Программа "Анализ учебной деятельности"
рабочая программа (6, 7, 8, 9 класс)

Удовенко  Лариса  Викторовна

 Данная программа учит подростков анализировать свою успеваемость. 

  Идея  данной  программы  состоит  в  том,  чтобы  ребёнка  приучить  анализировать  результаты  своей  учебной  деятельности  (Почему  в  этой  четверти  у  меня  «4»,  а  не  «5»  по  тому  или  иному  предмету?  Что  я  не  понял?  Что  не  умею  делать?  Каковы  основные  трудности?).  И,  исходя  из  проделанного  анализа,  ставить  цель  и  задачи   на  следующую  четверть.  

   Для  того,  чтобы  ребёнок  мог  этой  цели  достигать,  он  также  должен  научиться  находить  дополнительные  ресурсы  (Либо  в  себе:  самоконтроль,  самоорганизованность  и  т.д.,  либо  в  своём  окружении :  помощь  от  одноклассников,  родителей,  учителей  и  др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_._analiz_uchebnoy_deyatelnosti.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

Программа

Формирование  самоанализа  учебной  деятельности  у  подростков.

 

 

 

 

 

Разработчик:  Удовенко Л.В. педагог-психолог

 

г. Советский

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Необходимость  создания  данной  программы  вызвана  несколькими обстоятельствами.  

С  одной  стороны,  тем,  что  основным  направлением  работы  нашей  школы  является  профильное  обучение.  А  для  того,  чтобы  подросток  смог  осознанно  выбрать  необходимый  ему  профиль,  он  должен  осознавать  область  своих  учебных  интересов  и  уровень  подготовленности  в  них  (т.е.  хорошо  ориентироваться  в  своих  «сильных»  и  «слабых»  сторонах).

С другой  стороны,  тем,  что  на  протяжении  нескольких  лет  на  педагогических  советах  учителя  поднимают  вопрос  о  снижении  учебной  мотивации  и  успеваемости  у  учащихся  6-х – 8-х  классов.

Поэтому  нами  была  создана  программа,  направленная  на  повышение  учебной  мотивации  и  формирование  осознанности  выбора  профиля  обучения  у  подростков.

Идея  данной  программы  состоит  в  том,  чтобы  ребёнка  приучить  анализировать  результаты  своей  учебной  деятельности  (Почему  в  этой  четверти  у  меня  «4»,  а  не  «5»  по  тому  или  иному  предмету?  Что  я  не  понял?  Что  не  умею  делать?  Каковы  основные  трудности?).  И,  исходя  из  проделанного  анализа,  ставить  цель  и  задачи   на  следующую  четверть  (Чтобы  получить  «5»  по  тому  или  иному  предмету,  необходимо  научиться  читать  карту,  составлять  план  и  т.д.)  Для  того,  чтобы  ребёнок  мог  этой  цели  достигать,  он  также  должен  научиться  находить  дополнительные  ресурсы  (Либо  в  себе:  самоконтроль,  самоорганизованность  и  т.д.,  либо  в  своём  окружении :  помощь  от  одноклассников,  родителей,  учителей  и  др.)

Поэтому  целью  данной  программы  является  формирование  самоанализа  учебной  деятельности  у  подростков.

Для  достижения  этой  цели  необходимо  решить  следующие  задачи:

1. Научить  учащихся  анализировать  свои  успехи  и  неудачи  в  учебной  деятельности.

2. Научить  подростков  ставить  и  решать  задачи  собственного  развития

3. Формировать  у  учащихся  интерес  к  результатам  своей  учебной  деятельности.

Адресат.  Учащиеся  6 –  9-х  классов.  

Нормативный  срок  реализации  данной  программы  -  конец  9-ого  класса.

Ожидаемые  результаты

По  окончании  работы  по  данной  программе  учащиеся  должны  уметь:

1.  Выделять  причины  своих  учебных  неудач  и  успехов.

2.  Ставить  перед  собой  учебные  задачи  и  определять  пути  их  достижения.

3.  Понимать  уровень  совей  подготовленности  в  различных  предметах.

В  результате  работы  по  данной  программе  у  учащихся  будут  сформированы  такие  универсальные  учебные  действия:  

  • целеполагание
  • планирование
  • прогнозирование

   Формы  контроля  и  критерии  эффективности  реализации  программы.

1.  Анализ  динамики  обученности  каждого  учащегося  за  год.

2. Динамика  формирования  способности  к  самоанализу  (Разработанную нами  схему  см.  в  Приложении 2).

3. Динамика  формирования  учебной  мотивации  (методика Кискаева И.А. «Учебная   мотивация»- см. Приложение 1)  и   наблюдение  за  появлением  специфических  учебных  интересов.

4. Динамика  формирования  самооценки  своих  успехов  и  трудностей  в  учебной   деятельности  у  подростков  (см.  в  Приложении 3.)

Содержание  работы

I этап.  Формирование  у  ребёнка  «привычки»  анализировать  свою  успеваемость  по  предметам.

