Мнение об актуальности и практической применимости (значимости) методических рекомендаций по работе со слабоуспевающими детьми
учебно-методический материал

Методические рекомендации по работе со слабыми детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рекомендации18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мнение об актуальности и практической применимости (значимости) методических рекомендаций по работе со слабоуспевающими детьми

    В современном обществе перед системой образования стоит задача по формированию поколения нравственно воспитанных,  широко образованных, деловых и предприимчивых молодых людей, готовых самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора.

      В связи с этим в современном школьном образовании особый акцент сделан на обеспечении свободного и гармоничного развития личности каждого ребёнка, на предоставлении ему возможности    получения    полноценного качественного образования,  реализации своих     индивидуальных  способностей .

     Мы считаем, что важнейшей задачей учителя является рефлексивный анализ трудностей учения и своевременная корректировка своей деятельности по их устранению. Такую рефлексию педагог должен проводить независимо от того, что причиной неуспешной учебной деятельности он считает индивидуальные особенности школьника.

      Основная проблема – это несоответствие особенностей личности каждого ребенка и структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования.  Бывают затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья,  неблагоприятной обстановкой в семье.  Познавательная потребность на фоне школьных неудач  очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая испытывающим трудности в обучении детям  успешно осваивать учебный материал.  Необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребенку, в основе которой лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения.

   Задача  учителя состоит  в том, чтобы убедить обучающихся  в их способности     овладения  предметами.

         Можно выделить три основных причины слабой успеваемости ученика:

1) ученик испытывает затруднения в силу своих индивидуальных возможностей и особенностей (плохая память, особенности мышления и восприятия и так далее);

2) ученик испытывает трудности, связанные с отсутствием мотивации к учению, с нежеланием преодолевать эти трудности, отсутствием интереса.

3) ученик имеет значительные пробелы в знаниях, не позволяющие ему изучать предмет полноценно,  чувствует себя на уроках некомфортно.

         Контроль за уровнем усвоения предмета необходимо осуществлять на каждом уроке в разных формах: при собеседовании; при постановке проблемы; при проведении проверочной работы, диктанта, устного счета, самостоятельной работы, практической работы; при выполнении творческого домашнего задания и так далее. Но  сначала надо провести проверочную работу, чтобы узнать уровень полученных ранее учениками знаний.

      Со слабыми учащимися на дополнительных занятиях учитель должен узнать причины, по которым данный ученик плохо усваивает преподаваемый предмет.  

Алгоритм

деятельности нашего педагогического коллектива с детьми, испытывающими трудности в обучении.

1. Проведение  психолого-педагогической диагностики обучающихся в начале года с целью определения индивидуальных особенностей детей, испытывающих трудности в обучении, выявления уровня обученности. 

2. Разработка плана работы по преодолению неуспеваемости.

3. Составление расписания индивидуально-групповых занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении.

4.Разработка планов ликвидации пробелов в знаниях по каждому обучающемуся с указанием умений и навыков, которые будут отрабатываться на каждом занятии.

5. Ведение журналов и тетрадей обучающихся для индивидуально-групповых занятий.

6.Использование на уроках различных видов опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата.

7.Разработка системы работы над ошибками после проведения самостоятельных и контрольных работ.

8. Разработка системы дифференцированных домашних заданий.

9. Разработка программы деятельности с родителями обучающихся.

Все методические рекомендации актуальны и практически применимы

1. Вопросы учителя должны быть заранее продуманы и направлены на выделение учащимися существенных признаков, таким образом будут предупреждены любые неправильные учебные «шаги»

2. Должен проводиться рефлективный анализ трудностей учащихся и своевременная корректировка деятельности по их устранению.

3. Термины не должны оставаться у ребёнка на уровне формального запоминания! Должно быть осознанное ориентирование в ряде терминов и понятий.

4.Проблема усвоения знаний без формирования опыта их применения в деятельности очень актуальна.

5. Должно быть самостоятельное конструирование процесса решения учебной задачи.

6. Необходимо решать учебные задачи по обучению учащихся на всех уровнях (метапредметное обучение)

7. Целесообразно использовать разные формы развития и совершенствования умений самоконтроля, самооценки и предвидения.

8. Необходимо обеспечить систематическую педагогическую помощь обучающимся, проводить индивидуально-дифференцированную работу по предупреждению трудностей и обеспечению перспективного развития обучающихся в соответствии с уровнем его успешности.

      Мы считаем, что качественный процесс предупреждения и устранения трудностей учебной деятельности возможен, если учитель будет готов  конструировать дидактический процесс в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО к содержанию образования (предметным, метапредметным и личностным достижениям обучающегося) и к технологии образования, построенной на приоритете деятельностной составляющей обучения, то есть на применении полученных знаний.  Обеспечить систематическую педагогическую помощь (внимание и поддержку) обучающимся разных групп успешности, целью которой становится индивидуально-дифференцированная работа по предупреждению трудностей и обеспечению перспективного развития каждого обучающегося в соответствии с уровнем его успешности.  Создать условия для непосредственного участия обучающегося в контрольно-оценочной деятельности с целью становления регулятивных умений самоконтроля, самооценки и прогнозирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"

Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

Методические рекомендации организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках истории и обществознания.

             В последнее время психологи и педагоги вместе с медикамиотмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения . Давайте п...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

Методические рекомендации предназначены для педагогов допобразования. Содержат теоретические вопросы  по природе одаренности, направлениям работы с одаренными детьми и материалы практической диаг...

Методические рекомендации по работе с трудными детьми

Работа классного руководителя с учащимися с осложненным поведением....

Методическая разработка "Методические рекомендации по работе с одаренными детьми"

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопл...

Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими учащимися

Каждый учитель сталкивается в своей работе с совершенно разными учениками. В целом система образования расчитанна на массовое обучение среднего ученика, но к сожалению мы встречаемся и со слабыми учащ...