Методическая разработка "Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников "Наука и творчество"
методическая разработка

В программе описывается работа по реализации образовательной технологии А.И. Савенкова, предполагающей исследовательское обучение детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavat.-issled._deyat-t_-_19.docx50.28 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Новый Уренгой

Департамент образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «ЛАДА»

  ПРИНЯТА:                                                               УТВЕРЖДЕНО:

  на заседании Педагогического совета                               приказом по основной деятельности

  протокол от «____»_______20____г. № ____                       от «____»_______20____г. № _______

ПРОГРАММА

проектно-исследовательской деятельности

«Наука и творчество» 

Разработана на основе методической разработки группы педагогов МБУ ДО ДЭС

                                                                   Срок реализации: 2 года

                                                                   Авторы:

                                                                   Филимонова Е.А., зам. зав. по ВМР

Гайдай Н.В., старший воспитатель

Сайфина Л.А., воспитатель

г. Новый Уренгой

2019г.

Актуальность: в условиях введения ФГОС ДО, исследовательская деятельность начинает играть одну из ведущих функций в формировании нового содержания образования, научно-практическое образование рассматривается как формат образования будущего – образования, направленного на подготовку ребенка к активной деятельности в постоянно изменяющихся условиях. Учитывая требования времени, природное свойство человека к исследованию, познанию, более ярко выраженное в раннем детстве, используя опыт сетевого сотрудничества с МБУ ДО «Детской экологической станцией» по реализации образовательного проекта «Познание», в содружестве с педагогами ДЭС разработана данная методическая разработка, в основе которой лежат «Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» (автор А.И. Савенков) и дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука и творчество» (авторы – педагоги МБУ ДО «ДЭС»).

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

  • содействие развитию творческой исследовательской активности детей дошкольного возраста;
  • стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • содействие формированию у детей научной картины мира;
  • развитие коммуникативных навыков участников, их способности вести предметное обсуждение;
  • формирование у дошкольников и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе развития образования детей.

Планируемые результаты освоения программы:

– приобретение детьми дошкольного возраста опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы;

– приобретение новых знаний, умений и навыков исследовательской деятельности;

– воспитание воли, усидчивости, настойчивости в достижении цели.

Теоретические основы организации проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Об исследовании и проектировании.

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует не только педагогов и родителей, но даже специалистов в области педагогики. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной ценности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.

Исследование – бескорыстный поиск истины. Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как – «брошенный вперед».

Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает, что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, проект может быть выполнен и без предварительного исследования – как реализация своего собственного замысла в действительности.  

В качестве примера приведем несколько тем детских исследовательских работ и творческих проектов, представленных на первый конкурс в 2005 году. Уже сама тема указывает нам на то, какая работа перед нами.

Юные исследователи изучали самые разные объекты и предметы, например: «поведение одноклассников на переменах», «прозвища и клички сверстников», «тайны шаровой молнии», «процесс возникновения цифр и их написание», «природу и свойства поваренной соли» и многое другое. Результат этих работ либо не прогнозируем, либо прогнозируем лишь частично. Ровно настолько, насколько это позволяют сделать выработанные авторами гипотезы.

Напротив, проектировщики, как правило, решают замечательные, но все же более приземленные задачи: «разработать «супер-игрушку»; «создать действующую модель реактивного двигателя»; «разрешить проблему мусора в городе» и др.

В образовании и исследование, и проектирование очень важны, но путать их друг с другом не стоит. Исследование – самостоятельная поисковая деятельность, а проектирование – деятельность по плану.

Типичные ошибки при организации проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Для большинства родителей и даже профессиональных педагогов обучение детей знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска и творческого проектирования – дело новое, хотя это и стало значимой частью ФГОС дошкольного образования. А потому наблюдается нередко ошибочное отнесение той или иной детской деятельности (безусловно тоже очень необходимой и полезной для детей дошкольного возраста, но не являющейся исследовательской) к исследованию и проектированию.

Исследование и рукоделие. Не всегда педагогами осознается разница между детским исследованием и рукоделием. За детскую исследовательскую работу часто пытаются выдать вышивку гладью или бисером, выдувание мыльных пузырей или изготовление мыла, макетирование зданий из спичек или создание различных предметов из фольги или проволоки. Более того, как итог детских исследований пытаются представить даже макеты и модели, выполненные из стандартных деталей различных конструкторов.

Детское рукоделие, безусловно, – занятие важное и очень полезное, но не исследовательское. Мы видим свою задачу в развитии познавательных потребностей и исследовательских способностей детей путем привлечения их к самостоятельной познавательной, исследовательской практике. Детское исследование и детское рукоделие – разные виды деятельности, решающие очень важные, но разные педагогические задачи и смешивать их не правильно и непрофессионально.

Всем известно, что в итоге детской исследовательской работы или проектирования могут появляться макеты, модели, различные приспособления, приборы. Это допустимо, при условии, что авторы видели свою задачу в поиске новых знаний о мире, а не в освоении способов виртуозной обработки бумаги, дерева, глины или металла.

Детские исследования и художественное творчество. Часто за детские исследования и проекты выдаются самые разные продукты художественного творчества детей. О важности художественного творчества нет необходимости много говорить, – она очевидна и никем не оспаривается, но подчеркнем – смешивать художественную и исследовательскую деятельность детей не следует. Они принципиально различны, преследуют разные цели, решают разные образовательные задачи.

Детские исследования и социально значимые задачи. Еще одна угроза успешному решению задач исследовательского и проектного обучения проистекает из нашего вечного стремления непременно приобщать детей к решению социально значимых задач. Это, конечно, делать надо, но не следует полностью направлять учебно-исследовательскую работу с детьми в русло любимого нами с советских времен «добровольно-обязательного труда». Прежде, чем бросить детей на разрешение проблем «уборки мусора на территории детского сада», «наведения порядка в группе» или заучивание и повторение лозунгов и призывов, и без того занудно звучащих из уст разномастных политических и общественных деятелей, без конца отчего-то спасающих Россию, подумайте, интересно ли это самим детям. Будит ли эта важная, с вашей взрослой точки зрения проблема, возбуждать познавательные интересы детей.

Главная задача учебно-исследовательской деятельности в образовании развивать природную потребность ребенка в познании, совершенствовать его исследовательские способности. Упаковывать в головы детей стереотипы, которые мы сами считаем «социально-значимыми» – другая задача. Изредка их можно совмещать, но злоупотреблять этим не стоит.

Исследование и реферирование. Наблюдать и экспериментировать любят все дети и не только при квалифицированном педагогическом руководстве, даже при простом отсутствии запретов на эту деятельность, они иногда оказываются способны получать интересные результаты. Для большинства из нас слово исследование ассоциируется преимущественно с наблюдениями и экспериментами. Видимо поэтому многие из нас и мысли не допускают о том, что добывать новое знание можно, изучая результаты исследований других людей, читая книги, сопоставляя изложенные в них факты, и делая на этом основании принципиально новые выводы. А между тем так бывает довольно часто.        

В значительной мере поэтому, возникает довольно много споров по поводу детских исследований теоретического плана. Большинством педагогов они расцениваются как рефераты и в качестве исследовательских работ не рассматриваются. Однако, рефератом называется краткое изложение в письменном виде (или форме доклада) содержания научных трудов (литературы) по определенной теме. Несмотря на то, что при определенных условиях краткое изложение объемных материалов требует творческих усилий, нам все же следует понимать, что обычно в реферате акцент делается не на этом, а на понятии «изложение».

При этом «реферирование» не следует путать с «теоретическим исследованием». Редко, но даже маленьких детей встречаются начинающие аналитики, способные к внимательному вдумчивому слушанию текстов. Они могут не только выделять и пересказывать основные идеи других людей, но оказываются способными сопоставить их с данными других изысканий и обыденными представлениями. Они могут найти собственные подтверждения изложенным фактам или обнаружить нарушения в цепи доказательств других авторов.

Любопытно, что в этих работах ярче проявляются гендерные особенности участников. Так, например, работы мальчиков чаще всего направлены на изучение истории и практики применения военной техники (танки, минометы и др.), а изыскания девочек чаще посвященны исследованию использования фразеологических оборотов, становлению и развитию художественных промыслов и др.

Штампы и повторы. В современных публикациях, посвященных детской исследовательской практике, сформировался блок «беспроигрышных» тем. Наиболее часто педагоги, не желающие проявить креативность, вникать в интересы детей и стимулировать их к поиску нового знания, ориентируют своих воспитанников на изучение широко распространенных в практике тем. К таким, в настоящее время, можно отнести: история своей семьи, наблюдения за домашними животными, выращивание кристаллов, вулканы, динозавры, изготовление мыла, шоколада, мармелада или чая, история алфавита или письменности, история бумаги, история монет и т.п.  

Значительно хуже, отмеченных выше штампов в выборе направлений детских изысканий – прямые повторы, которые трудно квалифицировать иначе, чем воровство.

В публикациях, посвященных учебно-исследовательской и проектной работе с детьми, содержится множество примеров, описывающих детские работы. Это слепое копирование не имеет ничего общего с профессиональной работой педагога, развитием исследовательских способностей ребенка. Подобные попытки делают бессмысленной всю работу по воспитанию и обучению детей.  

Исследование или пропаганда. В учебно-исследовательскую деятельность детей проникла давняя болезнь самой педагогики – подмена исследования проблемы её пропагандой. В современной педагогической науке, как и в прошлые времена, исследование какой-либо педагогической проблемы, нередко подменяется ее рекламой. В итоге автор не столько исследует явление во всей его сложности и противоречивости, сколько подбирает аргументы в пользу того, что непременно нужно развивать тот или иной подход к обучению или воспитанию, то или иное личностное свойство.

Так, например, несложно найти, выдающих себя за исследователей, сторонников и пропагандистов идеи внедрения в школьный учебный план новых учебных предметов, параллельно с ними существуют пропагандисты «межпредметного» или «метапредметного» обучения, стоящие за интеграцию если не всех, то большинства учебных предметов. Задача исследователя в этих условиях не продвигать какую-либо точку зрения, подбирая все новые «позитивные» аргументы, а объективно исследовать плюсы и минусы каждого из этих подходов.

А потому, хочется обратить внимание на то, что педагоги, обычно не отдавая себе в этом отчета, часто транслируют детям подобный способ отношения к проблемам исследования. Конечно, этого делать не следует. Обучая ребенка навыкам исследовательского поиска, надо стремиться к максимальной объективности в трактовке его результатов, хотя все мы понимаем, что всякое знание, как утверждают методологи, личностно окрашено.

Методы работы с дошкольниками.

«Мини-курсы»: Суть методики проста: приглашенный специалист, в течение одного-двух занятий (по 40-45 минут), проводит с детьми краткий курс по специально разработанной программе. Содержание мини-курса обычно составляет круг его профессиональных интересов и обязанностей, обычно это предмет его научных исследований. Эти занятия призваны расширить кругозор детей, создать базу для старта их собственных изысканий. В дальнейшем кто-то из детей, под руководством автора данного мини-курса, начинает собственное исследование.

Экскурсии. Достоинства экскурсии, как нельзя лучше подчеркивает несколько «затершееся» от частого употребления, но от того не переставшее быть верным утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.

Коллекционирование. Стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование как материализованную способность к классифицированию и систематизации. Ребенок, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска. Систематизация собранных материалов – в полном смысле слова научная задача. Кроме того, если спонтанно, без стимулирования взрослых, коллекционированием увлекаются преимущественно одаренные дети, то даже при минимальном стимулировании со стороны взрослых все дети с интересом погружаются в эту работу. Завершение работы – публичный доклад, рассказ о коллекциях и истории предметов или их приобретении.

Методика – «продолжи исследование». Из научно-популярных журналов и газет мы выписали отрывки статей, немного отредактировали их для того, чтобы они лучше воспринимались детьми и предложили им продолжить работу в направлении, указанном в отрывке. Прослушав полученный отрывок, ребенок должен собрать материал, где это только возможно: в энциклопедиях, словарях, научных и научно-популярных книгах, можно сделать собственные наблюдения, провести эксперименты, подумать, дать определения основным понятиям, высказать суждения, сделать необходимые умозаключения и др.  Каждый ребенок выбирает себе отрывок и начинает работу. Как показывает практика, иногда полезно обходиться и без возможности выбора. Обычно на это требовалось несколько недель работы. Когда работы закончены, мы заслушиваем каждого и обсуждаем доклады и презентации.

Основные виды проектно-исследовательской деятельности, включенные в образовательный процесс.

  1. Исследовательская – исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания, т.е. предполагает самостоятельное получение детьми какого-то знания. Чаще всего осуществляются индивидуально или подгруппой.

Начинается проект с постановки проблемного вопроса, на который прямо ответить невозможно. Дети, конечно, начнут давать различные ответы. Эти ответы и составят набор гипотез, из которых дети с помощью воспитателя выберут одну, которую и будут проверять в процессе осуществления проекта. Т.е. проект закончится, когда будет получен правильный ответ на поставленный вначале вопрос, т.е. произойдет решение проблемы.

  1. Творческая – создание нового творческого продукта. Чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями.

В начале проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Выбирают только дети. Воспитатель никогда не настаивает на своем выборе, даже понимая, что его выбор лучше, эстетичнее, красивее, правильнее.

Одним из существенных отличий творческого проекта от исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).

  1. Нормативная – проекты по созданию норм или правил. Всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы или правила.

Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: запрещающие; позитивно нормирующие (как нужно делать); поддерживающие инициативу ребенка, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие. Необходимо свести до минимума запрещающие ситуации и увеличить количество нормотворческих ситуаций, поддерживающих инициативу детей.

Проект начинается при возникновении реальной ситуации, возникающей в жизни детей в группе. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации, возникающие при столкновении детских инициатив, при которых каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в подобных ситуациях. Например: дети на прогулке уходили играть на территорию другой группы, что приводило к конфликтам с воспитателем. Педагог предложил детям обсудить ситуацию и ее возможные последствия и выработать правило поведения. Не воспитатель озвучивает, что плохое может случиться, если продолжать делать так же, а дети предполагают варианты последствий такого поступка. Не воспитатель предлагает новое правило поведения, и тем более не ставит простой и однозначный протест на уход на чужую территорию. Дети сами формулируют правило поведения на прогулке. Воспитатель только подводит детей к формулировке этого правила. В результате дети вместе с воспитателем сформулировали правило: если хочешь поиграть с детьми на другом участке, подойди к воспитателю и скажи об этом.

Также можно использовать информационную или практико-ориентированную проектно-исследовательскую деятельность. В их основе лежит получение детьми информации, ориентированной на удовлетворение интересов и потребностей общества. Продуктом таких проектов будет осуществление социально ориентированной деятельности (т.е. деятельности на благо других).

Технология организации проектно-исследовательской деятельности

с детьми дошкольного возраста.

Структура проекта:

  1. Выявление проблемы – постановка проблемного вопроса, на который напрямую нельзя получить проверенно правильный ответ.
  2. Получение информации по проблеме – чтение литературы, экскурсии, беседы и т.д.
  3. Формулировка предположений (гипотез), включающих предполагаемый ответ на поставленный вопрос. Все ответы детей должны быть учтены или записаны. Воспитатель ни в коем случае не должен давать свой ответ на вопрос.
  4. Выбор одной, предположительно правильной, проблемы – детей необходимо сподвигнуть на выбор одного ответа (одной гипотезы), которая в результате реализации проекта будет проверяться. Этот ответ совсем не обязательно должен быть правильным. Проверка заведомо неправильного ответа даст детям гораздо больше информации по данной проблеме, а правильный ответ запомнится гораздо лучше и легче.
  5. Разработка плана проверки гипотезы – этапов осуществления проекта, алгоритма действий, которые будут производиться при реализации проекта: определение способов проверки гипотезы, способов осуществления творческой идеи, выбор действий, направленных на осуществление проекта.
  6. Реализация проекта – осуществление соответствующих плану проекта действий, изготовление продукта проекта.
  7. Формулировка вывода о получении правильного ответа на поставленный вопрос – в результате произведенных действий должен подтвердиться выдвинутый ответ на поставленный вопрос или наоборот окажется, что ответ был неправильным. В этом случае выдвигается другая гипотеза (выбирается другой ответ) и повторяются в все действия для подтверждения правильности очередного ответа.
  8. Презентация готового продукта – составляется рассказ или другой вид детской деятельности, являющиеся презентацией выполненного проекта.

Алгоритм и структура работы педагога по организации проектно-исследовательской деятельности

Этап

Задачи

Виды деятельности

Подготовительный

Определение вариантов и темы проекта, подготовка к организации проекта

  1. Формулировка проблемы (вопроса) или идеи проекта.
  2. Определение цели решения проблемы (т.е. зачем?).
  3. Подбор литературы и других информативных материалов.
  4. Определение конечного продукта проекта.

Организационный этап

Организация деятельности детей по реализации проекта

  1. Определение возможных способов решения проблемы (действий).
  2. Выделение оптимальных способов.
  3. Составление плана проекта (этапов реализации).
  4. Определение критериев оценки эффективности  проекта.

Основной этап

Реализация проектной деятельности

  1. Выполнение практических действий по созданию продукта проекта.
  2. Подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.
  3. При необходимости повторение всех этапов проекта.

Заключительный этап

Обобщение полученных знаний

  1. Производится оценка результатов (что получилось, что нет, почему).
  2. Формулируются выводы по решению проблемы.
  3. Оформление конечных результатов.
  4. Составляется и осуществляется презентация продукта проекта.

Алгоритм и структура деятельности ребенка при реализации проектно-исследовательской деятельности

Этап

Деятельность  

Образцы действий

Результат

Первый этап

Подвести ребенка к самостоятельной формулировке исследовательской задачи

  1. Педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос.
  2. Внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка; затем создание особой ситуации, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу.
  3. Привлечение родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта.

Формулировка вопроса (проблемы)

Второй этап

Ребенок – организатор и оформитель проекта.

Педагог – только помощник ребенка.

1-я страница – формулировка вопроса (проблемы).

2-я страница – варианты ответов (гипотез) всех участников реализации проекта.

3-я страница – наиболее правильный ответ, выбранный совместно.

4-я страница – возможные способы проверки выбранного ответа.

5-я страница – тот способ действия, которым дети воспользовались и объяснение, почему он лучше других (это выясняется с помощью обсуждения и отражается с помощью рисуночных значков).

6-я страница – результат проверки правильности ответа.

7-я страница – как и где можно применить проект (рассказ, игра и т.д.).

Комплект карточек, описывающий этапы проекта

Третий этап

Защита проекта

  1. Составление рассказа-рассуждения о проведении проекта с формулировкой мнений и выводов.
  2. Вывешивание карточек.
  3. Рассказывание по карточкам.

Презентация проекта

Четвертый этап

Подведение итога проектной деятельности

  1. Выставка всех проектов.
  2. Игры и интеллектуальные задания от педагога для закрепления и систематизации материала, представленного в проектах.
  3. Оформление буклета или библиотеки проектов, которые находятся в свободном доступе.

Библиотека выполненных проектов

Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Наука и творчество»

 

№ п/п

Раздел программы

Тематика исследования

Сроки

реализации

1

Путешествие водяной капельки

Волшебница вода

сентябрь

1-2-я недели

В мире облаков

сентябрь

3-4-я недели

Вода, водица, сколько тебе литься?

октябрь

1-2-я недели

О чем молчат рыбы?

октябрь

3-4-я недели

Снежные исследования

ноябрь

1-2-я недели

2

Ветер, ветер, ты могуч

Воздушное царство

ноябрь

3-4-я недели

Тайны мыльного пузыря

декабрь

1-2-я недели

Таинственный невидимка

декабрь

3-4-я недели

Почему птицы летают

январь

2-я недели

3

Загадки зеленого мира

Первые шаги в науку

январь

3-4-я недели

Природная кухня

февраль

1-2-я недели

В царстве подземелья

февраль

3-4-я недели

Знакомая незнакомка

март

1-2-я недели

Фиторадуга

март

3-4-я недели

Путешествие в страну растений

апрель

1-2-я недели

Тайны древнего камня

апрель

3-4-я недели

Витаминные грядки

май

1-2-я недели

Чудеса под стеклом

май

3-4-я недели

Условия реализации программы:

  • Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие воспитанников:

– реализация программы осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми на основе партнерского сотрудничества;

– формой сотрудничества является работа с малочисленной группой детей (3-5 чел.);

– при организации исследовательской деятельности педагог опирается на выбор ребенка: выбор темы исследования, предложение гипотез и способов их проверки, формулирование собственных выводов;

– родители воспитанников включаются в проведение исследований путем посещения занятий и/или продолжая опытно-экспериментальную деятельность дома.

  • Развивающая предметно-пространственная среда:

РППС для реализации программы содержит следующее оборудование:

– творческая лаборатория для рисования песком;

– наборы для организации исследовательской деятельности, для обучения через собственный опыт;

– комплекты для детской экспериментальной деятельности (возможность самостоятельных проб и открытий) по разным темам;

– комплекты песочных часов;

– комплекты мерных емкостей;

– микроскопы;

– телескоп;

– курвиметр;

– модель солнечной системы;

– интерактивное оборудование для оформления готовых проектно-исследовательских работ.

  • Кадровые условия:

Программу реализует освобожденный педагог на основании циклограммы деятельности, которая включает:

– образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста по реализации программы;

– подготовительную работу для создания условий исследовательской деятельности детей;

– обеспечение санитарно-гигиенических условий образовательной деятельности и содержания исследовательской лаборатории;

– методическую работу по разработке конспектов занятий с детьми;

– методическую работу по обогащению предметно-пространственной среды лаборатории.

  • Материально-технические условия:

Для реализации программы создается зона исследовательской активности детей – исследовательская лаборатория, которая располагается в отдельном помещении и оснащена лабораторно-исследовательским оборудованием.

  • Финансовые условия:

Реализация образовательной программы финансируется из средств, выделяемых из окружного бюджета на реализацию основной образовательной программы дошкольного учреждения «Лада».

Учебно-методический комплект программы:

  1. Батова И.С. Опыты и эксперименты с веществами и материалами: Комплекты технологических карт с методическим описанием руководства познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностью детей для детей от 3-х до 7-ми лет. «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: опыты, эксперименты для дошкольников.
  3. Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: игры-занятия по познавательно-исследовательской деятельности для дошкольников.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников.
  5. Савенков А.И. Развитие логического мышления: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
  6. Савенков А.И. Развитие логического мышления: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
  7. Савенков А.И. Развитие творческого мышления: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
  8. Савенков А.И. Развитие творческого мышления: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
  9. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
  10. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
  11. Савенков А.И. Маленький исследователь: рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Проектно - исследовательская деятельность во внеклассной работе»

Предназначена  для 8,9 классов для распределения по профильному обучению....

Методическая разработка "Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития самостоятельной познавательной активности"

Проблема повышения качества образования постоянно находится в центре внимания педагогов. Если раньше обучение предполагало получение учащимися от педагога готовых знаний и наработку на их основе умени...

Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...

Методическая работа «Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время»

   Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация их исследовательской деятельности. Ещё недавно она была преимущественно внеклассной и осуществл...

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на  уроках  русского языка и лит...