В конце каждой четверти в «Дневнике успеваемости» подросток фиксирует свои  оценки  за  четверть  по  предметам и сравнивает их с предыдущим результатом.  Отмечая  повышение (+)  и  снижение  успеваемости  (-).  Рядом пытается определить причины  по  которым  он  получил  тот  или  иной  результат.

II этап. Формирование  у  подростка умения ставить перед собой  реальную  учебную  цель. На втором этапе происходит  внедрение обучающей  психодиагностики.  Это  делается  для  того,  чтобы  подростки  смогли  увидеть свои  сильные  и  слабые  стороны. В  результате  этого  у  них  должна  сформировать  потребность  в  личностных  изменениях.

III этап. Формирование у подростка умения ставить перед собой цель саморазвития. 

                             

Приложение 1  

Опросник «Учебная мотивация»

5-8 классы

Инструкция: Оцени насколько значимы, для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого напротив номера вопроса, который будет зачитываться, зачеркни нужный балл.

0 – почти не имеет значения (никогда)                   1 – частично значимо (иногда)

2 – заметно значимо (часто)                                     3 – очень значимо (всегда)

Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.

0

1

2

3

Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире.

0

1

2

3

Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.

0

1

2

3

Для меня важно получить хорошую оценку.

0

1

2

3

Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.

0

1

2

3

Знания помогают развивать ум, сообразительность, смекалку.

0

1

2

3

Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.

0

1

2

3

Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.

0

1

2

3

Я испытываю интерес только к конкретным предметам.

0

1

2

3

Считаю, что успехи в учебе – важная основа для уважения и признания одноклассников.

0

1

2

3

Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.

0

1

2

3

Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.

0

1

2

3

Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным культурным человеком.

0

1

2

3

Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

0

1

2

3

На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.

0

1

2

3

Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную работу с ребятами (в паре, бригаде, команде и т.д.)

0

1

2

3

Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

0

1

2

3

Учусь хорошо, так как привык быть в числе лучших.

0

1

2

3

Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.).

0

1

2

3

Учеба в моем возрасте – самое главное дело

0

1

2

3

В школе веселее, интереснее, чем дома, во дворе

0

1

2

3

Ключ.

Сложите количество баллов по следующим номерам ответов:

виды мотивации

№ вопроса

1

познавательные мотивы

2

9

15

2

коммуникативные мотивы

3

10

16

3

эмоциональные мотивы

1

8

21

4

мотивы саморазвития

6

13

19

5

позиция школьника

7

14

20

6

мотивы достижения успеха

5

12

18

7

мотивы одобрения (поощрения, наказания)

4

11

17

Перевод баллов в % осуществляется по следующей системе:

1 балл – 11%

3 балла – 33%

5 баллов – 55%

7 баллов – 77%

9 баллов – 100%

2 балла – 22%

4 балла – 44%

6 баллов – 66%

8 баллов – 88%

1-3 балла – низкая мотивация

4-6 баллов – средняя мотивация

7-9 – высокая мотивация

Приложение 2.  

Динамика  сформированности  способности  к  самоанализу:

1. Анализ  причин  «снижения»  успеваемости:

  • Формальные – содержательные
  • Зависят  от:  самого  ребёнка,  от  материала  программы,  от  обстоятельств,  от  учителя.

2. Анализ  цели:

  • Формальная – содержательная
  • Нереальная – реальная

3. Планирование  путей  достижения  цели:

  • Формальные – содержательные
  • Использование  своих  дополнительных  ресурсов  (самоконтроль,  самоорганизация  и  т.п.) - использование  ресурсов  других (помощь  одноклассников,  родителей,  педагогов и  т.п.)  -  саморазвитие  (развитие  памяти,  внимания,  расширение  кругозора  по  определённой  тематике  и  т.п.)

Приложение 3.                       

Схема  самоанализа  учебной  деятельности

(Пример)

Предмет

Оценка за

Изменения

Возможные  причины

6кл.(Iч.)

6кл.(IIч)

Русский язык

4

4

Литература

4

3

-

Вовремя  не  учил  стихи

Математика

4

4

История

5

4

-

Не  умею  составлять  таблицы

Обществознание

5

5

Англ.язык

4

3

-

Не  умею  писать  диктанты  на  английском  языке

Информатика

4

5

+

Очень  хорошо  понял  как  работать  в  редакторе  PAINT

География

4

5

+

Готовил  каждое  домашнее  задание

Биология

4

4

Технология

4

4

Физкультура

5

5

Музыка

5

5

ИЗО

5

5

Данная  таблица  заполняется  учащимися  по  окончанию  каждой  четверти.  Предварительно  анализируется  достижение  поставленной  цели  за  предыдущий  период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации учебной деятельности

Долгие годы бытовало мнение, что организация группового труда на занятии невозможна, так как она носит глубоко индивидуальный характер. Этот взгляд на характер обучения объясняется несколькими причина...

Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности

Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...