Формирование компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта)
статья

Семенякина Наталья Ивановна

Данный педагогический опыт возник и сформировался в условиях МБОУ СОШ №9 г. Холмска в период с 2012 по 2015 учебный год и является актуальным в настоящее время в связи с введением ФГОС основного общего образования.

Становление опыта находилось в тесной связи с одним из направлений работы школы: создание условий для развития у учащихся разного рода компетенций, в том числе и коммуникативной, с целью повышения речевой культуры учащихся, обогащение лексикона, воспитания свободной личности, реализовывавшей свои способности и возможности на интеллектуальном уровне, речевом, духовно-нравственном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx132.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического образования

 информационно-методический центр

муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Формирование компетенции

связного изложения мыслей в устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы

Автор опыта: Семенякина Наталья Ивановна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 9 г. Холмска

Холмск

2016


Содержание.

Раздел 1

Информация об опыте………………………………………….

3

Раздел 2

Технология опыта………………………………………………

6

Раздел 3

Результативность опыта………………………………………..

11

Библиографический список…………………………………………………

12

Приложения…………………………………………………………………..

13


Раздел 1. Информация об опыте.

  1. Условие возникновения, становление опыта.

«Речь – удивительное сильное средство,

но нужно много ума, чтобы воспользоваться им».

        Г. Гегель

Данный педагогический опыт возник и сформировался в условиях МБОУ СОШ №9 г. Холмска в период с 2012 по 2015 учебный год и является актуальным в настоящее время в связи с введением ФГОС основного общего образования.

Становление опыта находилось в тесной связи с одним из направлений работы школы: создание условий для развития у учащихся разного рода компетенций, в том числе и коммуникативной, с целью повышения речевой культуры учащихся, обогащение лексикона, воспитания свободной личности, реализовывавшей свои способности и возможности на интеллектуальном уровне, речевом, духовно-нравственном.

Для работы над опытом были взяты:

  • 2012 – 2015 уч.г: 5 –е классы: 5-А и 5-В (сейчас 8 А и 8 В классы), так как именно в них наблюдалось большое количество учащихся (80%), которые не владели данным уровнем этих компетенций.
  • 2013 – 2015 уч.г.: 5 А класс (сейчас 7 А класс), так как этот класс был участником муниципальной инновационной площадки «Апробация новых методик, форм, технологий урочной и внеурочной деятельности в связи с введением ФГОС ООО»

В 2012/2013 учебном году, когда ребята перешли из начального звена в среднее, я обратила внимание что навык развития речи отсутствует у большинства из них. Учащиеся не могли свободно аргументировать свои выступления, некоторые даже не могли пересказать небольшие отрывки, не делали обобщённых выводов, не умели свободно высказывать свои мысли, работая в группе или в паре. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными средствами общения. Ребята затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний, допускали большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственные речевые высказывания и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Содержание опыта работы по теме: «Формирование компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы» должно было помочь преодолеть выше названный проблемы. Длительность работы над опытом в контексте заявленной формулировки темы составила 3 года (с 2012 года), но я значительно раньше вводила в свои уроки элементы лингвистического анализа, «самодиктанты» по заданным темам, тематические речевые уроки, нестандартные формы сочинений и изложений, игры и упражнения по культуре речи.

Известно, что работа с текстом позволяет не только улучшить правописные умения и навыки обучаемых, но и повысить их речевую культуру, воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи.

2.Актуальность и перспективность опыта.

В системе школьного образования учебные предметы «Русский язык» и «Литература» занимают центральное место.

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях ФГОС. Главная направленность – повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и , конечно, переосмыслением цели и результата обучения. В основе содержания лежит компетентностный подход, связанный с формированием ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетенция.

Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений свободно излагать мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное. Умение грамотно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлечённые компьютером, телефоном. Всё больше в своём общении использую сленговые выражения, сокращая слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников – одна из самых важных на сегодняшний день.

Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной и трудовой деятельности.

Работа с текстами на уроках русского языка и литературы позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи.

Текст – это основа создания на уроках русского языка и литературы развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка и литературы обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову

Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках  должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» - одно из средств создания речевой среды.

3.Теоретическая база опыта.

Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками.

Наиболее эффективной формой в данном направлении, по моему мнению, является работа с текстом. Именно текст – основополагающий компонент структуры любого ученика. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Теоретическая основа опыта основывается на положении учёных – лингвистов, методистов-исследователей. Учителей- практиков.

Так, через все труды Ф.И. Буслаева проходит мысль  о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры.

Нельзя не согласиться с мнением И.И. Средневского, что цель изучения  родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им(языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь невозможна.

Научные  труды А.Г. Федоренко посвящены изучению роли речевой среды и способов её формирования на уроках русского языка, именно ей принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды

Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессора А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой. Нельзя не согласиться с мнением А.Д. Дейкиной, что «новые аспекты преподавания во многом определяются тем, как используется русский язык в современном социуме» и что «родной язык формирует духовно- ориентированное мышление, способствующее творческой самореализации личности».

В своей работе я использую синтез классической методики и современных новаций, в первую очередь , рекомендации Т.М. Пахновой и методику поэтапного формирования умственных действий Г.Я. Гальперина.

Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое упражнение.

На последующем этапе, самооценка, новые знания и умения включаются в систему ранее познанного.

В ведущих дидактических теориях говорится также о формировании коммуникативной компетентности. Интересный подход к данной  проблеме в работах методистов Д.И. Иванова, К.П. Митрофанова, О.В. Соколовой.

Главной идеей этих работ становится мысль о том, что работа над коммуникативными навыками возможна на уроках.

Определённый интерес вызывает идея Л.С. Выготского (деятельностный подход в обучении).

    Особого внимания заслуживает разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций В.А. Болотова, Г.В. Селевко (система обучения связной речи на основе коммуникативных умений), которая легла в основу действующих программ по русскому языку Т. А. Ладыженской и М.М. Разумовской.

Таким образом, текстоцентрический подход – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.

Ключевые компетенции в преподавании русског0 языка и литературы:

- языковая;

- лингвистическая;

- коммуникативная;

- культуроведческая;

Компетентностный подход в обучении русскому языку и литературе позволяет ответить на вопрос, на каком уровне ученик владеет языком: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе). Основу коммуникативной компетенции составляют умения и навыки школьников.

За основное определение коммуникативной компетенции я взяла определение Е.А. Быстровой: «Коммуникативная компетентность – это знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учётом адресата и стиля».

Многие учёные считают. Что определяющим условием для формирования компетенции учащихся является организация в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых педагог создаёт коммуникативное взаимодействие с учениками и между учениками, оценивая результаты работы через учебный текст или высказывание (в устной и письменной форме)


  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Формирование коммуникативной компетентности школьников через использование наиболее эффективных методов и приёмов работы с текстом на уроках русского языка и литературы. создание различных коммуникативных ситуаций.

5.Новизна опыта.

Усовершенствовала и творчески переосмыслила традиционные методы обучения с учётом педагогической дидактики, возрастных особенностей и мотивов учащихся, а также в комбинации элементов инновационных методик при работе с текстом в разработке специальных упражнений, обеспечивающих оптимальное развитие коммуникативной компетентности у обучающихся, формирование их творческих возможностей.

6.Адресная направленность.

Данный опыт может быть использован учителями – словесниками, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении через речемыслительную деятельность учащихся, развитие воображения, образного мышления на уроке и вне его.

Представленный опыт охватывает единую систему «урок – внеклассная работа» и эффективен при работе с учащимися как среднего звена. Так и старших классов.

Кроме того, он предполагает оригинальную организацию учебного материала (урок-исследование, урок-размышление, урок-игра, урок-дискуссия), разнообразные формы внешкольной работы по русскому языку и литературе, творческие конкурсы, исследовательские работы…..

При правильном и систематическом использовании обучение русскому языку и литературе средствами субъективации возрастает интерес учащихся к урокам, интенсивно развивает их речь, повышает уровень орфографической зоркости.

Параллельно растёт профессионализм педагога, усиливается творческая направленность его деятельности.

Уроки русского языка и литературы становятся любимыми для обучаемых и обучающихся.

Раздел 2. Технология опыта.

Данный опыт направлен на создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся посредством многоаспектной работы с текстом в процессе обучения русскому языку и литературы.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

-формирование положительной мотивации школьников к изучению русского языка и литературы;

- расширение опыта учащихся в устном общении: умение участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательные . развёрнутые монологические высказывания;

- активизация интеллектуальной и речевой культуры учащихся;

- поиск эффективных форм и методов организации образовательного процесса на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через использование текстов разных стилей, создание различных речевых ситуаций;

Подобные уроки создают условия для проявления культуры читательских, исследовательских, творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников. Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра) состоит из следующих этапов:

- целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;

- планирование (школьники вникают в содержание и идею текста, размышляют над способ выполнения задания, определяют потребность в справочной литературе и словарей, вырабатывают план действий);

- исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);

- дискуссии (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректирует свои наблюдения);

- итоговая творческая работа (здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения – миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению…..). Учитель оценит не только результат, но и процесс работы.

Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.

Во всех видах вышеназванных уроков учителем создаётся ситуация, когда через общение «ученик-учитель», «ученик-ученики» происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приёмы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевой ситуации, расширяется применение современных педагогических технологий (технология проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности.

Через умелый подбор текстов можно активизировать творческие силы обучаемого. Тексты, выбранные в соответствии с особенностями возрастной психологии детей. Вызывают у них интерес. Желание проникнуть в сюжетные коллизии. Оценить происходящее с разных точек зрения. Перечитывая текст, анализируя его, важно, чтобы ученик приблизился к разгадкам авторского замысла, а особенно важна работа с публицистическими текстами. Они служат для учащихся образцом того, как при анализе произведений искусства можно выражать не только мысли, но и чувства, дают возможность ученику проявить себя как личность. Особую роль в воспитании и развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии, - что сейчас актуально для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе.

Примерный план анализа теста любого типа речи:

  • Выразительное чтение текста;
  • Словарная работа;
  • Тема теста;
  • Идея текста;
  • Тип текста;
  • Стиль текста;
  • Выразительные средства речи и их роль.

На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты. Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводит. Текст для самодиктанта – это отрывки из произведений наших классиков, которые читают на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли»

Диктанты с изменением текста (творческие, свободные. Восстановленные, диктанты по аналогии. Диктанты с продолжением) стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся. Применение таких видов работы развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.

Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, получить новые знания, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Особо хотелось бы остановиться на такой форме работы как изложение. Изложение – это традиционная форма обучения основам развития связной речи. В основе изложения лежит метод близкого к оригиналу пересказа авторского текста, передача его по памяти.

По своим учебным возможностям с изложением не сопоставима ни одна другая форма работы по развитию речи. Изложение формирует умения в разных видах речевой деятельности: аудирование – восприятии текста на слух, зрительном восприятии (чтении), говорении – умении пересказывать текст устно или письменно; формирует коммуникативные умения (анализе исходного текста, определение его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение), умения и навыки связной речи (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение собирать и систематизировать материал к высказыванию, умение планировать и создавать высказывание с учётом его задачи, темы, идеи, умение строить монологическое высказывание разных функционально-смысловых типов – описание, повествование, рассуждение), обогащает словарный запас и грамматический строй речи учеников, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения, обогащает учеников эмоционально, интеллектуально, эстетически и нравственно

Активно применяя изложения в педагогической практике, мы сможем, во-первых, достичь целей, прописанных в стандарте по русскому языку для общеобразовательных школ, во-вторых, за счёт разнообразия видов изложения расширить его учебные      возможности.

Но почему учащиеся не любят   писать изложение? Давайте разберёмся.   Пишем часто? Часто. А результаты по-прежнему не радуют? Не радуют.   Согласна  с теми учителями, которые считают, что мы подменяем обучение в полном смысле этого слова контролем. А уроки наши различаются только материалом, подобранными текстами.  Можно говорить о вариантах уроков по написанию изложения, но традиционно  схемы их сводятся к вступительной беседе, чтению текста, беседе по содержанию, составлению плана и рабочих материалов, устному пересказу текста, редактированию. Разработанность системы этапов не решает проблемы формирования мотивации к изучению развития речи, не повышает качество обучения русскому языку. Ожидаемого эффекта не получается.

Разобраться в проблеме мне помогли и  вебинары и книга, в которой заложены принципиально новые варианты обучения изложению –  «Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения. Авт.-сост. О.А. Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2014».

В данном пособии предлагается принципиально иной вариант обучения изложению. Успех предлагаемой системы работы определяется следующими позициями:

- текст, предназначенный для написания изложения, должен быть содержательным, интересным, личностно-значимым. Затрагивающим серьёзные проблемы. Расширяющим кругозор учащихся; при этом не следует использовать упрощённые или адаптированные тексты – только сталкиваясь со сложностями и преодолевая их. Ученики приобретают более прочные навыки;

- наибольшего эффекта можно добиться, если сделать работу по подготовке к написанию изложения рассредоточенной во времени; результат определяется не количеством написанных изложений. Их может быть совсем немного, а характером той предварительной работы, которую реально можно организовывать практически на каждом уроке за считанные минуты;

- предварительная работа, подготавливающая учеников к написанию изложения. Должна носить комплексный характер, упражнения, позволяющие сформировать умения, необходимые для написания изложения, объединяются в блоки, каждый из которых выполняет свою функцию: развивает память, обогащает словарный запас и грамматический строй языка учеников, учит анализировать логику построения текста, самостоятельно составлять монологическое высказывание, видеть особенности стиля автора.

Каждый из блоков работает на формирование познавательного интереса (это достигается подбором текстов, позволяющих расширить кругозор учеников), мотива достижения (высокий уровень сложности заданий требует определённых усилий при их выполнении, а постепенное наращивание сложности и разнообразие характера задач позволяет ученикам ощущать собственный рост, продвижение и развитие) и коммуникативных навыков (характер заданий предполагает создание самых разнообразных высказываний ка индивидуально, так и взаимодействуя в коллективе).

Первый блок объединяет задания, направленные на произвольное построение речевого высказывания, близкое к оригиналу. В целом, все приёмы и варианты заданий, составляющие первый блок, направлены на формирование у учащихся умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом и на этапе подготовительной работы над изложением, а также развитие возможностей памяти. Ученикам предоставляется возможность ориентировки на разнообразие способов решения задач. Этот блок обеспечивает комплексное формирование познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Такие приёмы как: «Разученный диктант», «Кто больше», «Реставрация», «Найди ошибку», «Будь внимателен» требует сосредоточения внимания, концентрации и запоминания как отдельных слов, так и текста целиком в строго определённой или произвольной последовательности частей. Восстановленный диктант. Приёмы «Не пропусти», «Самый внимательны» учит оптимально выбирать слова или выражения, которые впоследствии становятся опорами при восстановлении текста. А свободный диктант и приём «Снежный ком» дают возможность, не выходя ха границы содержания текста, привлекать фантазию.(Приложение 1)

Во втором блоке объединены задания, рассчитанные на обогащение словарного запаса и грамматического строя языка учащихся. Целью данного блока заданий является перевод лексики из разряда пассивной в разряд активной. В эту группу входит большое количество популярных игровых приёмов («Словарик», «Собери слово», «Сетка слов», «Гнездо слов», «Ассоциации), которые наравне с приёмами «Кроссвордный диктант»». «лингвистическое лото», «Выбираем», «Переводчики», «Замена» обогащают учеников знаниями понятий из самых различных сфер жизни, учат давать толкование понятий, группировать слова по тематическому принципу, осуществлять смысловое чтение. (Приложение 2)

Задания, обучающие пониманию логики построения текста, представлены в третьем блоке. Эти задания предполагают умение учеников анализировать. Синтезировать. Классифицировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать сведения (приёмы «Составляем определение», «Выделяем существенные признаки», «Ищем общее», «Ищем различия», «Узкое – широкое», «Один лишний»). (Приложение3)

Другая подборка заданий ориентирована на формирование умения составлять к тексту вопросы различных видов (приёмы «Шапка вопросов», «Ромашка вопросов», «Цепочка вопросов». «Цветная шляпа») (Приложение 4).

В четвёртом блоке – задания коммуникативного характера, обучающие учеников самостоятельно составлять связное монологическое высказывание. Приёмы и задания этого блока способствуют стимулированию фантазии учеников, адекватному использованию речевых средств для решения таких коммуникативных задач, как передача информации с различной степенью полноты и детализированности.

