Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»
статья

Ревазова Фатима Феликсовна

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов  основного общего образования, где чтение рассматривается как универсальное учебное действие,  один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.

Представляется тематика выступлений учителей по проблеме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_konferentsii.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

проведения научно-практической конференции учителей МБОУСОШ пос. Мизур тема: «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Организатор конференции руководитель ММО учителей МБОУСОШ пос. Мизур учитель информатики Ревазова Ф.Ф.

В век интерактивных технологий  количество источников информации возросло многократно. Траектория развития общества от постиндустриального к информационному, к обществу знаний и творчества невозможна без высокого уровня понимания и работы с текстом. Сегодня правильно понятая, осмысленная информация позволяет овладевать культурой предшествующих поколений, познавать и исследовать прошлый опыт, развивать мышление и память, контролировать информационные потоки, совершать открытия.

Всем педагогам известна ситуации, когда мы понимаем основную мысль ребенка по обрывкам фраз, мимике, жестам. В чем причина такой ситуации? Ответ лежит на поверхности и на этот вопрос отвечают сами ученики "Мало читаем!!!", скудный словарный запас.

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов  основного общего образования, где чтение рассматривается как универсальное учебное действие,  один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.

Читательская грамотность подразумевает способность индивида понимать, применять и критически осмысливать (рефлексировать) текстовую информацию в соответствии с имеющимися целями индивидуального развития, обновления и приобретения новых знаний и для полноценного участия в обществе. 

Центр оценки качества образования  Института содержания и методов обучения РАО опубликовал результаты исследования PISA по этому критерию - российские учащиеся заняли 41-43 места (средний балл российских учащихся по читательской грамотности составил 459 баллов по 1000-балльной шкале). Число 15-летних учащихся России, готовых использовать тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6%; из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России всего 14,3% , не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%! Эти учащиеся не достигли порогового второго уровня читательской грамотности по международной шкале.


Уровень

Описание

 уровня

Учащийся продемонстрировал

5

Высокий

Глубокое понимание сложных текстов, воспроизведение, комбинирование, анализ информации. Понимание нюансов языка и логики. Критическое воспроизведение и оценку на основе гипотез, базирующихся на специальных знаниях.

4

Повышенный

Понимание длинных и сложных текстов. Значение отдельных частей, с учетом целого. Текст может содержать неоднозначные идеи, некорректно и противоречиво сформулированные. Использование формального знания, критических оценок.

3

Средний

Распознавание и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте, который может явно содержать противоречивую информацию. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания.

2

Базовый

Понимание и выделение одной или более простых идей в тексте, который может содержать противоречивую информацию. Умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из персонального опыта и знаний.

1

Ниже базового

Умение понимать и выделять главное тему и цель в простом непротиворечивом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на повседневном знании.

Считается, что учащиеся, оказавшиеся выше 2-й зоны, способны к самостоятельной жизни в 21 веке (с разной степенью успешности), поскольку обладают необходимыми умениями работать с текстом для полноценного функционирования в обществе.

За последние годы процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня (2-го уровня по международной шкале), не изменился; число учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, соответствующие 4-6 уровням читательской грамотности, снизилось на 2%.

В начальной школе основной предмет, на котором развиваются навыки чтения – литературное чтение. Но кроме него есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал. Сейчас Делида Л.Н. предложит вашему вниманию приемы организации работы на уроке чтения и окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное, ответственное восприятие текстового материала.

Выступление учителя начальных классов Делида Л.Н. «Развитие метапредметных навыков при работе с текстом на уроках чтения и окружающего мира в начальных классах»

Как часто, готовясь к уроку, учитель  думает о новом и интересном задании, об упражнениях, которые заинтересовали бы учащихся. Я думаю, мы сталкиваемся с этой проблемой перед каждым уроком. Не секрет, что сегодня наши ученики не особо любят читать. Хотя  чтение - один из основных источников получения информации, работа с текстом - это еще и обогащение лексического запаса, расширение кругозора учащихся. Для того, чтобы наши дети могли успешно развиваться в современном мире, они должны уметь находить источники информации, работать с ней и оценивать её. Нет сложности в том, чтобы найти информацию, трудность заключается в неумении работать с ней.  Макиева Х.С. расскажет и покажет, при помощи различных методических приемов возможно разрешить данную ситуацию на уроках английского языка. 

