Изучение интродуцированных растений п.Уч-Дере г.Сочи
материал (6 класс) на тему

Новоселова Ирина Анатольевна

Данная работа позвиит лучше узнать растительный мир своей малой родины, выяснить особенности появления на Черноморском побережье большого количества интродуцированных растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Изучение интродуцированных растений поселка Уч-Дере»

Данная разработка посвящена изучению растительного мира Западного Кавказа, а именно поселка Уч-Дере, как одного из старейших поселений на территории города Сочи.

Мы с учащимися школы провели большую работу по изучению физико-географической характеристики поселка, его климата и почв. Обратились к истории поселка, этапам его заселения, и, соответственно, к антропогенному воздействию на прилегающие территории. Составили характеристику растительного мира: описали

природную зону, в пределах которой расположен поселок; преобладающие растительные сообщества (леса, луга, озера); основные  лесообразующие древесные породы (дикорастущие и культурные).

        Затем мы приступили к анализу информации по изучению древесных растений поселка: определили  видовой состав  древесных растений; соотношение местных и интродуцированых древесных растений; условия произрастания интродуцированых видов и возможности их использования для оформления столицы Зимних Олимпийских игр 2014.      

Цели и задачи.

Цель: изучить видовой состав древесных растений поселка Уч-Дере, выяснить соотношение местных видов и интродуцированных, определить условия произрастания интродуцированных  растений и возможность их использования в ландшафтном озеленении Сочи.

Задачи:

1.Составить физико-географическую характеристику поселка Уч-Дере;

2.Изучить историю поселка, чтобы определить  время появления на данной территории интродуцированных видов;

3.Исследовать растительный мир поселка;

4.Изучить древесные растения ,произрастающие на территории;

5.Определить видовой состав древесных растений;

6.Выяснить условия произрастания растений;

7.Установить соотношение местных и интродуцированных видов.

Предмет исследования: древесные растения поселка Уч-Дере.

Место исследования: поселок Уч-Дере, Лазаревский район г.Сочи.

Срок и продолжительность исследования: октябрь-декабрь 2014г.

Актуальность темы:

Изучение видового состава древесных растений имеет большое научно-практическое значение.  Позволяет выяснить соотношение местных видов и интродуцированных, определить условия произрастания интродуцированных  растений. Результаты данных исследований могут быть использованы  для распространения  новых видов растений и озеленения Олимпийской столицы.

1.ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЁЛКА.

Поселок Уч-Дере находится в Лазаревском районе города Сочи  Краснодарского края. Поселок занимает территорию от санатория «Семашко» до улицы Таллиннской поселка Лоо.

Географическое положение поселка - расположен на западном побережье Черного моря, приблизительно на высоте 200 м над уровнем моря. Рельеф поселка разнообразен: горный, с перепадами высот до 100м, речные террасы, склоны, характеризующиеся неровным волнистым рельефом.

 Климат  поселка субтропический со средним характером увлажнения. Благодаря особому расположению, климат своеобразен: здесь в среднем на 2 градуса выше абсолютные минимумы температуры и примерно на 200мм в год выпадает меньше осадков. Косвенным свидетельством этому является самая северная в мире неукрываемая плантация мандаринов, граничащая с дендропарком санатория «Белые ночи».  Преобладают западные, юго-западные ветра. Среднегодовая температура воздуха в поселке составляет  +23° - +24°С.

Почвы разнообразны. В основном галечниково-аллювиальные, желтоземы, переходящие в бурые лесные.

2. ИСТОРИЯ ПОСЁЛКА УЧ-ДЕРЕ.

Большинство местных  жителей, не говоря уже о миллионах людей, ежегодно приезжающих на отдых и лечение, встречаясь с местными географическими названиями, и даже привыкая к ним, практически не имеют ни какого представления об их смысловом содержании.

Название  посёлка «Уч-Дере» переводится с турецкого языка как «Три ущелья» ( другая версия названия – «три ручья»). Посёлок Уч-Дере простирается от санатория Семашко до улицы Таллиннской  в посёлке Лоо, где в море впадает речка Уч-Дере, начинающаяся высоко в горах. Одноименный мыс – один из крупнейших на сочинском побережье, тянется от Горного воздуха до Дагомыса. Очевидно места Уч-дере были весьма почитаемы в древние времена, так как в древности мыс назывался Быттхы в честь птицеголовой богини, покровительницы племени убыхов. Речка с измененным названием Битха протекает и сейчас в районе санатория «Белые ночи».

В 1829 году между Турцией и Россией был подписан Адрианопольский мир, по результатам которого Турция отдала России Кавказское побережье Чёрного моря и в том числе все свои крепости. В число районов, находящихся под покровительством Турции, входил и  посёлок Уч-Дере. Все племена, кроме племени убыхов, обитающих в этих местах, приняли русскую власть.  В 1864 году племя убыхов  перебралось на поселение в Турцию.

 Официальной датой основания посёлка, как населённого пункта, считается 1915 год. В этом году земли посёлка раздавались людям, приехавшим сюда. Но, несмотря на это основателями посёлка «Культурное Уч-Дере» считаются армяне, приехавшие из населённого пункта Вилайете, а второй по значимости была эстонская семья Метусов.

В 1905 году был основан Сиротский приют, который в 1911 году был переделан в «Пансион благородных девиц»,  в котором позднее была  организована  школа. Также в 1924 году был основан пансионат «Уч-Дере», который позднее был переименован в пансионат «Семашко». Также в посёлке Культурное Уч-Дере были построены детский сад, небольшая электростанция, а в 1930 году был основан колхоз имени Сталина. Жители поселка занимались  чаеводством и садоводством, выращивая фундук, фейхоа, инжир, плодовые деревья – груши, алычу, сливу. Продукция, производимая на территории поселка, направлялась в разные регионы страны, а так же на экспорт. Для обработки продукции были построены цеха с холодильными установками.  В 1979 году были сооружены знаменитые «Чайные домики».  

3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА.

 Поселок расположен в субтропическом климатическом поясе в зоне широколиственных лесов. На территории поселка Культурное Уч-Дере преобладают леса и агроэкосистемы (сады, чайные плантации), также в  поселке имеются озеро и протекает  небольшая река. На территории поселка очень много древесных пород, как дикорастущих, так и культурных.

Основные дикорастущие древесные породы: сосна, пихта, дуб, дикая вишня, береза, дикая яблоня, эвкалипт, каштан, алыча, кедр, орех черный.

Основные культурные древесные породы: инжир,  шелковица ,яблоня,

груша, фейхоа, персик, слива, грецкий орех, лавр благородный, фундук и т. д.

        Культурные растения из других климатических поясов и природных зон появились в Уч-Дере с того времени, как побережье Черного моря в пределах города Сочи стало заселяться людьми из различных районов России, стали приобретаться участки, на которых создавались дачи и парки. В соответствии с традициями паркостроения середины 19века популярностью пользовались растения Средиземноморья, южно-азиатские экзоты, растения тропиков Американского континента.

4. ИЗУЧЕНИЕ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ ПОСЕЛКА.

        Растительный мир поселка Уч-Дере богат и разнообразен. Склоны гор покрыты дикорастущими растениями, характерными для субтропического климатического пояса (вечнозеленые  древесные, кустарниковые формы, многочисленные виды папоротников, лианы и др.). Отличительной особенностью лесов  (как влажных субтропиков) является ярусность, обилие лиан и вечнозеленый подлесок. Небольшое число видов культурных растений, выращиваемых на протяжении веков одичало и заняло место в лесном массиве         ( лавровишня, лавр благородный, груша, алыча).

        Ассортимент растений, выращиваемых местными жителями, также разнообразен и включает в себя местные виды и интродуцированные.

Интродуценты – растения, выращенные за пределами ареала их естественного распространения и подготовленные для высадки в открытый грунт в соседних ареалах.

Нами был проведено изучение  происхождение растений, произрастающих на территории поселка. Результаты исследования привели нас к мысли, что такое широкое распространение видов - интродуцентов стало возможным только при совпадении климатических, почвенных, водных условий обитания. Кислые глинистые почвы, избыточное увлажнение, высокие среднегодовые температуры позволили растениям акклиматизироваться в условиях субтропиков Кавказа. В тоже время особый микроклимат поселка Уч-Дере позволил получить «вторую родину» многим растениям из Америки, Юго-Восточной Азии, Малой Азии, Австралии и Африки.

Растения  выработали свои приспособления, которые позволяют им существовать в данных условиях (жесткие  вечнозеленые листья у  покрытосеменных,  различные формы и виды хвои – у голосеменных, формы и виды корней, лианообразные стебли – у плюща, жимолости, плотные оболочки семян – у разных видов ореха, бука, дуба, приспособления к опылению местными видами насекомых-опылителей и т.д.).

Таким образом, интродуцированные виды растений наряду с местными экзотическими и эндемичными видами могут стать украшением столицы Зимних Олимпийских игр 2014.

Результаты исследования представлены в таблицах:

- Таблица 1 «Местные  и интродуцированные виды растений»;          

- Таблица 2 « Родина растений»;

- Таблица 3 «Вечнозеленые и листопадные растения»;

- Таблица 4 «Использование человеком».

Таблица 1. «Местные  и интродуцированные виды растений».

Вид

Местный

Интродуцированый

1.

Лавр благородный

              +

2.

Фейхоа Селлоу

              +

3.

Дуб летний черешчатый

          +

4.

Сосна пицундская

          +

5.

Эвкалипт ланцетовидный

         

               +

6.

Инжир (сорта)

               +

7.

Шелковица (сорта)

           

               +

8.

Вишня (сорта)

           +

 

9.

Яблоня (сорта)

           +

10.

Груша (сорта)

           +

11.

Персик(сорта)

                +

12.

Пальма веерная Трахикарпус

                +

13.

Каштан посевной

            +

               

14.

Орех грецкий

                +

15.

Фундук

            +

               

16.

Граб кавказский

            +

             

17.

Бук восточный

            +

               

18.

Кипарис крупноплодный

                +

19.

Платан кленовидный

                +

20.

Итальянская пиния

                +

21.

Плющ колхидский

             +

22.

Бамбук саза сенанская

                +

23.

Акация подбеленная

                +

24.

Туя западная

                +      

25.

Кедр гималайский

                +

26.

Самшит колхидский

             +    

             

27.

Самшит вечнозеленый

                +

28.

Магнолия крупноцветковая

                +

29.

Пихта кавказская

             +

30.

Гибискус сирийский

                +

31.

Хурма восточная

                +

32.

Лавровишня лекарственная

              +  

33.

Бирючина вечнозеленая

                +

34.

Церцис китайский

                +

35.

Вишня птичья

              +

36.

Робиния ложноакациеваая

               

                +

37.

Ива вавилонская

                +

38.

Айва (сорта)

              +

               

39.

Лириодендрон тюльпанный

                 +

40.

Маклюра оранжевая

                 +

41.

Альбиция шелковистая

                 +

42.

Банан японский

                 +

43.

Калина средиземноморская

                 +

44.

Мушмула японская

                 +

45.

Хурма кавказская

              +

Всего:

18

27

Таблица 2. « Родина растений».

Вид

Родина

1.

Лавр благородный

Средиземноморье

2.

Фейхоа Селлоу

Южная Америка

3.

Дуб летний черешчатый

Кавказ

4.

Сосна пицундская

Кавказ

5.

Эвкалипт ланцетовидный

Австралия

6.

Инжир (сорта)

Центральная и Малая Азия

7.

Шелковица (сорта)

Азия

8.

Вишня (сорта)

Кавказ

9.

Яблоня (сорта)

Кавказ

10.

Груша (сорта)

Кавказ

11.

Персик(сорта)

Азия

12.

Пальма веерная Трахикарпус

Китай, Азия

13.

Каштан посевной

Кавказ

14.

Орех грецкий

Персия, Азия

15.

Фундук

Кавказ

16.

Граб кавказский

Кавказ

17.

Бук восточный

Кавказ

18.

Кипарис крупноплодный

Калифорния, Северная Америка

19.

Платан кленовидный

Азия

20.

Итальянская пиния

Средиземноморье

21.

Плющ колхидский

Кавказ

22.

Бамбук саза сенанская

Япония, Азия

23.

Акация подбеленная

Австралия

24.

Туя западная

Северная Америка

25.

Кедр гималайский

Гималаи, Азия

26.

Самшит колхидский

Кавказ

27.

Самшит вечнозеленый

Средиземноморье

28.

Магнолия крупноцветковая

Северная Америка

29.

Пихта кавказская

Кавказ

30.

Гибискус сирийский

Китай

31.

Хурма восточная

Китай, Азия

32.

Лавровишня лекарственная

Кавказ

33.

Бирючина вечнозеленая

Азия

34.

Церцис китайский

Восточный Китай

35.

Вишня птичья

Кавказ

36.

Робиния ложноакациеваая

Северная Америка

37.

Ива вавилонская

Китай

38.

Айва (сорта)

Кавказ

39.

Лириодендрон тюльпанный

Северная Америка

40.

Маклюра оранжевая

Северная Америка

41.

Альбиция шелковистая

Иран, Азия

42.

Банан японский

Япония, Азия

43.

Калина средиземноморская

Средиземноморье

44.

Мушмула японская

Япония, Азия

45.

Хурма кавказская

Кавказ

Таблица 3. «Вечнозеленые и листопадные растения».         

Вид

Вечнозеленые / хвойные

Листопадные

1.

Лавр благородный

+

2.

Фейхоа Селлоу

+

3.

Дуб летний черешчатый

+

4.

Сосна пицундская

++

5.

Эвкалипт ланцетовидный

+

6.

Инжир (сорта)

+

7.

Шелковица (сорта)

+

8.

Вишня (сорта)

+

9.

Яблоня (сорта)

+

10.

Груша (сорта)

+

11.

Персик(сорта)

+

12.

Пальма веерная Трахикарпус

+

13.

Каштан посевной

+

14.

Орех грецкий

+

15.

Фундук

+

16.

Граб кавказский

+

17.

Бук восточный

+

18.

Кипарис крупноплодный

++

19.

Платан кленовидный

+

20.

Итальянская пиния

++

21.

Плющ колхидский

+

22.

Бамбук саза сенанская

+

23.

Акация подбеленная

+

24.

Туя западная

++

25.

Кедр гималайский

++

26.

Самшит колхидский

+

27.

Самшит вечнозеленый

+

28.

Магнолия крупноцветковая

+

29.

Пихта кавказская

++

30.

Гибискус сирийский

+

31.

Хурма восточная

+

32.

Лавровишня лекарственная

+

33.

Бирючина вечнозеленая

+

34.

Церцис китайский

+

35.

Вишня птичья

+

36.

Робиния ложноакациеваая

+

37.

Ива вавилонская

+

38.

Айва (сорта)

+

39.

Лириодендрон тюльпанный

+

40.

Маклюра оранжевая

+

41.

Альбиция шелковистая

+

42.

Банан японский

+

43.

Калина средиземноморская

+

44.

Мушмула японская

+

45.

Хурма кавказская

+

Всего:

21/из них 6 хвойных

24

Таблица 4. «Использование растений человеком».

Вид

Использование человеком

1.

Лавр благородный

Декоративнолистное, пищевое растение

2.

Фейхоа Селлоу

Садоводство

3.

Дуб летний черешчатый

Использование древесины, озеленение

4.

Сосна пицундская

Использование древесины, озеленение

5.

Эвкалипт ланцетовидный

Декоративное, лекарственное, в болотистых местах для осушения

6.

Инжир (сорта)

Садоводство

7.

Шелковица (сорта)

Садоводство

8.

Вишня (сорта)

Садоводство

9.

Яблоня (сорта)

Садоводство

10.

Груша (сорта)

Садоводство

11.

Персик(сорта)

Садоводство

12.

Пальма веерная Трахикарпус

Декоративное

13.

Каштан посевной

Медоносное

14.

Орех грецкий

Садоводство

15.

Фундук

Садоводство

16.

Граб кавказский

Использование древесины

17.

Бук восточный

Источник ценной древесины

18.

Кипарис крупноплодный

Декоративное

19.

Платан кленовидный

Декоративное

20.

Итальянская пиния

Декоративное

21.

Плющ колхидский

Декоративное, медоносное

22.

Бамбук саза сенанская

Декоративное

23.

Акация подбеленная

Декоративное

24.

Туя западная

Декоративное

25.

Кедр гималайский

Декоративное

26.

Самшит колхидский

Декоративное

27.

Самшит вечнозеленый

Декоративное

28.

Магнолия крупноцветковая

Декоративное

29.

Пихта кавказская

Использование древесины

30.

Гибискус сирийский

Декоративное

31.

Хурма восточная

Садоводство

32.

Лавровишня лекарственная

Садоводство, лекарственное

33.

Бирючина вечнозеленая

Декоративное

34.

Церцис китайский

Декоративное

35.

Вишня птичья

Пищевое, лекарственное (кора)

36.

Робиния ложноакациевая

Использование древесины

37.

Ива вавилонская

Декоративное

38.

Айва (сорта)

Садоводство

39.

Лириодендрон тюльпанный

Декоративное

40.

Маклюра оранжевая

В качестве живых ограждений

41.

Альбиция шелковистая

Декоративное

42.

Банан японский

Декоративное

43.

Калина средиземноморская

Декоративное, для создания живых изгородей

44.

Мушмула японская

Садоводство, декоративное

45.

Хурма кавказская

Садоводство

Анализ сведений о произрастающих на территории поселка растениях приводит к следующим результатам:

35,5  % растений  являются местными видами, 65,5  % растений – интродуцированными.

        Происхождение растений:

Регион мира/количество видов

Всего

Кавказ  

Азия/ Китай

Северная и Южная Америка

Средиземноморье

Австралия

Количество

изученных  видов

45

16

15/ 4

7

5

2

Кроме того, из 27 интродуцированных видов 16 – вечнозеленые. А это значит, что они имеют особые приспособления – либо жесткие листья, позволяющие существовать при минусовых температурах зимой (магнолия, мушмула), либо хвою (пиния, кедр гималайский), либо мощные корневища (банан).

Список литературы:

  1. Карпун Ю.Н. Дендропарк «Белые ночи», Сочи 1989
  2. сб. Сочиведение выпуск 1, Сочи 2004
  3. Борисов В.И. Занимательное краеведение, Краснодар 2005
  4. Николин С. Путешествия по сказочному краю, Донской издательский дом 2003
  5. Гордон К.А. Старый Сочи, Сочи 2006
  6. Вакслейгер А.Г. Ходили мы походами, Сочи 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДЫ В РОДНИКАХ И ПРУДАХ п. САУК-ДЕРЕ КРЫМСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Цель работы: выявление физико-химических показателей проб пресной воды в окрестностях п. Саук-Дере Крымского района, Краснодарского края для изучения гидроминерального ресурса территориального проекта...

Лабораторный урок «Изучение тканей растений».

Урок биологии проводился в 5 классе по новым стандартам с использованием УМК "Сфера"....

Дидактический материал: карточки на изучение темы "Растения тундры"

Дидактический материал: карточки на изучение темы "Растения тундры"...

Урок в 6 классе на тему "Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений"

Урок входит в раздел 2 "Клеточное строение растений"  по учебнику Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс. Урок комбинированный с использованием лабораторных работ. Презе...

Программа работы кружка по изучению лекарственных растений Брянской области

Введение (1 ч). Краткая история использования человеком ле­карственных растений. Памятники древней культуры и письменности об использовании целебных свойств растений.Общие сведения о лекарственных...

Практическая работа «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда»

Цель:углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака;выработать умение экспериментально получать вариац...