Проблема преемственности в содержании предметов духовно- нравственного цикла в системе начального, основного общего образования
статья

Хатина Ольга Григорьевна

выступление на районном семинаре, обобщение опыта работы в школе по проблеме преемственности в содержании предметов духовно- нравственного цикла в системе начального, основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hatina_o.g._primernyy_doklad.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема преемственности в содержании предметов духовно- нравственного цикла в системе начального, основного общего образования

Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего

Д.И. Менделеев

В начале третьего тысячелетия Российское государство характеризуется глубоким кризисом в духовной сфере, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной поляризации общества. Человек сегодня переживает кризис из-за отсутствия духовных ориентиров в жизни и из-за утраты традиционных духовных ценностей. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа [3]

Новая эпоха в истории России – это эпоха духовно-нравственной политики государства, эпоха формирования нового человека. Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не сказаться на такой сфере общественной жизни как образование, остро реагирующей на всё происходящее. Образование в многонациональном обществе – это сфера развивающегося этнокультурного диалога. В такой стране как многонациональная поликонфессиональная Россия в вопросах образования непременно должны отстаиваться принципы взаимного национального признания [2].

В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать духовно». Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям [5]. Духовно-нравственное воспитание – это двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости [1].

В настоящее время становится иной современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной, творческой личности [5]. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Безусловно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где оно обеспечивается всем укладом школьной жизни [2]. Бесспорно, что ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Все выше сказанное отражается в федеральных государственных стандартах общего образования II поколения, а именно, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, которая является методологической основой разработки и реализации ФГОС. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовнонравственного развития и воспитания личности. В Концепции сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоко нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». «Если гражданин лишен духовнонравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то законы исполняться не будут» [2]

Одной из попыток, которую наше государство предприняло на пути к возрождению духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения, было введение с 1-го сентября 2012 года во всех школах РФ нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Можно по-разному относиться к этому предмету, но то, что он нужен, необходим современной школе, сегодня уже не вызывает сомнения. Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в формировании у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений [3]. Данный учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность» и «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную)). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Для современной педагогической теории и практики остается актуальной проблема разработки методологических оснований интеграции знаний о духовности, религии в школьное образовательное пространство. Нет сомнений в том, что школьников необходимо знакомить с религиозной культурой в широком понимании этого слова. Вопрос заключается в том, как это осуществлять в современных условиях. С 1 сентября 2012 года для обязательного изучения введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». По мнению авторов-разработчиков, ученых-теоретиков и учителей-практиков новый курс должен решать комплекс определенных задач, среди которых на первом месте – формирование духовно- нравственной личности гражданина России. Однако четыре модуля из шести являются религиозно ориентированными, а значит, воспитание предполагается на конкретной религиозно-мировоззренческой основе. Данные предметы вводят учащихся в мир религиозной культуры во всем ее многообразии, сообщают первоначальные религиозные знания. Бесспорно, что один учебный курс малоэффективен в решении столь трудных задач. Но при определенных условиях он может сыграть роль системообразующего элемента в формировании условий духовно-нравственного развития и воспитания в школе. Поиск национальной образовательной идеи обусловил введение с 1 сентября 2015 года в программу основного общего образования (5 – 9 классы) предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов    России»    (ОДНКНР),    которая,    как    отмечается    в    Письме

Министерства образования и науки РФ, «призвана обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности учащимся». При этом подчеркивается, что предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы» (Письмо Минобрнауки №08-761 от 25.05.2015). Это последнее обстоятельство диктует особые требования и предполагает вполне конкретную ответственность всех участников образовательного процесса.

Принимая во внимание, что в нашей школе по данным мониторинга подавляющее большинство учащихся 4 класса (свыше 80%) изучают ОПК, то очевидна необходимость выстраивания системы духовно-нравственного образования на основе православных духовных ценностей.

