Современные подходы в организации учебно-воспитательного процесса
статья на тему

Каримова Наталья Леонидовна
В настоящее время необходимо обратить внимание на индивидуальное развитие личности, поиск и развитие творческих способностей учащегося, обучению навыкам самостоятельного решения поставленных задач. Важно формировать у учащихся способность самостоятельно мыслить, применять знания, уметь планировать деятельность, ставить вопросы и уметь находить на них ответы, умение эффективно сотрудничать в разнообразных мини группах. Реализуя работу по развитию творческой активности детей, я использую широкий спектр педагогических приемов, методов, принципов обучения. Ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karimova_n.l.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ  В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Н.Л. Каримова

МАОУ «Гимназия№37», г. Казань

         В настоящее время необходимо обратить внимание на индивидуальное развитие личности, поиск и развитие творческих способностей учащегося, обучению навыкам самостоятельного решения поставленных задач. Важно формировать у учащихся способность самостоятельно мыслить, применять знания, уметь планировать деятельность, ставить вопросы и уметь находить на них ответы, умение эффективно сотрудничать в разнообразных мини группах. Реализуя работу по развитию творческой активности детей, я использую широкий спектр педагогических приемов, методов, принципов обучения. Ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические. Принципы обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения, принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип учета возрастных возможностей обучающихся. В условиях современной школы очень важны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты. Проекты в любом виде используются мной и как способ закрепления нового материала на уроке, и как обобщение по теме, разделу, и в качестве вспомогательного элемента при объяснении нового материала. Так в 6 классе на уроке русского языка в качестве закрепления знаний по разделу «Морфология. Орфография. Местоимения.» были созданы проектные работы – лингвистические сказки и их презентация.

          Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе. ИКТ - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических универсальных действий, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе применяю ИКТ - технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям: как в урочной, так и во внеурочной деятельности. ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала (демонстрационно - энциклопедические программы, уроки телеканала Бибигон), закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы: модули ЦОР, ЭОР), в системе контроля и проверки  (тестирование с оцениванием, контролирующие программы: на основе тестовой оболочки Еasy Quizzy), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы: СD носители), при возможности вне классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, он-лайн уроков, для тренировки конкретных способностей учащихся осуществляю в условиях дистанционного обучения.                                                                            

  Одним из вариантов, способствующих реализации высоких результатов и образовательных потребностей учащихся, является «индивидуальный образовательный маршрут учащегося, который представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития и способностями к учению. Важность такого подхода в образовании детей с различными возможностями очевидна. Одним из вариантов, способствующих реализации высоких результатов и образовательных потребностей учащихся, является «индивидуальный образовательный маршрут учащегося, который представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития и способностями к учению. Важность такого подхода в образовании детей с различными возможностями очевидна.

            Работа с учащимися во внеурочное время позволяет организовать проектную и исследовательскую деятельность на более высоком уровне, чем в рамках урока. Работа в данных направлениях ведётся на основе элективных курсов, кружков, создания индивидуального образовательного маршрута учащихся. В частности, курсы «Микромир русской миниатюры», «Комплексный анализ текста» (для старшего звена), «Занимательная лингвистика» (для среднего звена) базируются на развитии исследовательских навыков учащихся, творческих способностей. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников проекта (музейная экскурсия в рамках сотрудничества со школьным музеем «Наследие времён», радиопередача, статья в школьную газету, исследовательская или проектная работа на тему, создание интерактивного приложения, создание тестирующей программы и т.п.) Основные принципы деятельности:

           Принцип системности. Сведение в единое целое усилий всех форм учебного и внеучебного процесса в организации проектно-исследовательской деятельности

          Принцип коммуникативности. Взаимодействие школы с другими организациями по направлениям проектно-исследовательской деятельности школьников (музеи, Интернет-сообщества, библиотеки и др.)

           Принцип комплексности - учитываются разнообразные формы и методы, способствующие развитию ключевых компетентностей школьников (конкурсы, конференции, ролевые игры, дискуссионные группы, сетевые взаимодействия).

          Принцип гуманизации. Основывается на создании благоприятных условий для развития творческой индивидуальности обучающегося.

          Принцип диалогичности. Формирование личности ученика-исследователя происходит в условиях равноправного сотрудничества с учителем и, что важно, с опорой на интересы, личный опыт ученика.

         Чтобы дать представление, как именно реализуются данные принципы в работе курсов и какие проекты и творческие работы детьми создаются, (разнообразие форм работы с детьми, актуальность и практическую ценность этих проектов), приведу  пример:

Проект «Занимательное прилагательное»

          Проект создания мультимедийных интерактивных приложений на сайте Learning Аpps.org, идея проекта состояла в том, чтобы в игровой форме учащиеся 5-6 класса могли закреплять теоретический материал, пройденный на уроках. Предложенный мною сервис Learning Аpps очень заинтересовал детей. В результате несколько лучших упражнений можно проследить по ссылкам

http://LearningApps.org/display?v=p0net6xvj01, http://LearningApps.org/display?v=pi4t42fjc01,

             Работа пятиклассников и шестиклассников над мини-проектом способствовала формированию коммуникативных (умение сотрудничать; способность связно, грамотно излагать мысли), познавательных (умение работать с разными источниками для получения новых знаний и грамотное оформление полученных результатов) и личностных универсальных учебных действий (определение своей идентичности в современном мире). У учащихся формируются потребность  самостоятельно ставить перед собой цели и планировать свою деятельность в соответствии с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Организация учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативно -деятельностного подхода»

Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию. Коммуникативно – деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в ...

Новые подходы при организации учебно-воспитательного процесса в специальной коррекционной школе.

Школа является базовой площадкой ГОУ ДПО «Хакасского республиканского  института повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме: «Интегрированное воспитание детей с...

Проектная деятельность как основа организации учебно-воспитательного процесса в современной школе

В данной статье рассматриваются оптимальные методы использования проектной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса, типы проектов, указывается роль учителей, учащихся и завучей в ре...

Статья «Системно - деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)»

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Я хотелабы продеменстрировать...

Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательной работы при обучении иностранным языкам

Выступление на РМО учителей иностранных языков расскрывает особенности личностно-ориентированного подхода....

Обоснование образовательной программы и методических подходов при организации учебно-воспитательного процесса

Получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. Традиционный подход к обучению  с преобладанием репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов не может...

Индивидуально-дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования.

В статье описан дефферинцированный подход к обучению, как один из факторов повышения качества образования....