Доклад "Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий
учебно-методический материал

Богданова Ирина Вячеславовна

2018г.Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Богданова И.В.

УУКЖТ УУИЖТ

Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования.  Появилась необходимость по-новому взглянуть на процесс обучения вообще и на обучение иностранному языку в частности. Иноязычное общение становится существенным компонентом профессиональной деятельности специалистов. ФГОС СПО разрабатываются с учетом профессиональных компетенций, профессиональных стандартов. Так, претерпело изменение и название дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности», и цели, и подход к обучению.

Основной целью изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» является обучение практическому владению языком с целью активного применения в повседневной и профессиональной деятельности. Для успешной реализации требований ФГОС СПО необходимо пересмотреть подход к обучению иностранному языку, это обусловлено тем, что иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина, процесс обучения происходит в искусственной языковой среде, ограниченное количество часов данной дисциплины, недостаточное количество учебников и учебных пособий для ссузов, имеющих профессиональную направленность. Как следствие, интерес к предмету у студентов падает, неусвоенные темы наслаиваются друг на друга, трудности, с которыми студент встречается при изучении предмета, вызывают тревожность и нежелание учиться.

Поэтому необходимым условием для успешного усвоения материала становится применение современных образовательных технологий, которые позволяют  поддерживать интерес к предмету, создавать оптимальные условия для развития индивидуальных способностей студентов, повышают качество и эффективность учебной работы.

В обучении иностранному языку особое внимание уделяется учебной ситуации в аудитории и процессу коммуникации как двустороннему явлению, направленному на взаимопознание, взаимопонимание и взаимодействие участников интеракции, стремящихся к диалогу и сотрудничеству для достижения практической цели, т.е. интерактивному обучению.

Рассмотрим  интерактивные методы работы с текстом. Текст является продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности. А для того чтобы текст, а особенно, текст профессиональной направленности стал основой говорения, важно научить обучающихся различным операциям с единицами текста - предложением, сверхфразовым единством, субтекстом, обучить навыкам и умениям реконструирования, трансформации и конструирования языковых единиц в решении определённой учебной задачи (например, пересказа текста, его использования в устном монологическом высказывании, диалоге, письменном сообщении и т.д.).

Система интерактивных заданий представлена тремя группами знакомых всем  заданий: предтекстовыми, текстовыми, послетекстовыми.

Первая группа заданий направлена на активизацию языкового материала, активизацию процесса мышления  еще до непосредственного чтения текста. На данном этапе активно используются следующие интерактивные методы: «Ассоциации», «Корзина знаний», «Готовые ответы» Т.к. речь идет об интерактивных методах, то большое внимание уделяется заданиям для установления отношений коммуникативного взаимодействия. В немецкой методике встречаем такие формы работы в диалогических группах как:  «Wimmeln/Klassenrundgang», «Sprechmühle»,  «Kugellager», «Langer Tisch». Все эти формы работы сводятся к тому, что студенты, свободно перемещаясь, обмениваются информацией, многократно повторяя ее. Вопросы для обсуждения записаны на карточках, раздаются всем студентам, необходимо обойти всех студентов группы, зачитать и ответить на свой вопрос и выслушать ответы одногруппников. Можно усложнить, при каждой смене партнера происходит обмен карточками. Такой метод очень эффективен при активизации ЛЕ, повторении пройденного материала.

Вторая группа заданий направлена на использование различных приёмов извлечения информации.  Интерактивные методы на данном этапе имеют целью научить извлекать основную и второстепенную информацию посредством нахождения смысла текста. Обучающиеся в ходе общения, направленного на объединение усилий в целях общего результата, достигают определенного уровня коммуникативной компетенции.

 Эффективными являются такие методы как, «Найди ошибку», «Логическая последовательность», «Сделай вывод», «Критики», «Оптимисты» и другие. Из форм работы можно выделить «Wirbelgruppen» (экспертные группы) - выполнение заданий предполагает постоянное передвижение обучающегося по маршруту. Например, текст разбивается на смысловые части, которые распределяются между участниками группы «экспертами». В то же время каждый студент получает таблицу с вопросами по содержанию всего текста, которую  возможно заполнить, только обойдя и выслушав всех.  В ходе «Stationenlernen» (изучение по станциям) закрепляется, совершенствуется, углубляется иноязычный материал. Работа с текстом делится на несколько этапов, на столько же групп разбиваются обучающиеся, которые перемещаясь по стациям, выполняют определенное задание. На каждой станции группа оставляет свой ответ и на заключительном этапе происходит совместное обсуждение предложенных вариантов, составление единого доклада.

Третья группа заданий развивает продуктивные умения говорения и письма, в которых извлекаемая из текстов информация используется студентом при создании собственных письменных или устных речевых произведений в процессе коллективной коммуникации.

