ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка

Валентина Игоревна Сабутина
Моя педагогическая деятельность направлена не только на обучение школьников на уроках, но и на создание условий по организации внеурочной деятельности. Таким образом, школьники не просто расширяют и углубляют полученные в школе знания. Моя деятельность формирует человека, даёт ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, сделать жизнь детей насыщеннее и ярче. Такая совместная работа сближает учащихся и учителя, а также, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) главной задачей в рамках перехода к новым образовательным стандартам является создание в образовательном учреждении условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности может быть достигнуто при комплексном использовании организационных форм учебной работы по русскому языку и литературе – различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий. Программа внеурочной деятельности должна быть направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности в решении учебных задач.

Моя педагогическая деятельность направлена не только на обучение школьников на уроках, но и на создание условий по организации внеурочной деятельности. Таким образом, школьники не просто расширяют и углубляют полученные в школе знания. Моя деятельность формирует человека, даёт ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, сделать жизнь детей насыщеннее и ярче. Такая совместная работа сближает учащихся и учителя, а также, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.

Хорошо организованная и систематическая внеурочная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться.

Целью моей программы внеурочной деятельности является повышение качества обучения учащихся, обеспечение достижений ими не только предметных, но также метапредметных и личностных результатов. 

Результаты внеурочной деятельности

Предметные

Способность обучающихся решать познавательные и практические задачи с использованием средств учебного предмета.

Такие результаты должны быть выражены в форме письменных работ: сочинений-рассуждений, отзывов, рецензий и т.д.

Личностные

уважение ценностей семьи, общества;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные

Регулятивные УУД

способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

умение пользоваться словарями, справочниками;

умение осуществлять анализ и синтез;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;

способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Задачи внеурочной работы в школе.

Внеурочная работа делится на два основных вида. С одной стороны, – постоянно действующие виды работ во внеурочное время. С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы, олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т д.

Задачами внеурочной работы по русскому языку и литературе в школе являются:

  • Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета
  • Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.
  • Расширение запаса знаний школьников:
  • А) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи
  • Б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету.
  • Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку и литературе.
  • Выявление особо одарённых детей и развитие их творческих индивидуальных способностей.
  • Воспитание у школьников чувства ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный творческий продукт: сочинение, стихотворение, спектакль, композиция, выпущенная газета. Всё это осуществляется под чутким руководством педагога.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.

Принципы организации внеурочной работы по русскому языку и литературе.

   В основе организации внеурочной работы по русскому языку лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой — формы, виды и методы проведения внеурочной работы по русскому языку.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

Принцип связи внеурочной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся. Подобно урокам русского языка, внеклассные мероприятия по русскому языку должны способствовать привитию навыков практической русской речи. С этой целью необходимо создавать благоприятные условия для речевой практики.

Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала и в выработке речевых навыков.

Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеурочой работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребное  как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим способностям.

Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой.

Принцип разнообразия форм и видов внеурочной работы. Интерес поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды такой работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип взаимосвязи отдельных видов. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.

Принцип массовости. С учетом того, что участие во внеурочной работе по русскому языку благотворно сказывается на развитии речи учащихся,  желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом овладении нормами  языка.

Формы реализации внеурочной деятельности учащихся

по русскому языку и литературе

С учётом вышеуказанных требований к проведению внеклассных занятий и условий работы в нашем образовательном учреждении на заседании ШМО разрабатывается план для проведения мероприятий по предметам русский язык и литература. Необходимо на протяжении всего учебного года проводить внеклассные мероприятия по изучаемым предметам. Ученики должны знать, что их ждут в любое время в кабинете литературы, что им рады, что с ними хотят сотрудничать, открывать новые страницы в литературоведении и языкознании.
        Комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе:

  • Литературно-музыкальные композиции
  • Блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны
  • Стенная печать, публикации в СМИ
  • Экскурсии  в музеи, библиотеки; походы
  • Встречи с интересными людьми
  • Участие в научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней
  • Проекты и исследования
  • Предметные недели
  • Кружки
  • Олимпиады

Хорошо организованная внеурочная работа по русскому языку, литературе открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» ПГТ. ТРОИЦКО-ПЕЧОРСК Сабутина Валентина Игоревна, учитель русского языка и литературы 2020

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования создание в образовательном учреждении условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности+УРОК Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности

Слайд 3

Целью моей программы внеурочной деятельности является повышение качества обучения учащихся, обеспечение достижений ими не только предметных, но также метапредметных и личностных результатов

Слайд 4

Результаты внеурочной деятельности Предметные способность обучающихся решать познавательные и практические задачи с использованием средств учебного предмета. Такие результаты должны быть выражены в форме письменных работ: сочинений-рассуждений, отзывов, рецензий и т.д . Личностные уважение ценностей семьи, общества; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Слайд 5

Метапредметные результаты Регулятивные УУД способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); умение пользоваться словарями, справочниками; умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения . Коммуникативные УУД умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения; способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Слайд 6

Задачи внеурочной работы Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний. Расширение запаса знаний школьников: А) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи Б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету. Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку и литературе. Выявление особо одарённых детей и развитие их творческих индивидуальных способностей. Воспитание у школьников чувства ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Принцип связи внеурочной работы с уроками русского языка Принцип систематичности в подаче языкового материала Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся Принцип занимательности Принцип разнообразия форм и видов внеурочной работы Принцип взаимосвязи отдельных видов Принцип добровольности Принцип массовости

Слайд 8

Комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе Литературно-музыкальные композиции Блиц-опросы , викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны Стенная печать, публикации в СМИ Экскурсии в музеи, библиотеки; походы Встречи с интересными людьми Участие в научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней Проекты и исследования Предметные недели Олимпиады

Слайд 9

Комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе Конкурс театральных постановок

Слайд 10

Комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе Проект 10б класса Журнал «Современник»

Слайд 11

Дистанционные олимпиады

Слайд 12

Всероссийские, международные конкурсы

Слайд 13

Региональный этап Всероссийского конкурса сочинений (2016,2017) 2017

Слайд 14

Участие в научно-практической конференции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Роль учителя музыки в процессе формирования духовной культуры школьника

В этом материале затрагивается проблема разития духовной культуры человека. Эта статья из опыта работы учителя музыки. Она может быть полезна учителям музыки, классным руководителям....

Научно-исследовательский проект по русскому языку "Особенности формирования речевой культуры школьника"

Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки. Происходящие в нашем обществе переме...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания и обучения школьников»

Аннотация. В статье рассматривается значение интеграции в урочной и внеурочной деятельности как средства развития индивидуальных творческих способностей в образовательном процессе. Применени...