Реализация предметной области ОДНКНР предполагается через:

 1) учебный предмет, учитывающий региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенный в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно- нравственного воспитания;

3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. При этом решение о форме реализации предметной области ОДНКНР относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Указанные варианты имеют и свое научное обоснование. Опираясь на теоретические положения Вадима Семеновича Леднева, в образовательной области структурно выделяются три компонента: стержневой предмет области, элементы содержания в дисциплинах других образовательных областей и компонент в системе воспитательной работы. Ученый предложил правило, согласно которому содержание образования формируется через дополнительность двух компонентов – системно организованного стержневого предмета, представленного как ряд дисциплин, последовательно разворачивающихся по годам обучения, и отдельных элементов или модулей в предметах других образовательных областей. Базовые ценности должны стать основой интеграции учебных предметов между собой, а также интеграции учебной, внеучебной и внешкольной образовательной деятельности. Как представляется, именно такая концептуальная идея заложена в предложенных формах реализации ОДНКНР.

При выборе формы реализации новой образовательной области наиболее привлекательным может показаться последний вариант – включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. Заметим, что внеурочная деятельность является неотъемлемой составляющей образовательного процесса и наполнить ее компонентами духовно-нравственного содержания не вызывает затруднений, особенно в ситуации, когда «духовно-нравственное» понимается очень широко и неоднозначно. Делая акцент на внеурочной деятельности, есть риск для школы ограничиться отдельными мероприятиями, оставляя без должного внимания и потенциал регулярных занятий. Поэтому этот вариант может быть выбран только как вспомогательный и использовать его представляется целесообразным в качестве поддерживающего урочную деятельность по духовно- нравственному направлению.

Второй вариант реализации предметной области ОДНКНР предполагает интеграцию вопросов духовно-нравственного содержания в отдельные предметные курсы, модули, разделы. Безусловно, интеграция как реальная потребность настоящего времени позволяет решать задачи перехода от знаниевой парадигмы образования к компетентностной. Межпредметная интеграция призвана соединить получаемые знания в систему, что способствует развитию структурно-логического мышления и общей эрудиции учащихся. Целостное восприятие получаемых знаний с учетом приобретенного опыта позволяет получить не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты, что, в свою очередь, соответствует требованиям ФГОС. Имеются и другие несомненные преимущества такой интеграции.

Во-первых, нет необходимости выделять отдельный час на новый предмет и, таким образом, снимается проблема перегруженности школьников, а также нет необходимости решать кадровые трудности – кому преподавать необычный предмет?

Во-вторых, знание с религиозным содержанием (православным) органично введено в предмет, и оно не воспринимается как «чужеродный» образовательный элемент, требующий дополнительного обоснования.

В-третьих, и это самое важное, на наш взгляд, – формируется целостное интегральное гуманитарное школьное пространство. Одна из интегральных линий образует историко-культурное направление в образовании и может быть представлена следующими предметами: история – обществознание – география – православная культура. Вторая образовательная линия духовно-эстетического направления может объединить литературу, русский язык, искусство (МХК), музыку, православную культуру.

В качестве примера приведем интегративную тематическую линию в 5 классе, которая расширяет знания, полученные школьниками в ходе изучения

«Основ православной культуры (ОРКСЭ) в 4 классе о православной молитве.

Литература

Русский язык

Искусство

Музыка

Г.Х.

Андерсен

«Снежная королева»

работа с

библеизмами «Да минует чаша сия»,

«Знать как “Отче наш”.

Этимологическая работа со словами

«молвит», молитва»,

молва» и пр.

Ф.А. Бруни, М.В. Нестеров

«Моление о чаше»

П.И. Чайковский

«Молитва» (Детский альбом)

        

Данный вариант представляется наиболее целесообразным и эффективным. Однако здесь есть и свои трудности и риски. Главная сложность заключается в практической реализации подобной интеграции. Сразу возникает вопрос о профессиональной подготовленности учителя к подобной деятельности. Подразумевается, что учитель истории, обществознания, литературы, музыки и искусства обладает определенными и достаточными знаниями в области православной культуры и может провести корректную интеграцию, которая бы отвечала поставленным целям и задачам, а не являлась бы, так называемой «проформой». Формализованный подход к интеграции, отраженный в программно- и учебно-методической документации, создаст на практике существенные проблемы и повлечет за собой очередной учительский «бумажный бум». Как важный фактор в создании интегративной межпредметной линии, необходимо наличие в образовательной организации слаженного профессионального коллектива единомышленников.

Как упрощенный и наиболее приемлемый вариант межпредметной интеграции является включение знаний о православной культуре в одну из предметных областей, например, в литературу или историю. Надо подчеркнуть, что на уроках литературы такая интеграция не только возможна, но и обязательна и необходима для полноценного и всестороннего изучения художественного произведения. Подтвердим свою мысль на конкретном примере. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» идейный замысел произведения запечатлен автором в такой на первый взгляд незначительной художественной детали как «картинки» на стене, изображающие евангельскую притчу о блудном сыне. Интерпретация притчи и осмысление христианских ценностей, в ней заложенных, сопоставление сюжета притчи и смысловой композиции автора помогает раскрыть «действие» притчи в произведении и способствует «прочтению» авторской позиции.

Можно вспомнить в качестве примера интеграции христианского компонента в литературу евангельскую притчу об умершем и воскресшем Лазаре, которую читают герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», переложение и авторскую интерпретацию евангельских притч в произведениях Н.С. Гумилева «Блудный сын», А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» или скрытую аллюзию на притчу о евангельском богаче в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциска».

На первый взгляд, урок математики   никак не связан с духовно-нравственным воспитанием. Действительно, задача уроков математики для   воспитания   имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки.  Однако, развитие духовности возможно и посредством преподавания математики. История русской и зарубежной математики богата фактами, знакомство с которыми, в особенности на фоне правильной исторической перспективы, способствует христианскому взгляду на вещи. И среди этих фактов есть немало таких, понимание которых доступно учащимся средней школы в достаточной мере для того, чтобы они могли оценить их принципиальное или практическое значение. При этом нужно понимать, что  большинство ученых никогда не были атеистами, напротив, они были движимы искренним религиозным рвением. Исследование природы понималось ими прежде  всего как стремление постичь Божественный Замысел. У многих выдающихся людей: математиков, писателей, философов есть короткие, но содержащие много смысла, емкие, лаконичные высказывания культурно-развивающего содержания.  Их можно использовать   в качестве эпиграфов на уроках, помещать в кабинете на стендах. Все это способствует повышению духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Большую духовно-нравственную направленность имеют задачи, решение которых предполагает рассмотрение интересных фактов, эпизодов из истории России, родного края.    Материал должен оставить яркое впечатление в душе ребенка.    

Однако заметим, что такой подход потребует корректировки содержания программ повышение квалификации учителей-предметников с учетом введения модуля по православной культуре.

1. Районный конкурс «Александр Невский – святой хранитель Санкт-Петербурга», организаторы: Красносельский благочиннический округ Санкт-Петербургской епархии

Московского Патриархата Русской Православной Церкви;

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга;

Государственное бюджетное учреждение «Информационно методический Центр» Красносельского района Санкт-Петербурга.

Участие:

2018 год - Литвина Дарья, участие; (Прийменко Е.В.)

2019 год - Литвина Дарья, победитель, (Прийменко Е.В.)

                  Жаманткова Надежда, участие, (Гаврилова Е.В.)

                  Тетервак Анастасия, участие, (Гаврилова Е.В.)

2020 год – Тетервак Анастасия, победитель, (Гаврилова Е.В.)

                  Литвина Дарья, призер, (Прийменко Е.В.)

2. Районный конкурс исследовательских и творческих работ обучающихся в рамках районных Детских Рождественских образовательных чтений,

 организаторы: Красносельский благочиннический округ Санкт-Петербургской епархии

Московского Патриархата Русской Православной Церкви;

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга;

Государственное бюджетное учреждение «Информационно методический Центр» Красносельского района Санкт-Петербурга.

2018 - 2019 год – «Молодежь: свобода и ответственность»

Оганесян Милена, призер (Гаврилова Е.В.)

Тютюнникова Александра, призер, (Прийменко Е.В.)

2019 - 2020  год – «Великая Победа: наследие и наследники»

Ким Александр, победитель, (Гаврилова Е.В.)

Тютюнникова Александра, победитель, (Прийменко Е.В.)

Короткова Дарья, призер, (Прийменко Е.В.)

2020 - 2021 год – «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

Литвина Дарья, победитель, (Прийменко Е.В.)

Короткова Дарья, победитель, (Гаврилова Е.В.)

2021 – 2022  год – «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Литвина Дарья, (Прийменко Е.В.)

Короткова Дарья, (Гаврилова Е.В.)

2019 год - Городская  историко-краеведческая конференция школьников «Война. Блокада. Ленинград»,  ГБНОУ СПб  ГДТЮ «Аничков дворец»

Литвина Дарья, лауреат (работа «Как советский Ленинград Пасху праздновал» Церковная жизнь в блокадном Ленинграде)

2020 год - Городская  историко-краеведческая конференция школьников «Война. Блокада. Ленинград», ГБНОУ СПб  ГДТЮ «Аничков дворец»

Короткова Дарья, лауреат (работа «Купола в камуфляже» Храмы блокадного Ленинграда)

2021 год – Всероссийская историко – культурная дистанционная викторина для школьников «Солнце земли русской» 800 лет со дня рождения А. Невского, организатор: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»,

Литвина Дарья, призер, (Прийменко Е.В.)

2021 год – Районная игра «По следам Кирилла и Мефодия», посвященная Дню славянской письменности и культуры, организатор: ГБУ ДО ДДТ «Преображенский»

Литвина Дарья, победитель, (Прийменко Е.В.)

Короткова Дарья, победитель, (Прийменко Е.В.)

И наконец, перейдем к рассмотрению такой формы реализации как урок в рамках предметной области ОДНКНР, учитывающий региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России и включенный в часть учебного плана, а именно предмет «История и Культура Санкт-Петербурга»

Несмотря на имеющиеся трудности, среди которых надо отметить дополнительную нагрузку для детей, материальные затраты на учебно- методическое обеспечение, проблематичность выбора содержательного наполнения урока, разработка необходимой учебно-методической документации и пр., данный вариант позволяет сохранить преемственность, выстроить систему духовно-нравственного образования и сформировать целостное образовательное пространство на основе единой мировоззренческой платформы.

Как нам представляется, сегодня важно проанализировать и обобщить накопленный опыт, а также системно организовать и оформить стержневой предмет в цикле дисциплин, «последовательно разворачивающихся по годам обучения» (Леднев) сообразно возрастным особенностям обучающихся. Предложим свою концепцию духовно-нравственного образования со стержневым предметом «ОДНКНР» на основной ступени общего образования.

Разговор о преемственности не будет полным, если проигнорировать методологический аспект. В методологическом плане преемственность предполагает реализацию культурологического подхода в преподавании знаний о религии, ориентацию на решение общеобразовательных задач, личную религиозную восприимчивость преподавателя, понимание сложности мировоззренческих и религиозных вопросов, на которые нет однозначных и простых ответов, способность к рефлексии собственной профессиональной подготовки, умение с осторожностью обращаться с религиозно-эмоциональным настроением учащихся, сохраняя их личную мировоззренческую автономию.

Следует заметить, что многие вопросы духовно-нравственного воспитания требуют не изобретения новых приёмов, методов, форм, а разумного использования и системного применения того, что уже наработано и зарекомендовало себя с положительной стороны. В этом контексте предмет

«Основы православной культуры» в 4 классе может стать «отправной точкой» выстраивания единой системы духовно-нравственного образования, включающей дисциплины основной, старшей школы, а также воспитательные и социально-значимые практики, образуя в перспективе единое образовательное пространство в школе.

Список литературы:

1. Бердникова Т.А. Влияние социума на духовно-нравственное воспитание подростков./www.uchportal.ru/pub/23-1-0-1662.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. – 24 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах РФ.

4. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающегося на ступени начального общего образования. Инновационная начальная школа.

5. Скыба С.Н. Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося./ nsportal.ru, 07.10.2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Рабочая программа предмета Технологии (направление «Технологии ведения дома») для основного общего образования

Рабочая программа предмета Технологии (направление «Технологии ведения дома») для основного общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Английский язык» для 5-8 классов (основное общее образование)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «Английский язык» для 5-8 классов (основное общее образование)...

Приказ ДО и МП « Об утверждении персонального состава экспертов предметных комиссий ХМАО-Югры по учебным предметам государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на 2020 год

Приказ ДО и МП « Об утверждении персонального состава экспертов предметных комиссий ХМАО-Югры по учебным предметам государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общ...

Рабочая программа (ID 1209665) учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год ( по УМК Кузовлева В.П.)

Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как...