Соединяя в заранее заданной или произвольной последовательности отдельные слова, фразы и целые абзацы (приёмы «Бусы», «Как ни крути», творческий диктант), школьники учатся осуществлять переходы от одной части текста к другой. Приёмы «Испорченный телефон», «Кто короче», диктант с заменой формируют навыки сжатия и расширения содержания текста, синонимичной замены конструкций.(Приложение5)

Пятый блок позволяет научиться анализировать стилистические особенности текста. Задания выстраиваются таким образом. Чтобы ученики, начав с определения стиля текста и аргументирования своей позиции (приём «Определяем стиль»), перешли к постепенному выбору уместного для конкретной ситуации функционального стиля (приём «Выбираем стиль»). К видению последствий неправильного выбора стиля (приём «Исправляем стиль»). Завершает цепочку заданий упражнение на создание собственного текста с заранее заданными стилистическими параметрами (приём «Снежный ком») (Приложение5).

Задания, связанные с анализом коммуникативной ситуации и отбором адекватного типа речи, объединены в шестом блоке. В центре внимания находится работа по формированию умения выдвигать и грамотно формулировать гипотезу, обосновывать её состоятельность, приводить доказательства в поддержку личностной позиции – строить рассуждение, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умение строить диалогическое и монологическое устное и письменное высказывание. Доступность и наглядность анализа достигается за счёт применения графического оформления результатов: составление сюжетных таблиц, схем, сценариев, комиксов.

На уроках литературы огромную помощь в подготовке урока и в понимании текстов оказывает рабочая тетрадь  Р.Г, Ахмадулина  «Рабочая тетрадь по литературе в двух частях для 5, 6, 7 классов», где все задания связаны с развитием речи. Задания сформулированы так, что возможна работа как в группах, так и парами, и поодиночке. Ребятам приходится, чтобы выполнить ту или иную работу и не подвести свою группу, обращаться снова и снова к тексту, пользоваться дополнительными источниками, связывать художественный текст с разными видами искусства, уметь аргументировать свой ответ, приводя веские доводы из текста, опираясь на примеры текстов. .В данной тетради приводятся задания для осуществления текущего, тематического и итогового контроля по литературе. Текущий контроль осуществляется в процессе обучения, изучения новой темы. Очень удобно учителю, работающему по ФГОС распределять такие задания в группах, заранее распечатав их на отдельных информационных листах. Работая в группе, где есть и сильный ученик – контролёр, и средние, и слабые, ученики учатся добывать информацию самостоятельно, используя те источники, которые есть на данный момент, учатся отбирать нужную и важную информацию, систематизировать её, делать выводы и сообщать её классу. Также задания содержат элементы игры, кроссвордов, блиц-опросов, викторин.

Задания для тематического контроля состоят из трёх частей (А, Б, С). Задания первой части требуют выбора одного варианта ответа из предложенных. Задания второй части требуют формулировки кратких ответов. Они позволяют расширить кругозор, обогатить словарный запас, помогают развивать зоркость и чуткость читательского восприятия и формируют внимательное отношение к деталям художественных произведений. Задания третьей части направлены на развитие речи и требуют устного или письменного ответа в виде связного текста

 Итак, текст является ключевой единицей как языка в целом, так и речи, благодаря чему он рассматривается как дидактическая коммуникативная единица. В процессе реализации текстового подхода учащиеся получают не только сведения о тексте, его признаках и стилях речи, но и работают над формированием определённых коммуникативных умений и навыков, что лежит в основе становления языковой личности учащегося.

Раздел 3. Результативность опыта и его эффективность.

Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

- дети формулируют свои мысли и выражают их в свободной форме, стараясь применять литературную лексику и правильно строить  высказывания;

- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к реализации учебных задач, совершенствуется речевое развитие.

Так, в 2014 году ученики 7 класса участвовали  в областном конкурсе творческих работ, посвящённом 205-летию Н.В. Гоголя в номинации «Сочинение». Мой ученик Пташок Иван Павлович стал победителем (Приложение6).

А в 2015 году Овсянникова Александра Олеговна, ученица 7 класса стала победителем областного конкурса творческих работ, посвящённого 155-летию со дня рождения А.П. Чехова в номинации «Сочинение» (Приложение7).

Лаврентьев Артур, ученик 6 класса стал призёром того же конкурса. (Приложение8).

Фёдоров Максим получил сертификат участника этого конкурса (Приложение9).

 - повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учёбе, различных конкурсах, олимпиадах. Так, в 2013 году ученик 6 класса Кутафин Алексей стал победителем Всероссийского конкурса «Ёж» А ещё 10 участников получили сертификаты участников.

В 2014 году ребята участвовали в Международной дистанционной олимпиаде по русскому языку и литературе и заняли различные места (1.2,3) (Приложение10).

Ежегодно с большим желанием ребята участвуют во Всероссийском конкурсе «Живая классика», где с удовольствием читают прозу, инсценируют, вживаются в образ.

Так, в 2014 году Овсянникова Александра Олеговна, ученица 6-Г класса заняла 1 место в школьном этапе всероссийского конкурса, а в 2015 году Кривенко Алина заняла 3 место(Приложение11).

С большим желанием участвуют ребята в тематических неделях русского языка и литературы (конкурс чтецов, стихи собственного сочинения, конкурс «Проба пера»).

- повысился уровень коммуникативной компетенции (Приложение12).

Таким образом, широко используя различные приёмы и методы развития речевой деятельности учащихся и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.

Постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышение внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.

Улучшается и общий психологический климат на уроке. Ребята не боятся ошибок, помогают друг другу,  с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Проводимых во внеурочное время (школьный театр. недели русского языка и литературы, библиотечные мероприятия).

Многие мои ученики . окончив школу, стали воспитателями и педагогами, что очень радует и вселяет надежду, что русская речь останется такой, какой она была во времена Пушкина (чистой, правильной, певучей), заставляющей думать , сопереживать,  восхищаться и наслаждаться красотой и совершенством русского языка.


Библиографический список.

  1. Буслаева Ф.И. О преподавании отечественного языка.- Л., 1941.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
  3. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка//Русский язык в школе.- 2002.-№3.-с. 105
  4. Дюжева О.А. Развитие речи. 5-9 классы: инновационные технологии обучения/автор-составитель О.А. Дюжева – Волгоград. Учитель, 2014 – 167с.
  5. Концепция модернизации российского образования. – М. 2012г.
  6. Ладыженская Т.А. Обучение различным видам речевой деятельности //Методика преподавания русского языка: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р.и др./Под ред. М.Т. Баранова. – М. Просвещение, 1990.- с. 264 -290  
  7. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. –Волгоград: Учитель, 2007
  8. Пахнова Т.М. От теста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачётам, переводным и выпускным экзаменам//     Газета «Русский язык». – 2001, №17.
  9.  Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды//РЯШ.- 2000, №4. –с. 10-18.
  10. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка //РЯШ. 1993., № 3.- с. 31-38.
  11. Петровский Г.Н.,Современные образовательные технологии, - М.,- 2995.
  12. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. – Спб., 1899.
  13. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/И.С. Якиманская: М., 2004

        


Приложение 1

Задания на произвольное построение речевого высказывания, близкое к оригиналу.

1.Разученный диктант

Представляет собой приём, в основе которого лежит письмо по памяти, то есть воспроизведение с максимальной точностью заранее выученного небольшого по объёму авторского текста. Написанию обычно предшествует совместный анализ содержания, композиции, стилистического оформления, орфографии и пунктуации.

Задание: подготовьтесь к записи по памяти следующих прозаических и стихотворных текстов

Притча "Не в деньгах счастье"

1. Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.

        Дзен-буддистская притча

2.Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

                                                               О. Хайям

3.Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

        М.В. Ломоносов

2. Приём «Кто больше?»

Познакомившись в течение ограниченного времени с предложенными учителем для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений, необходимо вспомнить и воспроизвести их максимальное количество. Слова и выражения. Требующие запоминания, могут быть не связаны друг с другом по смыслу. Воспроизводить перечень можно как в свободной последовательности, так и в строгом соответствии с исходным вариантом. что является более жёстким условием.

Задания.

  1. Воспроизвести по памяти в произвольной последовательности максимальное количество слов из следующего перечня: лошадь, дорога, мост, Новосибирск, ананас, грузовик, моряк, игрушка.
  2. 2. Запомните тот же самый список слов и воспроизведите его, не нарушая последовательности, для чего составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из слов

Вариант ученика: «Старая лошадь плелась по просёлочной дороге. Добредя до шаткого моста, она приостановилась, чтобы передохнуть, потому что путь ей предстоял долгий – до самого Новосибирска. Усталая, она задремала и увидела во сне удивительный фрукт ананас. Хоть разочек бы попробовать это чудо заморское! Разбудил её грузовик, пронёсшийся на большой скорости. За рулём грузовика сидел моряк в тельняшке. На лобовом стекле подпрыгивала пёстрая игрушка.

  1. Из представленных слов по памяти назовите только неодушевлённые имена существительные: корабль, капитан, парус, пират, директор, город, такси, порошок, чернила, котёнок, люк, дождь, скамейка, парк, бегун, скакун, тротуар.

3.Приём «Реставрация текста»

Этот приём, который предполагает восстановление деформированного (содержащего пропуски) текста. Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим по объёму исходным текстом. Вариант, который впоследствии даётся ученикам под диктовку или для контрольного переписывания, содержит пропуски слов или выражений, требующие восстановления в процессе записи. Работа будет более эффективной, если характер пропусков заранее известен ученикам: это могут быть прилагательные, причастия, использованные в описании природы или с целью характеристики героя текста; наречия, конкретизирующие время, место и особенности действия персонажей … Обучающий эффект такого задания усиливается в том случае, если после восстановления осуществляется коллективный анализ получившихся вариантов с целью выявления среди них наиболее удачных.

Задание: прочитайте текст, обратив особое внимание на слова и выражения, передающие действия животных, восстановите текст по памяти, имея перед глазами вариант с пропусками (пропущенные впоследствии слова и выражения в тексте выделены курсивом).

Животные предсказывают землетрясения.

Люди давно заметили, что перед землетрясением живые существа начинают необычно себя вести: ящерицы покидают свои норы, муравьи тащат свои белые куколки из подземелий, пещерные кузнечики выбегают из норок и подальше отбегают от обрывистых откосов, змеи выползают на открытые поляны, птицы становятся беспокойными, теряют ориентацию, собаки скулят, жмутся к хозяевам.

В книге «Беседы и бионике» И. Литинецкий рассказывает о необычном беспокойстве животных зоопарка в городе Скопле (Югославия) за несколько часов до землетрясения: «Первым начал завывать испуганным и каким – то трагически глухим голосом одичавший, завезённый когда-то в Австралию потомок домашней собаки –динго….. Испуганный бегемот выскочил из воды и перепрыгнул через стену высотой 170 сантиметров. Жалобно кричал слон, высоко поднимая хобот. Громко завыла гиена, очень неспокойно вели себя тигр, лев и леопард. К жуткому концерту зверей присоединились птицы. Взволнованные сторожа различными способами старались успокоить своих подопечных, но желаемого результата не достигли…» Это землетрясение произошло 26 июля 1963 года; в результате его погибли 1500 животных, а город превратился в груды камней.

Задание: восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нём устойчивые выражения или, как вариант, их значения (в тексте фразеологизмы выделены)

Наряду с астрономией, изучающей особенности строения. Происхождения, продвижения небесных тел, существует ещё и астрология, поклонники которой предсказывают судьбу людей и верят в то, что судьба каждого человека зависит от того, какая звезда покровительствует ему с момента рождения: счастливая или несчастливая. Отсюда пошли многочисленные выражения: «родиться под счастливой звездой» - быть удачливым во всём, «его звезда взошла» - началась полоса везения, «звезда закатилась» - напротив. удача от него отвернулась. Древние же астрономы разделили звёзды, видимые простым глазом. На шесть разрядов, или величин: от самых ярких – «первой величины», до самых слабых – «шестой величины». Шкалу пересмотрели после изобретения телескопа, однако память сохранила старую звёздную таблицу. И когда мы называем кого-либо «звездой первой величины2, мы подчёркиваем его мастерство, отмечаем заслуги как специалиста в какой –либо области.

4.Восстановленный диктант

Проведение восстановленного диктанта предполагает создание опор(списка слов, выражений. употреблённых в тексте) Ученики, имея их перед глазами, пересказывают текст близко к оригиналу. Такой вариант работы по развитию речи удачно сочетается с работой над различными грамматическими темами.

Задание: выпишите последовательно из текста все фактические сведения (даты, географические названия. количественные данные и др.), используя получившиеся записи в качестве опор, восстановите текст по памяти.

Озеро Байкал (Восточная Сибирь).

Нет в мире другого столь прославленного озера. Как Байкал. Громадная величина и глубина этого озера. Удивительная чистота и прозрачность его изумрудно-зеленоватых вод. Суровая красота берегов производят неизгладимое впечатление.

На его берегах издавна селились разные народы, и каждый из них давал огромному водоёму величественное имя. Монголы называли его «Великое озеро», эвенки – Лама, что значит «море2. «Океан –морем большим» называли озеро впервые увидевшие его русские казаки – землепроходцы 17 века. Да и сейчас жители прибрежных посёлков именуют его обычно морем. И немудрено: длина гигантского водоёма – шестьсот сорок километров (чуть меньше. чем расстояние от Москвы до Петербурга), а ширина в средней части достигает восьмидесяти километров!. Глубже Байкала нет озёр на материках нашей планеты: 1637 метров. Дно Байкальской впадины находится на 1200 метров ниже уровня океана – это самое низкое место на всей суши земного шара. Котловина озера вмещает пятую часть всей пресной воды на Земле.

Отличительной чертой Байкала является его почтенный возраст. Байкалу – около 30-40 миллионов лет!. Понятно, что за столь долгое время в нём появился и развился богатейший и своеобразный животный мир. Поражающий учёных. Озеро, словно богатырь. Дышит. Согревая своим дыханием окрестные берега: зимой здесь – на десять градусов теплее, чем вдали от Байкала, например, в Иркутске. А летом – на пять – шесть градусов прохладнее.

Задание: выпишите встретившиеся в тексте крылатые выражения и их значение;     пользуясь записями, восстановите текст по памяти.

        Щука.

Две рыбы особо любимы народом: золотая и щука. Ещё в детстве мы усвоили, что в сказках любое желание может исполниться «по щучьему велению, по моему хотенью». Есть множество пословиц и поговорок про щук : «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал». Почему же эта рыба так много занимает места в фольклоре?

Оказывается, щука – коварный хищник. Её челюсть такая мощная, а зубы такие острые, что про них даже сложили пословицу : «Щука умерла. а зубы остались». Щука караулит свою жертву в засаде, в укромном уголке. Увидев добычу, она молниеносно бросается на неё – плавает она так необычно ловко и умело. что даже существует пословица : «Ты ещё поучи щуку плавать!»

Щука уничтожает прежде всего больных, ослабленных, отстающих в росте рыб. Поэтому её роль в природе сопоставима с ролью других хищников, знаменитых «санитаров леса». волков. Не брезгует щука и родственниками: её жертвами становятся и вылупившиеся из икринок щурята и менее сильные и крупные собратья.

Щука не только коварна, ловка и прожорлива, но и пуглива и осторожна. Её сложно провести. Даже молодую щуку трудно приманить, если она заметила рыболова. Осторожность щуки давно подмечена русским народом, потому про лукавого и каверзного человека сложение пословица: «Эта щука, остренький носок!»

Задание: прочитайте текст, разделите его на смысловые части, выпишите из текста словосочетания, соответствующие графам таблицы; пользуясь записями, перескажите текст максимально близко к оригиналу.

Как двигались путники?

Как комментировали это прохожие?

Трудно угодить всем.

В жаркий летний день по пыльным улицам  шел человек со своим сыном и ослом. Отец сидел на осле, а мальчик вел его. «Бедный ребенок, - сказал прохожий, - его короткие ножки пытаются не отстать от осла. Как может этот мужчина так лениво сидеть на осле, неужели он не видит, что мальчик бежит в изнеможении?»

Отец, приняв этот упрек близко к сердцу, на ближайшем же углу слез с осла и посадил на него мальчика. Но прошло немного времени, как уже другой прохожий громко сказал: «Какой позор! Маленький пострел восседает как султан, в то время как его бедный старый отец идет пешком».