Интересен и эффективен метод ролевой игры,  в проведении которой большую помощь оказывает масс медиа. Включение иностранных медиатекстов в учебный процесс позволяет преподавателю не только решить ряд конкретных методических задач, но и обогащает занятие по ИЯ. По теме «На вокзале. Покупка билета» идет просмотр видоеролика «Вокзалы Германии», прослушивание объявлений о прибытии и отправлении поездов, работа с сайтом немецких железных дорог, что позволяет во время игры студентам быть в роли служащего сервис центра, кассира, путешественника.

Занятие - интерактивная экскурсия – форма обучения, идеально подходящая для уроков ИЯ.  Обучающиеся, не покидая аудитории, знакомятся с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности.

Не могу обойти метод проектов, т.к. в результате изучения этой методики были разработаны и апробированы как кратковременные учебные проекты, так и долгосрочные. Кратковременные учебные проекты возможно реализовать в рамках одной пары. Так, например,  актуально проведение WWW-проекта  по теме «Крупнейшие фирмы ФРГ», который рассчитан на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в сети Интернет, просмотреть рекламные ролики, изучить  официальные сайты немецких фирм и представить затем результаты своего поиска. И у студента возникают положительные эмоции оттого, что они понимают тексты на иностранном языке, значит, не зря занимаются его изучением. Этот факт становится мощным стимулом для дальнейшего изучения ИЯ.

Примером долгосрочного проекта является интернет проект «С немецким языком мы узнаем мир»,  участники которого общались, вели блог (http://unseremailprojekt.blogspot.gr) обмениваясь новостями, публикуя заметки по разным темам, совместно работали над проектами, например, «Мое учебное заведение», «Моя будущая профессия». Несомненным плюсом данного проекта, на мой взгляд, являлся обмен посылками к праздникам с символами своего города, страны, теплыми словами.

Нельзя не упомянуть об участии студентов колледжа в конкурсе, проводимом Гёте-Институтом «Добро пожаловать в наш замечательный колледж!» для студентов образовательных учреждений системы среднего профессионального образования РФ, изучающих немецкий язык. Для участия в конкурсе нужно снять видеоролик на немецком языке, в котором интересно и креативно представить свой колледж.

В формировании творческой личности, обладающей креативным мышлением всё более предпочтительными становятся поисковые методы, в основе которых лежит проблемное обучение.

Практикуем использование метода  «круглого стола» с носителями немецкого языка при формировании навыков научно-исследовательской и проектной деятельности. В ходе дискуссии по заранее объявленной теме происходит обмен информацией, теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем. Возникшие при дискуссии эмоции активизируют, побуждают студента, стимулируют его направленность на совершение деятельности: мыслительной и практической.

С большим удовольствием студентами выполняется мультимедийный проект «Кругобайкальская железная дорога», создавая презентацию, обучающимся предоставляется возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала. Поисковые методы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям компетентностного подхода, направленного на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Ежегодно студенты колледжа выступают на научно-практических конференциях в колледже, а также в олимпиаде по иностранным языкам среди ССУЗов РБ, которая проходит в форме международной научно-практической конференции, где студенты представляют результаты своих исследований.

В ходе интерактивного обучения можно проверить, насколько хорошо обучаемый владеет языком, умеет пользоваться изученным материалом, насколько адекватно он может реагировать на различные предлагаемые ситуации.

Использованная литература:

  1. Ивасько В. И. Использование форм интерактива в процессе обучения подростков (на примере английского языка) // Молодой ученый. — 2015. — №19.1. — С. 24-25.
  2. Ступина С.Б.  Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
  3. Фролова Н.З. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в практике УДО. Казакова Г.В. // Методист. М.: 2008. -No2. –с.48-49.
  4. Rainer E.Wicke Aktiv und kreativ lernen. Projektorientierte Spracharbeit im Unterricht. – Ismaning: Max Hueber Verlag, 2009. - 207 c
  5. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1733/Itemid,118/
  6. http://www.openclass.ru/communities/6134


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе Тема: «Лондон достопримечательности» с применением современных образовательных технологий.

 Дата проведения19 февраля 2014  годТема«Лондон - достопримечательности»Класс6«А»Место проведения:ГБОУ СОШ № 545, Санкт-Петербург, г. СестрорецкУровеньшкольныйТип урокаурок «открытия ...

Василюк О.Н., Фирсова С.Н.,"ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ МОУ «СШИ № 2» г. МАГНИТОГОРСКА"

Василюк О.Н., учитель физической культурыФирсова С.Н., учитель физической культурыОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКАФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМСОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ УСЛОВИЯХ МОУ &l...

Применение современных образовательных технологий на современном уроке английского языка

Применение современных образовательных технологий на современном уроке английского языка...

Применение современных образовательных технологий на уроках иностранного языка

Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых наглядных пособий; использование новых игр и ...

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе...