Опыт подготовки учащихся к представлению исследований на конкурсах различных уровней
учебно-методический материал на тему

Колесова Динара Максутовна

Выступление на Всероссийском ежегодном обучающем проблемном семинаре "Актуальные проблемы исследовательской деятельности в школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт подготовки учащихся к представлению исследований

на конкурсах различных уровней

Лихачева Т.В.,

Колесова Д.М.

        В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей школьников занимает приобщение учащихся к основам исследовательской деятельности.

        Занимаясь исследовательской деятельностью, обучающиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически, изучают методику исследовательской работы, составляют выступление по полученным результатам. Выполняя экспериментальное задание, обучающихся ведут журнал наблюдений, анализируют результаты.

        Но вот исследовательская работа подготовлена, получены значимые результаты и не менее важным остаётся представление исследования, «защита» работы в аудитории слушателей,  на форумах юных исследователей разных уровней.

Педагогам, курирующим исследовательскую работу, следует помнить, что указанные форумы могут быть по форме заочные, очные и заочно-очные. Поэтому перед участием следует внимательно познакомиться с положением форума. Выбрать форму участия и тематику. Продумать, на какой секции может быть представлено данное исследование, ведь от этого во многом зависит результат оценки работы.

Каждый конкурс предлагает свои требования к оформлению работы, объёму представленного материала. Подчас потребуются тезисы, рецензия или аннотация, презентация, дополнительные материалы об исследователе (анкеты, копии дипломов, подтверждающих апробацию работы на других конкурсах и т.д.).

Очная защита работы может быть в виде выступления с компьютерной презентацией или стендовый доклад с демонстрацией наглядного материала.

Для того чтобы грамотно представить свою работу, необходимо знать основные элементы коммуникативной культуры, нужно владеть навыками саморегуляции и разрешения конфликтных ситуаций (которые могут возникнуть спонтанно и стать угрозой успеху выступления).

        Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Необходимо заинтересовать аудиторию.

        Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Чёткое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков. Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы.

        Для того чтобы доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории: можно начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

        Во второй части, самой большой по объёму, нужно представить содержание исследования. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведённого исследования, на личный вклад автора. Поэтому после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чём состоит новизна предлагаемой работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые результаты исследования.

        При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

        В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. В заключении необходимо создать кульминацию выступления, предложить слушателям поразмышлять над проблемой, показать возможные варианты дальнейших исследований, можно использовать высказывание по тематике работы известного ученого.

        При выступлении необходимо поблагодарить слушателей за внимание и проявленный интерес. В конце защиты, как правило, следует ответить на вопросы комиссии. Если вопрос неясен или задан не точно, не стоит теряться. Учащийся должен переформулировать его так, как понял. И если уточнений не последовало, то после отвечать.

        Необходимо научить учащихся правильно реагировать на критику. Прислушиваться к мнению комиссии, жюри. Впереди могут быть другие конкурсы, и эти замечания могут помочь исправить некоторые неточности и ошибки.

        Особое внимание необходимо обратить на речь. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

        Предпочтительно, чтобы в процессе защиты докладчик не пользовался письменными подсказками, заготовками. Сообщение лучше выучить. Для собственной уверенности его можно держать при себе и изредка «подсматривать» последовательность излагаемых мыслей. Но и этого не достаточно, чтобы обеспечить себе успех при защите исследования.

        Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в число лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основная причина в том, что юные исследователи, оказываются, психологически не готовы к борьбе и победе.

        Очень полезно предварительно изложить результаты исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории, например на школьной научно-практической конференции. Этот этап — не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, «программирование» авторов работы на успех: они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

        Учащихся необходимо психологически подготовить к предстоящей защите. Познакомить с основными компонентами техники общения, с правилами самопрезентации. Эти знания учащиеся должны получить не только в виде теории, но и закрепить на практических занятиях, тренингах. В этом педагогу может помочь школьный психолог. Пригодятся методики по эмоциональной саморегуляции, снятию волнения, напряжения: тренировка снятия напряжения «мышечного панциря», упражнения с дыханием, актуализация собственных ресурсов, «медитация».

        Для большей наглядности особенностей уверенного поведения стоит провести его анализ в сравнении с особенностями неуверенного поведения.

        Прежде чем начать общение по основному вопросу необходимо установить контакт – те неуловимые «провода» с каждым собеседником, по которым будет идти ток информации. Навыкам установления и поддержания контакта можно научиться на практике. Невербальные техники взаимодействия с аудиторией являются сильным средством воздействия на аудиторию. Движения, жесты, позы отрабатываются перед зеркалом.

        Для тренировки порекомендуйте учащимся несколько раз рассказать свою речь перед знакомыми, друзьями, родителями. Пусть они отметят все недочёты.

        Перед представлением результатов учащихся необходимо познакомить с критериями оценки работ, с оценочными картами. Тем самым они получают возможность определить параметры, качественные характеристики перспективного оценивания своего исследования, для оперативной самооценки.

        В нашей гимназии уже более 10 лет ведётся специальный курс для старшеклассников «Основы исследовательской деятельности» на котором учащиеся разбираются с терминологией (объект и предмет исследования, гипотеза, цель, задачи). Учатся составлять план исследования, подбирать методы. Знакомятся с правилами оформления реферата, библиографии. Планомерно готовятся к представлению исследования. Курс успешно реализуется. По материалам курса издан сборник.

        Таким образом, если подготовка исследовательской работы станет интересным делом для каждого участника, если она будет правильно организована и соотнесена с интересами, возрастом и талантами  учащегося, то успех такого исследования будет закономерен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации в помощь педагогам при подготовке школьных команд для участия в творческих конкурсах различного уровня

Полезный материал при подготовке ребят к участию творческих конкурсах: начало работы, разновидности творческих конкурсных испытаний, репетиции, работа с микрофоном, возможные ошибки на выступление и с...

Участие обучающихся в конкурсах различного уровня

Члены ДиМОО «МОРЖ»  активно принимают участие в конкурсах различного уровня (от институционального до всероссийского), проектах, семинарах, фестивалях и добиваются хороших результатов....

творческий отчёт Опыт участия учителя биологии и химии в конкурсах различного уровня с использованием ИКТ

В  данном  творческом  отчёте  указывается  участие  учителя  биологии  и  химии   в  конкурсах  различного  уровня  с  испол...

Достижения учащихся объединения по интересам «Юный художник» различного уровня конкурсов и фестивалей

В данной таблице помещены результаты по различным конкурсам моих учащихся по реализации общеразвивающей образовательной программе "Юный художник"....

Подготовка проектных работ обучающихся к участию в конкурсах различных уровней

Исследовательский проект представляет собой самостоятельно проведенное исследование учащегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна но...

Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»

Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...