Это замечание очень задело мальчика, и он попросил отца сесть на осла позади него. «Вы когда-нибудь видели что-либо подобное? – заметила покрытая чадрой женщина. – Такая жестокость к животному. Спина бедного ослика прогибается, а этот старый бездельник и его сын развалились, как на тахте. Бедное создание!» Отец и сын переглянулись  и без слов слезли с осла. Но едва они прошли еще несколько шагов, как очередной прохожий стал насмехаться над ними, говоря:  «Хвала небесам, что я не так глуп. Зачем вы двое ведете своего осла, когда он не приносит никакой пользы, и даже не везет ни одного из вас?» Отец сунул в рот ослу пригоршню соломы и положил руку на плечо сына: «Что бы мы ни делали, - сказал он, - всегда кто-то не согласен с нами. Я думаю, нам надо самим решить для себя, что мы считаем правильным».

5. Приём «Снежный ком»

Играют несколько учеников, которые вызываются к доске. Первый ученик сочиняет первую фразу. Являющуюся началом повествования. Второй ученик должен повторить максимально близко сказанное его предшественником и продолжить рассказ. Третьему ученику необходимо восстановить по памяти сказанное первым и вторым одноклассниками и.  в свою очередь, добавить своё продолжение к коллективно создаваемому тексту.

В игре могут быть задействованы все ученики класса. В этом случае стремительно разрастающееся повествование ведётся по цепочке. Усложняет задачу введение какого-либо дополнительного условия: ограничение действующих лиц, лексики, которую можно использовать, или. напротив необходимость использовать конкретные конструкции.

Задания:

1.Пролжите повествование таким образом, чтобы в итоге получилась увлекательная история о морских приключениях(варианты: о поисках клада, спортивном матче. Путешествии в прошлое, приручении дикого животного и т. д.)

2. Составьте историю, в каждой фразе которой появлялся бы новый персонаж (или. Наоборот. Не добавился бы ни один новый герой).

3. Составьте диалог, в котором бы ни разу не прозвучали слова «да»  и «нет» ( по аналогии с популярной детской игрой «Да» и «Нет» не говорить…)

        


Приложение 2

Задания, рассчитанные на обогащение словарного запаса

и грамматического строя языка учащихся.

  1. Приём «Словарик»

Класс делится на команды. Каждая команда вспоминает и записывает в течение отведённого времени слова. Удовлетворяющие какому-либо заранее оговоренному требованию. Усложнить задачу можно, если ввести разнообразные ограничения (имена существительные должны быть только неодушевлёнными, или все слова должны состоять исключительно из трёх слогов и др.). Затем слова из получившегося списка участники команды поочерёдно называют своим соперникам, а те, в свою очередь, должны назвать лексическое значение каждого названного слова. Побеждает команда. которой удалось составить наиболее длинный список, а также дать толкование слов команды противников.

Задания:

1.Вспомните и запишите слова (имена существительные. нарицательные, стоящие в форме единственного числа в именительном падеже), начинающиеся с одной буквы (например, слова на букву «К»: конкурс, курс, катастрофа, каламбур, каскадёр. конкурс, кинофильм, козлёнок и т.д.)

2. Составьте наиболее длинный перечень слов (нарицательных имён существительных), входящих в тематическую группу «Спорт»(например. атлет, шест, стадион, арбитр, матч, рекорд, трамплин и т. д.)

3. Перечислите устойчивые сочетания, в которых упоминаются собственные имена существительные (например, «Куда Макар телят не гонял»; «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день)

  1. Кроссвордный диктант

В отличие от работы с настоящим кроссвордом он не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершении любой темы. Суть кроссвордного диктанта очень проста – я диктую толкование слова, а ученики записывают под порядковым номером только само слово. Таким образом, проверяется и знание грамматического раздела, и усвоение терминов, и их написание. Например:

а) Все слова языка (лексика).

б) Словарь отдельного человека, запас слов (лексикон).

в) Раздел науки языкознания, изучающий лексику (лексикология)……

  1. Орфографическое лото.

На большой таблице написаны орфограммы, которые нужно повторить. У учеников есть наборы карточек маленького формата с написанными словами. Я указываю (или ученик- ведущий) на ту или иную орфограмму, а ученики должны подобрать подходящее слово. Например, при изучении орфограммы “Чередующиеся гласные в корне” предлагается карта

Гор

тир

кас

бир

Гар

тер

кос

бер

и набор карточек со словами: загар, растирать, коснуться, стереть, перегореть и т.д. Возможен обратный вариант: на большой таблице помещены слова с пропущенными орфограммами, а в наборе карточек – сами орфограммы.

  1. Приём «Лингвистическое лото»

Отличается от кроссвордного диктанта способом организации работы учеников. Классический вариант напоминает известную игру в лото: каждому ученику индивидуально, паре или группе учащихся выдаются расчерченные карточки, клетки которых необходимо заполнить на ходу игры; тот, кому это удаётся сделать первым, побеждает. В отличие от традиционной игры, требующей исключительно сосредоточения внимания. С помощью лингвистического лото проверяется знание толкований значений слов и выражений. С этой целью на карточке написаны слова или выражения . а в процессе игры учитель или другой водящий в произвольном порядке зачитывает их толкование. Если слово угадано правильно, клетка в карточке перекрывается (ставится фишка или карточка –жетон с толкованием).

Задание: установите соответствия между устойчивыми выражениями и толкованием их значений (в таблице дан правильный вариант выполнения задания), заполните таблицу

Фразеологический оборот

Значение выражения

Как в воду опущенный

Имеющий унылый вид

И концы в воду

Скрыть все следы неблаговидного дела

Как в воду кануть

Бесследно пропасть. Исчезнуть

Как с гуся вода

Ничем не проймёшь, всё нипочём

Как рыба в воде

В своей среде, сфере, свободно, непринуждённо

Много воды утекло

Много времени прошло

Много воды (в докладе. Выступлении)

Много лишнего, ненужного

В огонь и в воду

Быть готовым на любой поступок во имя привязанности, идеи

Прошёл сквозь огонь и воду

Бывалый, всё испытавший, видавший виды

Воду мутить

Сбивать с толку окружающих, умышленно вносить неразбериху в какой-либо вопрос

В мутной воде рыбку ловить

Извлекать выгоду. Пользуясь чужими затруднениями

Воды не замутить

Тихий, скромный, порядочный человек

Как в воду глядел

Угадал, правильно предсказал

 Носить (черпать) воду решетом

Заниматься бессмысленной работой

Вилами по воде писано

Ещё неизвестно, каков будет исход

Вместе с водой выплеснуть (из ванны) и ребёнка

Переусердствовать, пренебречь главным

Набрать в рот воды

Хранит молчание

Сидеть на хлебе и воде

Жить впроголодь, бедствовать

Лить воду на мельницу

Подкреплять доводами, фактами чью – нибудь позицию

Выйти сухим из воды

Избежать заслуженной кары

Седьмая вода на киселе

Дальний родственник

Как две капли воды

Полное сходство

Вывести на чистую воду

Разоблачить, уличить кого-либо

Брильянт чистой воды

Камень высшей пробы, качественный

Задания для формирования познавательных УУД

Приём «Составляем определения».

Ученикам называется знакомый предмет или явление, для которого нужно составить наиболее точное определение, включающее признаки, характеризующие его всесторонние и отличающие его от всех других сходных понятий или явлений.

Задания:

  • Составьте лаконичные определение Следующих понятий: самокат, вездеход, дирижабль, гнездо, скворечник, будка, парусник, катамаран, иней, снег, звонок, стук, карандаш, ручка, штрих, ластик.
  • Составьте словарные статьи для энциклопедического словаря , определив смысл следующих выражений: яблоко раздора, не по зубам, на широкую ногу (жить), не в своей тарелке, при царе Горохе. Собаку съесть т др.
  • Сравните собственный вариант определения  предложенными в любом издании фразеологического или толкового словаря.

Приём «Выделяем существенные признаки»

Знакомое ученикам понятие определяется или посредством перечисления его признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные. Например, для определения слова «бал» наличие оркестра, праздничной атмосферы, нарядов и т.п. – признаки несущественные, потому что есть ситуации, в которых т еже самые признаки наличествуют, но балом это явление не назовёшь (так, оркестр играет и на военном параде, праздничная обстановка царит на дне рождения, наряды демонстрируются на показе мод), существенным же можно назвать определение бала как «Танцевального вечера отдыха». Приём позволяет отвлекаться от частностей и выделять главное

Задание: в представленном перечне признаков понятий и явлений выделите только существенные.

  • Сосна : «хвойное растение», «дерево», «плоды шишки», «высокий ствол», «компактная крона на верхушке ствола», «шишки маленькие и округлые»;
  • Парусник: «водное судно», «средство передвижения», «имеет мачту, корму, нос», «небольшое, часто одноместное плавсредство», «движение осуществляется за счёт силы натяжения паруса»;
  • Брошюра: «печатное издание», «предназначенное для чтения», «изготовлено из бумаги», «имеет формат А5», «листы скреплены», «количество страниц ограниченное»;

Приём «Инсерт».

Термин «инсерт» переводится буквально как «условные значки». Это приём, способствующий активизации осмысленного чтения. Знакомство с новой информацией происходит в процессе чтения страниц учебника или иного источника, при этом в процессе чтения ученик делает на полях особые пометки : «+» - это новые сведения, «галочка» - я это уже знал, « - « - это противоречит тому, что я знал, «?» - я хочу узнать об этом более подробно (информация о значении незнакомых слов, вопросы по содержанию текста и т.д.). При необходимости текст после прочитывается повторно. Дополняет работу оформление таблицы, группирующей отмеченный материал.

галочка

+

-

?

я это уже знал

это новые сведения

это противоречит тому, что я знал

я хочу узнать об этом более подробно

Завершает работу с текстом обсуждение получившихся записей, которые носят индивидуальный характер. Такая работа, ставшая систематической, приучает к активному чтению и систематизации материалов, а значит помогает свободно ориентироваться в нём. При этом условные обозначения и соответствия им могут быть изменены по усмотрению педагога.

Задание: С помощью описанной выше системы условных обозначений поработайте с текстом следующего содержания

Животные – альбиносы.

Альбиносами называют живых существ, чьи клетки лишены пигмента: кожа окрашена в светло  розовый тон, шерсть, перья или чешуя белого цвета, глаза красноватые. Альбиносы встречаются практически среди всех видов животных, птиц, млекопитающих. Однако зверьки с необычным окрасом встречаются в природе крайне редко, потому что они были видны издалека и оказывались хорошими мишенями на фоне зелёной листвы или тёмной земи. Белые зверьки хорошо заметны и с воздуха хищные птицы камнем падают вниз, увидев их. Преследуют альбиносов не только враги, но собратья. В собственной стае альбинос становится изгоем. Его преследуют, бьют,  клюют, прогоняют, ему не образовать пары. Это можно объяснить тем, что альбиносы обычно имеют более низкие физические показатели. Глаза и кожа альбиносов более чувствительна к солнцу, они хуже видят, быстрее перегреваются, перья птиц  альбиносов хрупкие. Часто особый окрас является показателем серьёзных заболеваний. Продолжительность жизни альбиносов в дикой природе меньше. А вот лдям забавные зверюшки очень нравятся: белые слоны в Индии считаются священными животными, альбиносы в каждом зоопарке становятся всеобщимилюбимцами.

Приём «Определяем микротемы».

Данный приём представляет собой большую и разнообразную группу заданий, направленных на выявление микротем внутри общей крупной темы, подбор и классификацию материалов по заданной микротеме.

Задание 1: Составьте таблицу, обозначив основные темы, прослеживающиеся в тексте и соответствующие каждому из абзацев.

Общая тема текста

Микротема 1

Микротема 2

Микротема 3

Кенгуру.

О кенгуру есть такая легенда. Однажды путешественник Джеймс Кук приехал в Австралию и увидел необыкновенное животное, передвигающееся огромными прыжками, он воскликнул «Что это?!». «Кен гу ру!» – ответили аборигены. На их языке это означало «Мы тебя не понимаем!». Так и называется с тех пор это замечательное животное.

Кенгуру – чемпион по прыжкам в длину среди животных. Они передвигаются большими прыжками, высота которых доходит до трех метров. У кенгуру задние конечности значительно длиннее и сильнее передних. В большинстве случаев в моменты опасности кенгуру предпочитают спасаться бегством. В беге на длинные дистанции кенгуру в мире животных конкурентов нет. А задние ноги и хвост являются мощным оружием, к которому кенгуру прибегают в опасных случаях. Хвост толстый, покрыт волосами. У стоящего кенгуру он является дополнительной опорой. Мех густой и мягкий, бывает черный, серый или рыжий разных оттенков (светлый и темный).

Интересно кенгуру ухаживает за детенышем. Мама-кенгуру носит кенгуренка в широкой сумке на животе. Новорожденный самостоятельно и довольно шустро добирается до сумки.  Хорошо укрытый в сумке от холода и непогоды, растет быстро. Для него созданы идеальные условия. Лишь к концу восьмого месяца уже может окончательно покинуть свое убежище, хотя сделать это особо не спешит.

Задание 2. Познакомьтесь с текстом, общим для всех, напишите по нему выборочное изложение, отбирая материалы по вариантам: первый вариант на тему «Биографические сведения  о Николае Копернике», второй – «Видение системы мироздания»: до Коперника и после», третий – «Великий труд Николая Коперника «О вращениях небесных сфер».

Историю человеческой цивилизации можно разделить на две неравные части — до этой книги и после. Поставив в центр планетной системы Солнце, земной разум совершил самый большой переворот в понимании Вселенной и места человека в ней.

Изданную книгу принесли к постели умирающего Коперника за день до его смерти 24 мая 1543 года. С этого дня началась коперниканская эра в истории науки, в истории астрономии, в истории философии. А начиналось всё очень непросто…

Николай Коперник  родился 19 февраля 1473 года в Торуни на Висле; сын купца из Кракова после смерти отца (1483) был взят на попечение дяди. Некоторое время учился в Краковском университете, но затем на десять лет уехал постигать науки в Италию. Формально целью его было изучение права и медицины (богословие он изучал еще в школе), но Николай увлекся математикой и астрономией. В 1493 году вернулся обогащенный огромными знаниями в разных науках — от латыни до финансов, вел аскетический образ жизни, лечил бедных, утешал людей в несчастьях и изучал астрономию. В городе уже было известно, что Коперник излагает новую доктрину о движении Земли вокруг Солнца, о неподвижности Солнца и звезд. Это полностью противоречило господствующей тогда Птолемеевской системе мира, согласно которой в центре Вселенной находится Земля, а вокруг нее вращаются Луна, планеты, Солнце и так называемые неподвижные звезды. Николай Коперник убедительно показал: все видимые движения небесных светил объясняются проще, если предположить, что центральным светилом является неподвижное Солнце, вокруг которого вращаются все планеты, в том числе и Земля со спутником-Луной, и что, таким образом, Земля есть не что иное, как планета.

Многие из друзей предлагали Копернику напечатать его сочинение. Но наибольшее влияние на него оказал восторженный его поклонник Ретик, прибывший к Копернику во Фромборке, чтобы подробно ознакомиться с сочинением Коперника. Было решено, что Ретик будет руководить процессом печатанья великого астрономического труда. К несчастью, Ретик вручил рукопись для печатанья К. Осиландеру, лютеранскому проповеднику, который добавил свое не совсем удачное предисловие. В нем говорилось, что все основные идеи коперниканского сочинения «О вращениях небесных сфер» суть только гипотезы и способы, удобные для производства вычислений.

Судьба отнеслась к Н. Копернику благосклонно: ему лично не пришлось страдать за высказанные им убеждения; при его жизни еще не проявилось то враждебное отношение церкви к гелиоцентрической системе мира, которое обнаружилось уже вскоре после 1543 года.

Приём «Составляем план».

Составление плана к тексту – это приём, позволяющий систематизировать материал, осмыслить логику следования событий.

Задание1. Представьте, что вы монтируете новый кинофильм, каждый абзац – это короткое описание содержания серии. Придумайте надписи на коробки с дисками, чтобы не перепутать серии.

Сегодня, дорогие друзья, я расскажу  вам  о  небольшом  приключении  на острове Цейлон, куда я, еще будучи юношей, сопровождал своего дядю.

Дядя был другом  местного  губернатора,  устроившего  нам  великолепный прием. И вот однажды я вместе с братом губернатора  отправился  на  охоту.

Невыносимый зной утомил меня, и я несколько отстал от своего спутника. Идя по берегу большого озера, я вдруг услышал какой-то шорох,  обернулся  и окаменел.