Выступление учителя начальных классов Макиевой Х.С. Приемы работы с текстом и грамматическим материалом в обучении английскому языку

Умение решать текстовые задачи является одним из  основных показателей уровня  математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать. Основная идея в организации обучения при решении математических текстовых задач состоит в том, чтобы ребёнок не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе собственной деятельности, т.е. «обучение, обеспечивающее включения детей в учебно-познавательную деятельность».   Каргинова Л.Т. покажет нам, какими способами можно помочь обучению младших школьникам с решением текстовых задач.

Выступление учителя начальных классов Каргиновой Л.Т. Моделирование как средство обучения младших школьников решению текстовых задач

В 4 классе продолжается формирование умений работать с разными источниками информации: учебная статья, научно-популярный и художественный тексты, иллюстрации, схемы, диаграммы, модели природных объектов и явлений, собственные наблюдения, проведённый эксперимент, энциклопедии, Интернет. Продолжается и развитие умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать информацию. О своей методике работы расскажет Туаева Т.Т.

Выступление учителя начальных классов Туаевой Т.Т. Методика формирования умения извлекать информацию, представлять ее в различных формах

 Задача учителя – формирование вдумчивого читателя, способного увидеть в тексте недоговоренности, умолчания, скрытые вопросы, противоречия. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие предположения можно сделать на основе полученной информации. Другими словами, это высший уровень умения читать: читать и понимать то, что не написано. Поэтому при системном и систематическом использовании учебника в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию. С опытом поделится Карацева З.Х.  

Выступление учителя русского языка и литературы Крацевой З.Х. «Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литератур»

Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем. Как же обеспечить глубокое понимание материала? Многие педагоги сталкиваются с проблемой включенности в урок всех учащихся. Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному?

Во второй половине 80-х годов в педагогической литературе широко освещался опыт В.Ф. Шаталова, который предложил для решения многих проблем обучения использовать особую организационно-методическую систему построения педагогического процесса, в том числе, использование опорных конспектов. О составлении опорных конспектов по тексту учебника расскажет Мзокова З.Н.

Выступление учителя географии Марзоевой З.Н. Составление опорных конспектов по тексту учебника

Школьной биологии принадлежит особое место среди учебных предметов современной  школы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Она не только даёт теоретические знания о природе, биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой, но и формирует мировоззрение учащихся, помогает им осознать себя в системе«природа-человек-общество». Кроме этого, биология как школьный предмет имеет большой потенциал для формирования учебно-интеллектуальных и учебно-информационных умений и навыков, формирования положительной мотивации в учебном процессе. Валиева Э.Б. расскажет нам о структурно-логических технологиях на уроках биологии.

Выступление учителя биологии Валиевой Э.Б. Структурно-логические технологии (применение на уроках биологии схем, таблиц, диаграмм)

Выпускники средней школы должны научиться критически мыслить, оценивать накопленные человечеством культурные ценности, использовать современные технологии для поиска и переработки учебной и научно-популярной информации физического содержания. Формирование научного мировоззрения и способа научного мышления является приоритетной задачей обучения физике. О том, как формировать информационные компетенции у учащихся при работе с текстовыми источниками информации в процессе обучения физике расскажет Агузарова Л.Д.

Выступление учителя физики Агузаровой Л.Д. Формирование информационных компетенций у учащихся при работе с текстовыми источниками информации в процессе обучения физике

Сегодня очень важно не столько сформировать, а поддержать, развить в человеке человека и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, т.е. помочь человеку жить в мире и согласии с самим собой, с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Очевиден факт: все знать и уметь невозможно. Сегодня мир живет и воспринимается не по схемам: «знаю - не знаю», «умею – не умею», «владею - не владею», а «ищу и нахожу», «думаю и знаю», «делаю – тренируюсь – умею». На первый план выходит личность ученика, готовая к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации. Поэтому на первый план выдвигается личностно- ориентированное образование, в основе которого лежит понимание и взаимопонимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-практическая ученическая конференция "На вешенской земле"

Конференция региональной направленности  знакомсит с историей малой Родины, природой ее окружающей, с картинами художников, которые изображали красоту родного края. В материале представлен сценар...

научно-практическая ученическая конференция "И отблеск твой горит и ныне...", посвященная М.В. Ломоносову

Сценарий конференции расчитан на 8-11 классы. мероприятие было подготовлено к 300-летию Ломоносова...

"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

Технологическая карта внеурочной деятельности по функциональной грамотности. 7 класс «Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?»

Образовательные:- заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над поставленными проблемами, постичь идейный смысл рассказа;-сделать процесс чтения более эффективным.Развивающие: -...