Интегрированный урок "Сила слова" (ОДНКНР + информатика)
методическая разработка (5 класс) на тему

Урок общеметодологической направленности, целью которого является формирование ценностного отношения к основным нравственно-этическим категориям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_slova.pptx668.17 КБ
Файл odnknr_5_sila_slova_urok.docx22.17 КБ
Файл dialogi.docx14.7 КБ
Файл povar_i_tsar_skazka.docx12.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

За каждое своё слово ты несёшь ответственность, ибо слово обладает огромной силой.

Слайд 2

13.03.18 ОДНКНР+Информатика_5 «а» класс Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: Доброе утро ! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро приветливым лицам!

Слайд 3

В мире мудрых мыслей Заживает …………, нанесённая …………….., вновь поднимается ………, вырубленный ………….., но не заживает ……….., нанесённая злым ……………… . (Индийское изречение) рана рана лес топором стрелой словом рана стрелой лес топором рана словом

Слайд 4

13.03.18 ОДНКНР+Информатика_5 «а» класс СИЛА СЛОВА Заживает рана, нанесённая стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесённая злым словом . (Индийское изречение)

Слайд 5

Мысли вслух… Диалоги для размышления Почему дети обманывают? (Разговор отца с сыном) А у нас настоящая семья? (Разговор матери с дочерью) (кн. «Вершины мудрости», с. 395 – 396, 399 – 400)

Слайд 6

Что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? Существуют ли ЗАКОНЫ общения? Культура речи – это ….. . (Толковый словарь) Обсуждаем, предлагаем…

Слайд 7

Повар и царь Молдавская сказка «Язык всё может – царей на престол возводить, войны прекращать и мир заключать!» «Разве может что-нибудь на свете быть хуже языка? Ведь язык всё может испортить и разрушить – и дружбу, и согласие, и мир !» (кн. «Вершины мудрости», с. 222 – 223) Узелки на память

Слайд 8

В мире мудрых мыслей «…………………………………………….» (……….) (Деятели государства, политики)

Слайд 9

В мире мудрых мыслей «…………………………………………….» (……….) (Классики русской литературы)

Слайд 10

В мире мудрых мыслей «…………………………………………….» (……….) (Народная мудрость)

Слайд 11

Почему люди засоряют свою речь, и как с этим бороться? О какой речи говорят, что она пуста? Чем настоящее общение отличается от болтовни? Что означает выражение «найти общий язык»? Доброта – это язык, который могут слышать глухие и видеть слепые . (М.Твен) Предлагаем разобраться! Домашнее задание

Слайд 12

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь . ( Народная мудрость ) Мысли вслух… Или КАЖДЫЙ выбирает для себя «+» «-»

Слайд 13

«…Есть слова – словно раны, Слова – словно суд, – С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, И предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.» (Вадим Шефнер , 1956 г.) Вместо заключения…



Предварительный просмотр:

«Педагогический марафон – 2018»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Сила слова

Тип урока: Урок общеметодологической направленности (урок применения предметных знаний, умений, навыков) / Интегрированный: ОДНКНК + Информатика

Цели: Формирование ценностного отношения к основным нравственно-этическим категориям. (Общая)

  1. Предметные:
  • Актуализация знаний учащихся и понимания ими основных нравственно-этических категорий;
  • Понимание значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
  1. Метапредметные:
  • Совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний.
  • Формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Овладение логическими действиями анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  • Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
  1. Личностные:
  •     Формирование культуры общения, выработка личной позиции по теме урока.
  • Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.
  • Развитие умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных  ситуациях.
  • Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии.

Межпредметные связи, жизненные задачи:

  • Русский язык (работа с терминами и понятиями)
  • Литературное чтение (работа с текстами: диалоги, сказка)
  • Информатика (поиск информации)
  • Поиск компромиссов в жизненных ситуациях (общение в семье и со сверстниками)

За каждое своё слово
ты несёшь ответственность,
ибо слово обладает огромной силой.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Ориентировочно-мотивационный этап (этап целеполагания)

- Стих-приветствие

Придумано кем-то просто и мудро

при встрече здороваться:

  • Доброе утро!
  • Доброе утро солнцу и птицам!
  • Доброе утро приветливым лицам!

Мы же вам скажем: «Добрый ДЕНЬ вам, друзья!»

Урок наш сегодня (как обычно) начну для вас я!

- Подводящий диалог

- Работа с эпиграфом, выход на тему и цели урока

  • Заживает рана, нанесённая стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесённая злым словом.                         (Индийское изречение)

  1. Операционно-исполнительский этап (этап решения задач урока)

- Мотивирует деятельность учащихся, направляет, комментирует по необходимости, контролирует время на выполнение задания

Как часто мы не задумываемся над тем, что говорим и как говорим. Но ведь наши слова имеют огромную силу не только на нас самих, но и на окружающих.

Не задумывались?! Тогда представьте на минутку, что вы стали свидетелями разговора продавца и покупателя, врача и больного, кондуктора и пассажира… А, может, дома вас что-то «зацепило»?!

- Составляют диалоги, разыгрывают, обсуждают, сравнивают с образцом, оценивают свою работу

Отец: Почему ты нас постоянно обманываешь?

Сын: Боюсь, что вы будете меня ругать, и не хочу вас расстраивать. 

Отец: Нас больше расстраивает твоё враньё. Когда человек обманывает родных, он проявляет неуважение по отношению к ним. 

Сын: Но вы сами виноваты в том, что я обманываю. Вы всегда на меня кричите, когда я делаю что-то не то. 

Отец: Если очень переживаешь за своего ребёнка, трудно держать себя в руках. Мы тебя ругаем, потому что беспокоимся и хотим, чтобы ты стал лучше. 

Сын: Я это понимаю. Но от вашего крика ещё хуже становлюсь. 

Отец: Как мы должны с тобой разговаривать, чтобы помочь тебе? 

Мать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение. 

Дочь: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать. 

Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче. 

Дочь: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня. 

Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упрёков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах. 

Дочь: Не всем можно делиться с родителями. 

Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всём и ничего не бояться. 

Дочь: А у нас настоящая семья? 

- Выходят на проблему / Культура речи, законы общения

- Поиск информации, обсуждение

- Работа со сказкой (кн. «Вершины мудрости», с. 222 – 223)

- Узелки на память:

«Язык всё может – царей на престол возводить, войны прекращать и мир заключать!»        

«Разве может что-нибудь на свете быть хуже языка? Ведь язык всё может испортить и разрушить – и дружбу, и согласие, и мир!»         

- Неделя русского языка и культуры / Необходимо оформить лестничный марш «Вершины мудрости» высказываниями о силе слова (на выбор)

  • Русских классиков литературы
  • Политиков нашего государства
  • Народной мудрости (пословицы)

- Обосновать свой выбор

  1. Рефлексивно-оценочный

- В процессе каждого задания!

(каждая группа самостоятельно по образцу)

- Итоговая рефлексия каждой группы

  1. Диагностика планируемых результатов
  1. Достижения:

  1. Затруднения:

  1. Предложения:
  • Справились с диалогами
  • Нашли основную мысль сказки
  • Оформили высказывания о силе слова
  • Не нашли нужных высказываний политиков
  • Не смогли прокомментировать
  • Не уложились во времени при выполнении отдельных заданий
  • Предложили законы общения
  1. Домашнее задание (целесообразность, объём (минимализация), вариативность)
  2. Вместо заключения

«…Есть слова – словно раны,

Слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются

и в плен не берут.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

за собой повести.

Словом можно продать,

И предать, и купить,

Слово можно в разящий                                     свинец перелить.

Но слова всем словам

в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность,

Свобода и Честь.»

(Вадим Шефнер, 1956 г.)

- 2 вопроса (на выбор) для рассуждения.



Предварительный просмотр:

Слайд … Мысли вслух. Умеем ли мы радоваться? (Разыгрываем диалог)

Пессимист: Как тоскливо. Один день похож на другой. Те же лица, те же события…

Оптимист: Разве один день похож на другой? Посмотри, сегодня дождик всё умыл, воздух чистый, небо светлое. И на душе от этого светлее.

Пессимист: Я не могу радоваться небу и дождику, у меня столько забот!

Оптимист: Заботы уходят, если человек умеет радоваться. Солнцу и теплу, дождику и цветку.

Пессимист: Дождик ценишь в засуху, цветок – после долгой зимы. Когда всё есть, это трудно ценить.

Оптимист: Жаль, что в семье люди тоже привыкают друг к другу и перестают замечать любовь и заботу.

Пессимист: Иногда забота близких очень надоедает.

Оптимист: А в детском доме дети мечтают хотя бы о капельке родительской любви.

Пессимист: Я же не в детском доме живу.

Оптимист: Неужели надо лишиться семьи, любви, здоровья, чтобы понять, как это дорого.

Пессимист: Я бы хотел понять это сейчас, но как?...

Заживает …………….., нанесённая …………………,

вновь поднимается …………, вырубленный ………………..,

но не заживает ………….., нанесённая злым ………………. .

(Индийское изречение)

Слова для справок: топором, лес, рана, рана, стрелой, словом.

Почему дети обманывают? (Разыгрываем диалог)

Отец: Почему ты нас постоянно обманываешь?

Сын: Боюсь, что вы будете меня ругать, и не хочу вас расстраивать.

Отец: Нас больше расстраивает твоё враньё. Когда человек обманывает родных, он проявляет неуважение по отношению к ним.

Сын: Но вы сами виноваты в том, что я обманываю. Вы всегда на меня кричите, когда я делаю что-то не то.

Отец: Если очень переживаешь за своего ребёнка, трудно держать себя в руках. Мы тебя ругаем, потому что беспокоимся и хотим, чтобы ты стал лучше.

Сын: Я это понимаю. Но от вашего крика ещё хуже становлюсь.

Отец: Как мы должны с тобой разговаривать, чтобы помочь тебе?

Настоящая семья (Разыгрываем диалог)

Мать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение.

Дочь: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать.

Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче.

Дочь: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня.

Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упрёков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах.

Дочь: Не всем можно делиться с родителями.

Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всём и ничего не бояться.

Дочь: А у нас настоящая семья?

Заживает …………….., нанесённая …………………,

вновь поднимается …………, вырубленный ………………..,

но не заживает ………….., нанесённая злым ………………. .

(Индийское изречение)

Слова для справок: топором, лес, рана, рана, стрелой, словом.

Заживает …………….., нанесённая …………………,

вновь поднимается …………, вырубленный ………………..,

но не заживает ………….., нанесённая злым ………………. .

(Индийское изречение)

Слова для справок: топором, лес, рана, рана, стрелой, словом.

Заживает …………….., нанесённая …………………,

вновь поднимается …………, вырубленный ………………..,

но не заживает ………….., нанесённая злым ………………. .

(Индийское изречение)

Слова для справок: топором, лес, рана, рана, стрелой, словом.

Заживает …………….., нанесённая …………………,

вновь поднимается …………, вырубленный ………………..,

но не заживает ………….., нанесённая злым ………………. .

(Индийское изречение)

Слова для справок: топором, лес, рана, рана, стрелой, словом.



Предварительный просмотр:

Повар и царь (Молдавская сказка)

Жил-был царь. Пригласил он как-то чужеземных царей, королей и советников разных на честной пир с музыкантами.

За три дня до пира вызвал царь к себе повара, дал ему денег и приказал пойти на базар и купить там самое лучшее и самое дорогое, что только на свете есть, чтобы на столе были только отборные кушанья.

Пошёл повар на базар, накупил там языков на все деньги, принёс на кухню, сварил с разными специями и приготовил блюда к царскому столу.

Вот и гости собрались. Рассадил их царь за столами и приказал подавать кушанья.

Подал повар каждому по куску языка. Съели гости язык, и приказал царь следующее блюдо нести.

А повар опять раздал по куску языка каждому. Гости ничего понять не могут. Смотрят удивленно друг на друга - почему им подают только блюда из языка? Может, такой здесь обычай?

Съели гости, что подано, и ждут, чего ещё подадут.

Приказал царь нести следующую перемену. Повар опять принёс язык!

- Почему нас ничем другим не угощают, а только языком? - спрашивают гости.

Призвал царь повара:

- Разве не приказывал я тебе купить на базаре самое лучшее, самое дорогое, что только есть на свете?! А повар отвечает:

- Пресветлый царь! Разве может что-нибудь на свете быть лучше и дороже языка? Язык всё может - царей на престол возводить, войны прекращать и мир заключать!

Подивились гости словам повара, за смекалку его похвалили. Потом поговорили между собой и решили так: пусть повар ещё раз на базар сходит и купит там самое плохое, что только на свете есть.

Пошёл повар и принёс с базара... язык!

Говорит ему царь:

- Разве не приказал я тебе купить самое плохое, что только на свете есть?! А повар отвечает:

- Пресветлый царь! Разве может что-нибудь на свете быть хуже языка? Ведь язык всё может испортить и разрушить - и дружбу, и согласие, и мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок ОБЖ и информатики

урок проведён в форме заочной экскурсии. урок вели два учителя. проведён в 3 классе....

Интегрированный урок технологии и информатики"Исследование комплексного меню завтрака(ужина)"

Обобщающий урок по блоку:"Технология оработки пищевых продуктов.Электронные таблицы(бфзовый курс"...

Интегрированный урок (латинский язык + информатика) по теме "Мы учимся не для школы, а для жизни"

Формирование информационной культуры учащихся, внимательности при работе с иноязычным текстом, аккуратности, усидчивости, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся....

КВН для интегрированного урока Английский язык-Информатика

Интегрированный урок английского языка и информатики в виде КВНа был очень интересен ученикам и дал понять, что информационные технологии всё глубже проникают во все предметы школьной программы и орга...

методика проведения интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе по теме " графический способ решения уравнений"

lРазвитие информационных технологий сделало информационное пространство одним из основных элементов окружающей среды человека и это невозможно игнорировать при организации учебного про...

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...