Огромный лев - в этом не было никакого сомнения  -  решил  позавтракать моей ничтожной особой. При  мне  было  лишь  ружье,  заряженное  дробью  и бессильное против льва. Я попытался все же его испугать и  выстрелил.  Это еще больше раздразнило льва, и он кинулся на меня. Что оставалось  делать! Слыша рычание льва чуть ли не над собою, я бросился на землю - и  вовремя: лев пролетел через меня.

Но это еще не все. Лежа на земле, я услышал необычайно странные звуки и осторожно приподнял голову. Что же оказалось?  Можете  ли  вы  представить себе мою радость, когда  я  увидел,  что  голова  льва  застряла  в  пасти крокодила, по-видимому, высунувшегося из озера и  подстерегавшего  меня  с другой стороны. Перелетая через меня, лев и угодил ему прямо в глотку.  От возни обоих друг с другом и стоял тот страшный шум, о котором я упоминал.

Тогда я вскочил, схватился за свой охотничий нож и одним сильным ударом отсек голову льву. Бездыханное тело упало к  моим  ногам.  Ни  секунды  не медля, я прикладом вбил голову льва  в  пасть  крокодила,  благодаря  чему чудовище, конечно,  задохлось.

Над  этими  двумя  трупами  и  нашел  меня прибежавший мой спутник. Поздравив меня с победой, он помог  мне  измерить длину  крокодила:  оказалось  около  шести  саженей.  Сейчас  шкура  этого крокодила выставлена в городском музее Амстердама.

Приём «Составляем кластер».

Кластеры (от англ. Растущий пучками, кистями или гроздями) – графическое расположение материала от основного понятия – к частным его конкретизациям, рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в центре листа записывается центральное, ключевое для текста понятие, вокруг данного ключевого слова прописываются его составляющие, затем каждый блок конкретизируется.

Задание: составьте кластеры к следующим текстам.

Как был придуман календарь?

Когда человек начал выращивать хлеб и убирать урожай, было отмечено, что время посева ежегодно приходило в одно и то же время.

Люди начали считать, сколько времени проходит между посевами. Это была первая попытка человека определить число дней в году!

Древние египтяне первыми определили продолжительность года с высокой точностью. Они знали, что лучшим временем для посевов было время после ежегодных разливов Нила. Жрецы заметили, что между разливами проходит 12 полнолуний. Отсчитав 12 «месяцев», можно было определить начало нового разлива.

Но это было недостаточно точно. Жрецы также отметили, что ежегодно, примерно одновременно с началом разлива, перед восходом солнца на небосклоне появлялась яркая звезда. Пересчитали дни между этими событиями — оказалось 365 дней. Это было 6000 лет назад, а до этого никто не знал, что в году 365 дней. Египтяне разделили год на 12 месяцев по 30 дней, в конце года добавляли 5 дополнительных дней. Таким образом появился первый календарь.

Со временем в календарях за основу взяли не новолуния (лунный календарь), а число дней — 365,25 — необходимых Земле дли полного оборота вокруг Солнца (солнечный календарь). Лишние четверть суток стали все больше и больше мешать. Наконец Юлий Цезарь решил все это исправить. Он приказал считать 46 год до н.э. состоящим из 445 дней, чтобы «подогнать» подсчеты, а каждый последующий год должен был состоять из 365 дней, за исключением каждого четвертого года. Этот четвертый год — високосный — будет состоять из 366 дней с учетом четверти суток трех предыдущих лет.

***

Айсберг – плавучая глыба льда, отколовшаяся от ледника. Нередко достигает в длину и ширину нескольких километров,  в Антарктике изредка встречаются гигантские айсберги, длина которых более 100 км. Под водой находится 70-90% объёма айсберга, над поверхностью воды он иногда возвышается на 70-100м. Отдельные айсберги переносятся морскими течениями в более низкие широты и пересекают 40 градусов ю.ш. у северо-западных берегов Атлантического океана и в южных частях Атлантического и Индийского океанов. Столкновение с айсбергами были причинами гибели ряда морских судов, например парохода «Титаник» в 1912 г., датского судна «Хедгофт» в 1959 г. В настоящее время в Северной Атлантике действует служба наблюдений за айсбергами, называемая ледовым патрулем. Существуют идеи использования айсбергов для снабжения пресной водой засушливых прибрежных районов Австралии, Южной Америки, Передней Азии и Африки.


Приложение 3.

Задания коммуникативного характера

на самостоятельное составление связного монологического высказывания.

1.Творческий диктант.

Диктант также предполагает составление фраз из данных учителем слов, словосочетаний и выражений. Однако творческий диктант предоставляет больше свободы действия: последовательность включения элементов может быть произвольной, при необходимости допускается изменение форм слов.

Задания:

  1. Составьте связный текст, включив в него в произвольной последовательности слова (грамматическая форма слов может быть изменена): листок, крокодил, автомобиль, степлер, карниз, дерево, ананас, офис, экскурсия, попутчик, приключение, впечатление, открытие.
  2. Выпишите из текста слова и выражения, соответствующие одной тематической группе, составьте сними свой оригинальный текст:

Отец, отойдя от меня на секунду (он, как потом выяснилось, купил билеты с рук), вернулся и торжественно объявил:

- Ну, пойдем, Юра, в цирк.

Цирк! Когда вошли в зал, меня поразило обилие света и людей. И сразу слово <цирк> стало для меня реальным, ощутимым, понятным. Вот он - огромный купол, застеленный красным ковром манеж, слышны звуки настраиваемого оркестра... Было так интересно! Ожидая начала представления, я не томился, как это обычно бывает с детьми. Вдруг грянул оркестр, вспыхнул яркий свет, и на манеж, покрытый красивым ковром, вышли участники парада.

В памяти остались слоны-гиганты. Теперь понимаю, что слонов выводили на арену не больше трех-четырех, но тогда мне показалось, что их было с десяток. Были и другие номера, но я их не запомнил.

А вот клоуны остались в памяти навсегда. Даже фамилию их запомнил - Барассета. Одетые в яркие костюмы, трое клоунов выбегали на арену и, коверкая русские слова, громко о чем-то спорили.

Помню некоторые их трюки. У одного клоуна танцевала ложечка в стакане.- Ложечка, танцуй! - приказывал он. И ложечка, позвякивая, прыгала в стакане.Клоун после этого кланялся, и все видели, что ложечка привязана к нитке, которую он незаметно дергал.

Произвел на меня впечатление и трюк с цилиндром. Из лежащего на столе цилиндра клоун вытаскивал несметное количество предметов: круг колбасы, гирлянду сосисок, двух куриц, батоны хлеба... А затем на секунду, как бы случайно, из цилиндра высовывалась чья-то рука, и все понимали: в столе и цилиндре есть отверстия, через которые другой клоун, сидящий под столом, все и подавал.

2.Приём «Кто короче».

Необходимо передать содержание текста, вычленив самую главную информацию, тем самым сжав его.

Лавры пожинать. Пальма первенства.

Пальма первенства – название особого приза, который мог заслужить в Древней Греции победитель спортивных состязаний. Сама богиня победы Ника изображалась с пальмовой ветвью в руках. Таким образом, выражение «пальма первенства» означает первое место, бесспорное  преимущество, победу. Наравне с пальмовым листом победителя чествовали и лавровым венком. Согласно мифу, нимфа Дафна, убегая от Аполлона, обернулась вечнозелёным лавровым кустарником. В её честь головы победителей сначала поэтических, а затем и спортивных состязаний стали увенчивать лавровым венцом. Победителей стали называть лауреатами, выражение «пожинать лавры» стало означать завоевание успеха на каком-либо поприще, а «почивать на лаврах» - напротив, перестать стремиться к успеху, успокоиться на уже достигнутом.


Приложение 4

Задания, направленные на анализ стилистических особенностей текста.

Приём «Определяем стиль».

Задания, относящиеся к этой группе, требуют знания функциональных особенностей и языкового оформления текстов разных стилей.

Задание: определите, к каким стилям относятся следующие тексты, аргументируйте свой ответ.

Бальзаминов. А вот сейчас. (Берет с комода бумажку и садится у стола). Я теперь получаю жалованья сто двадцать рублей в год, мы их и проживаем; а как будет триста тысяч (пишет триста тысяч), так если по тысяче в год… все-таки мне на триста лет хватит.

Матрена (всплеснув руками). Батюшки!

Бальзаминова. Неужли ж ты триста лет хочешь прожить!..

Бальзаминов. Ну, позвольте! Если по две в год (пишет), все на полтораста лет хватит.

Бальзаминова. Ты рехнулся совсем.

Бальзаминов. Что ж, маменька, при хорошей-то жизни, может быть и проживешь.

Матрена. Как не прожить!

Бальзаминов. Ах, я о процентах-то и забыл. Сколько, маменька, процентов с трехсот тысяч?

Бальзаминова. Да, чай, тысяч двенадцать.

Бальзаминов. Кажется, маменька, с чем-то двенадцать тысяч.

Матрена. С денежкой.

Бальзаминов. С какой денежкой! Что ты врешь!

Матрена. Что считать-то, чего нет. Смотреть-то скучно. Ты вот сочти лучше: девять веников, по денежке веник, много ли денег? И того не счесть. (Уходит).

***

Путешественники подошли под наблюдением тридцати пар глаз, зорко следивших за их движениями. Горюнов, выступив вперед, протянул предводителю руку. Последний сначала коснулся своей правой рукой лба, затем сердца и только после этого пожал руку пришельцу. Тот же жест он повторил с остальными. Цепь в это время, заходя с флангов, сомкнулась и окружила пришельцев кольцом; воины стояли плечом к плечу с оружием в руках и вполголоса обменивались впечатлениями по поводу одежды, обуви, котомок, топоров за поясом и блестящих палок на спине чужеземцев. Все они были обнажены до пояса, одеты в мягкие кожаные штаны и обуты в торбасы из легкого меха. Лица, грудь и предплечья были покрыты татуировкой в виде волнистых линий, кругов и точек. На шее у каждого висело ожерелье из зубов, по-видимому волчьих, спереди с одним, двумя или тремя крупными медвежьими клыками. Черные гладкие волосы были скручены на темени в узел, в который были воткнуты одно, два или три орлиных пера. Тело было мускулистое, смуглое, лица с мало выдающимися скулами, черными глазами и прямыми носами. Два верхних средних резца были выкрашены в красный цвет, что делало улыбку людей странной – рот при этом как будто раздваивался на два круглых отверстия. Предводитель отличался от остальных более могучим сложением и высоким ростом, ожерельем из медвежьих клыков, красной полосой вдоль лба и красными перьями в волосах. Племя, очевидно, было храброе и представляло опасных врагов, несмотря на примитивность вооружения: наконечники копий были из прозрачного камня, наконечники стрел – из кости; у многих за поясом засунут был каменный топорик с деревянной рукояткой. На спине, кроме колчана со стрелами, висел небольшой кожаный щит.

– Как зовут ваш народ и эту землю? – спросил Горохов по поручению Горюнова.

– Мой народ – онкилоны. И земля эта наша, завоеванная нашими предками. Меня зовут Амнундак. Я вождь онкилонов. А как зовут вас и вашу землю?

Приём «Исправляем стиль»

В основе приёма – определение и устранение всех стилистических ошибок в тексте. Задания, реализующие данный приём, формируют чувство стиля, наглядно демонстрируют последствия нарушения стилистической чистоты: нарушение стиля – это не просто грубая ошибка в создании текста любого жанра, но создание речевой ситуации, разрушающей понимание содержания, логики сообщения.

Задание: устранив допущенные в каждом случае автором ошибки, помогите составить тексты, соответствующие жанру документов с учётом требований стиля деловых бумаг: вариант ответа ученика на экзамене по географии; письмо соседу, с которым бы хотелось завести знакомство; письмо близкому родственнику – дорогому человеку; текст допроса обвиняемого.

Главному редактору Циркконцерта тов. Тихомирову А. С. от клоуна Ивана Бултыха.

Копия: в центральную газету.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Потому, что Вы совсем не разбираетесь в специфике цирка, лишены чувства современного юмора, боитесь всего нового и непривычного, то есть классически не соответствуете своему месту, предлагаю Вам подать заявление об уходе с работы по собственному желанию.

Ваша деятельность нанесла много вреда нам и зрителям. Лучше всего Вам заведовать ценными материальными ценностями или противопожарной безопасностью. Я, со своей стороны, обещаю Вам найти такое место. Причем Вы почти ничего не теряете в зарплате, но зато начнете приносить пользу.

Май. Фили-Мазилово.

Клоун Иван Бултых.

***

Объяснительная записка.

Уважаемый товарищ редактор! В трамвае N 12 некоторые из буржуев прут что слоны через трудовую публику и пихаются локтями. Так что мне наступили на ногу, вследствие которой образовался нарыв, и я принужден на службу манкировать.Семен Каплунов.


Приложение 5

Задания, связанные с анализом коммуникативной ситуации и

отбором адекватного типа речи.

Приём «Составляем сюжетную таблицу»

Сюжетная таблица представляет собой таблицу, столбцы которой озаглавлены вопросительными словами, позволяющими вычленять из текста и классифицировать фактическую информацию. Для работы с сюжетной таблицей оптимально подходят тексты повествовательного характера, комбинированные описательно-повествовательные тексты, а также тексты, насыщенные фактическим материалом (историческими сведениями, датами, именами, названиями ,наименованиями и т.д.)

Задание1. Прочитайте текст об истории возникновения русских фамилий и составьте по его содержанию сюжетную таблицу, имеющую следующий вид.

Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Из истории русских фамилий.

Человек, живущий в России, имеет имя, отчество, фамилию. Это триединство складывалось постепенно, по времени процесс исчислялся веками. Сначала было имя. Потом отчество. Затем фамилия.

Само это слово – фамилия – тоже достаточно поздно вошло в наш язык. Происходит оно от латинского «семья». И основное назначение фамилии – обозначить единое семейное имя, которым зовется вся семья, включая ближних и дальних родственников.

Внедрил в русский быт это слово великий реформатор царь Петр I. Хотя как элемент именования фамилии существовали и раньше, только назывались прозвищами, прозваниями. В этом же значении иногда употреблялись слова «рекло» и «назвище».

Первыми в XIV–XV вв. обрели фамилии, естественно, князья, бояре. Давались они нередко по названиям их вотчинных владений: Тверской, Звенигородский, Вяземский...

В XVI–XVIII вв. формировались фамилии дворян. Среди них немало фамилий восточного происхождения, поскольку многие дворяне прибывали на службу к царю из чужих земель.

В XVIII–XIX вв. обретали фамилии служилые и торговые люди. В них часто отражались географические понятия, но не в смысле владения ими, а по факту рождения: Архангельский, Веневитинов, Москвин...

В XIX в. начали складываться фамилии русского духовенства: Звонарёв, Дьяконов, Попов, Молитвин.

Крестьяне – самая многочисленная часть населения России – не имели фамилий вплоть до конца XIX в., а некоторые вообще обрели их только в начале 30-х гг. XX в., когда началась всеобщая паспортизация.


Приложение 6

Анализ успеваемости по русскому языку

2012-2013 учебный год

Класс

Средний балл

Качество

Обученность

5-А

4,0

80%

100

6-В

3,5

40%

47

6-Г

3,9

70%

77

Анализ успеваемости по литературе

2012-2013 учебный год

Класс

Средний балл

Качество

Обученность

5-А

4,2

83%

100

6-В

3,5

50%

65

6-Г

4,0

67%

77

Анализ успеваемости по русскому языку

2013-2014 учебный год

Класс

Средний балл

Качество

Обученность

5-А

4,5

85%

100

6-В

3,7

45%

55

6-Г

4,2

85%

85

Анализ успеваемости по литературе

2013-2014 учебный год

Класс

Средний балл

Качество

Обученность

5-А

4,5

90%

100

6-В

4,0

56%

75

6-Г

4,5

80%

85


Приложение 7


Приложение 8

Семенякина Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы

Тема опыта: «Формирование компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка в 5 классе

Данный материал помогает выбрать эффективные методы коррекции по развитию устной и письменной речи в 5классе...

Пути совершенствования устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Методическая разработка включает материал по теме "Пути совершенствования устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе" и презентации....

Развитие устной и письменной речи на уроках башкирского языка и литературы

Методы и приемы развития речи учащихся на уроках башкирского языка...

Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка

В концепции модернизации образования записано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуа...