Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского
статья на тему

Кускова Галина Николаевна

Данный материал был представлен на районных педагогических чтениях, посвященных В.А. Сухомлинскому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuskova_g.n._pedagogicheskoe_nasledie_v.a.suhomlinskogo.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа»

«Педагогическое наследие

Василия  Александровича  Сухомлинского»

«Каждое мгновение той работы,

которая называется воспитанием, -

это творение будущего и взгляд в будущее»

В.А. Сухомлинский

Кускова Галина Николаевна

учитель географии и биологии,

классный руководитель 5 класса

 

с. Троица – 2016г

      Педагогическое наследие Александра Васильевича Сухомлинского разносторонне и многопланово. Вся система его деятельности проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. 
    В центре воспитательной системы, созданной Василием Александровичем Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями.
   Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте.

   Обращение к красоте в любом ее проявлении, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, легче поддается воспитанию. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств — самое трудное в работе педагога.

   Я классный руководитель 5 класса, дети у меня разные, но посмотрите какие все красивые. Учатся они в меру своих способностей, но зато все творческие личности: с удовольствием участвуют во всех школьных мероприятиях – поют пляшут, рисуют, делают поделки. Я учу их ответственности и взаимопомощи, воспитываю уважительное отношение друг к другу. И я считаю мне это удается.        

   Сухомлинский считал, что повести детей на луг, сказать им: «Посмотрите, как красиво!» — вовсе не означает, что их сразу же тронет эта красота. Иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при определенном стечении обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем... Значит, надо ждать, верить в ребенка — и тогда он полюбит прекрасное.  Я и сама замечала, обращаешь внимание ребят на красивый восход солнца, на зимнюю радугу, на облака. Оказывается не всем это интересно.

   Создание нового отношения человека к природе – задача, вытекающая из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое и духовно-нравственное воспитание на уроках биологии и географии.

   На уроках географии в  8 классе создаем географические образы территории России, используя дополнительную литературу и презентации обучающихся по темам: «Золотое кольцо России», «Образ Сибири», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны.» В 9 классе изучаем народные промыслы, что оставляет в памяти и душах ребят яркие, целостные, запоминающиеся образы.

   На уроке биологии по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса стихотворение  

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

            А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

          Почему осыпались и вянут?

         Без корней расти они не станут.

Эти строки использую для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к природе.

   Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.

   Для урока по теме «Растение — целостный организм», использую  репродукции картин «Береза в произведениях великих художников». Урок начинаю со слов: «Сколько изящества и привлекательности в молодой кудрявой березке! Сколько красоты в старой, развесистой белоствольной березе! Она прекрасна в любом наряде. Кто не восхищался молодой, светло-изумрудной зеленью распустившейся березы! Кто не любовался осенним нарядом берез, когда под оскудевшим солнцем осенней позднею порой их каждый лист блестит червонцем над серебристою корой!

И как контраст — другие слова о березе.

Вы слышали, когда березы плачут?

Вы видели, когда березы плачут?

         Вы знаете,    когда березы плачут—

То вместе с ними стонет мать-земля».

И далее беседуем о том, что повреждение одного из органов растения влечет за собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его к старению и преждевременной гибели; о правилах поведения в лесу во время сбора березового сока.

   Учить школьников понимать прекрасное в природе,  пробуждать творческую мысль детей, развивать  чувство прекрасного, можно и через участие в различных мероприятиях.

    Например на экологическую конференцию мы представили исследовательскую работу «Симметрия в окружающей природе».  Нашли красивое стихотворение.

О, Симметрия! Гимн тебе пою!

Тебя повсюду в мире узнаю.

Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,

Ты в елочке, что у лесной дорожки.

С тобою дружен и тюльпан, и роза,

И снежный рой — творение мороза!

В своей работе мы  рассмотрели симметрию на объектах природы  и показали, что симметрия – это  красота и    гармония в живой природе.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущений человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье, продолжается в школе и должно поддерживаться обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое наследие Л.Н.Толстого. К изучению рассказа "Смерть Ивана Ильича"

Методические рекомендации к изучению руссказа Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича" построены в форме доверительной беседы и способствуют нравственному воспитанию школьников....

Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого

Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое  наследие: выдающиеся  педагоги  и  педагогические  шк...

тест по теме "Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского"

Вам предлагается пройти краткий тест из 12 вопросов. Каждый ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов - 15. (Есть вопросы, которые оцениваются 2 баллами)....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского ежегодно все более привлекает пристальное внимание научной мировой и педагогической общественности, как в России, так и в зарубежной педагогике. Это связано ...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....

Педагогическая идея В.А. Сухомлинского: обучение и воспитание ребенка через игру

Выступление на районных педагогических чтениях, посвящённых юбилейным датам великих русских и советских педагогов, 23.11.2018...

Сборник "Преемственность педагогических идей В.А. Сухомлинского в контексте реализации требований ФГОС УО (ИН)"

Преемственность педагогических идей В.А. Сухомлинского в контексте реализации требований ФГОС УО (ИН)....