы, а он – неправ.  Спросите такого ученика, выразите сожаление в низком уровне знаний, но не ставьте сразу двойку – дайте шанс исправить отметку, и, возможно,  он перестанет мешать Вам и постарается не усугублять свое положение.

Надо различать плохое поведение и его мотивы:Обычно выделяют 4 группы мотивов:

1) привлечение внимания к своей персоне. Некоторые ученики ведут себя плохо для того, чтобы учитель уделил им особое внимание. Они хотят быть в центре внимания, требуют его всё больше и больше. Суть их «плохого» поведения — демонстративность. Потребность во внимании — базовая психологическая потребность. На самом деле ученики показывают, что хотят взаимодействовать с вами, но не знают как.
2) борьба за лидерство или власть в коллективе. Некоторые ученики негативно ведут себя, потому что для них важно установить свою власть даже над учителем, классом. Ученики, стремящиеся добиться этого, постоянно «задевают» нас, бросают вызов. Они могут не обращать внимания не замечания учителя, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку, плевать бумажными шариками,  играть сотовым телефоном. Им нужны зрители, свидетели их власти.( Сахипгареева Л. А. Проблема школьной дисциплины [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 201-205.)
3) месть за плохую оценку или за то, что недооценили когда-то, за действительную или вымышленную обиду.  Причем месть не только учителю,  но даже и всему  классу или всему миру.https://pp.vk.me/c629406/v629406449/f2cc/Y6XYF0oV1qc.jpg

4)избегание неудачи, болезненное самолюбие, манипулирование ситуацией.

Определив мотивы плохого поведения, можно корректировать поведение школьников. Если снять проблему плохого поведения не удается, то следует обратится к классному руководителю, встретиться с родителями на родительском собрании или пригласить  их к школу, поработать совместно с  школьным психологом.

Непродуктивно рассматривать дисциплину, как средство обучения. Педагог  стремится к тому, чтобы воспитать у учеников потребность в сознательной дисциплине в процессе обучения.

Материал скомпилирован по публикациям в сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы краеведения на уроках математики

Мною был подготовлен доклад для выступления на заседании РМО учителей математики, в котором раскрываются актуальность изучения данного вопроса,цели и задачи,практический материал....

Изучение вопросов безопасности на уроках физики

Внеклассное мероприятие "Физика и дорожная безопасномть"...

Вопросы экологии на уроках кулинарии

Выступление на методическом совете учителей...

Из опыта работы. Изучение вопросов культуры на уроках истории в 8 классе.

Изучение вопросов культуры России XIX века представляет собой благодатную почву для формирования  представлений о  духовном наследии, оставленном нам нашими предками, воспитания патриотизма,...

Вопросы к итоговому уроку по теме "Генетика"

Возможные темы рефератов по теме "Генетика. Основные методы, задачи и перспективы развития"...

Тема урока: Что такое дисциплина? Тип урока: Урок формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

План урока: I. Орг. момент. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. III. Актуализация знаний. IV. Изучение нового материала. 1. Дисциплина общеобязат...