Функциональная грамотность школьников: способы и приемы формирования.
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8 класс)

Фитисова Ирина Владиславовна

Презентация к выступлению на городском семинаре по функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fitisova_seminar_1.pptx1.79 МБ
Файл tekst.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ гимназия № 13 Функциональная грамотность школьников: способы и приемы формирования Учитель математики МАОУ гимназии № 13 Фитисова Ирина Владиславовна

Слайд 2

Креативность-это просто создание связей между вещами. Стив Джоб

Слайд 4

Возьмите лист бумаги формата А4 и нарисуйте вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину. Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так

Слайд 5

Задания по теме «Прямоугольная система координат»

Слайд 6

Задачи На озере растут водяные лилии. Каждые 24 часа количество лилий увеличивается в 2 раза. В начале лета на озере есть только одна лилия. За 60 дней озеро полностью покрывается лилиями. В какой день озеро будет покрыто лилиями ровно наполовину? Как при помощи 5-ти литрового и 9-ти литрового ведра набрать из реки 3 литра воды?

Слайд 7

Можно предложить детям следующие задания: 1. Слуховой диктант: 1,3,6, 10, 15… - придумай свою числовую закономерность. - придумай закономерность из геометрических фигур. 2. Изобразите новую геометрическую фигуру, дайте ей название. 3. На доске начерчены два неодинаковых отрезка. Придумай прибор, позволяющий сравнить их. 4 . Начерти прямоугольник с периметром 24 см.( 6 решений) 5. Найди корень уравнения( х - 17)*0=0 ( множество чисел от 17 до бесконечности для 5 классов)

Слайд 8

Сказка о том, как прямая превратилась в отрезок Жил был карандаш. Был он очень любознательный и хотел все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: - Как эта линия называется? Вышел однажды карандаш на прямую линию и пошел по этой прямой. Шел, шел по прямой линии, долго шел. Устал, остановился и говорит: -Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой? Засмеялась прямая: - Эх, ты, карандаш! Ведь ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?.......................................... - - Ура! – закричал карандаш. Появились два конца, теперь могу гулять по прямо- Отрезок прямой! Отрезок прямой!- с удовольствием повторял карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого»

Слайд 9

Золотое сечение. Числа и спирали Фибоначчи. Гармония в природе и в жизни.

Слайд 10

Банк заданий pisa

Слайд 12

Задания на развития креативности мышления. 1. Сформулировать свои вопросы. 2. Определить, в чем заключается противоречие, сформулировать и конкретизировать его. 3. Высказать свои критические замечания. 4. Самостоятельно оценить ответы одноклассников. 5. Исправить ошибки.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

2 слайд

  Свое выступление хочу начать со слов Стива Джобса

Креативность-это просто создание связей между вещами

Креативность — это творческие способности личности, позволяющие создавать и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.

Слайд 3 

Творческая составляющая присутствует в каждом человеке от рождения. Посмотрите, как раскованы дети в любой творческой деятельности. К сожалению, большинство из нас теряет свободу творчества под влиянием воспитания и социального окружения.

Слайд 4

Прямо сейчас мы хотим предложить несколько практических упражнений, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким, а также развить вашу креативность и будут способствовать дальнейшему совершенствованию творческого мышления.

Возьмите лист бумаги формата а4 и нарисуйте вот такие крестики:

 6 в высоту и 9 в длину.

Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так.

 Теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся

5 слайд

Тако типа задания я обычно даю 5-6 класса при изучении темы ломаная, многоугольники.

Предлагаю нарисовать фигуру, двигаясь по точкам. Многие ребята подходят к этому заданию креативно, но есть и такие. кто изображает самые простые фигуры. Можно усложнить задание, предоставив кому-то из учащихся продиктовать движение по точкам и затем, сравнить фигуры , которые получились.

6 слайд

Многие говорят, что математика -наука точная, скучная и не интересная. Но, можно предложить ребятам интересные задания такого типа

На озере растут водяные лилии. Каждые 24 часа количество лилий увеличивается в 2 раза. В начале лета на озере есть только одна лилия. За 60 дней озеро полностью покрывается лилиями. В какой день озеро будет покрыто лилиями ровно наполовину?

 Ответ: В предпоследний 59-й день (потому что на следующий день это удвоится).

Как при помощи 5-ти литрового и 9-ти литрового ведра набрать из реки 3 литра воды?

Ответ: Заполняем водой из реки 9-ти литровое и переливаем из него воду в 5-ти литровое (в 9-ти литровом остается 4 литра). Освобождаем 5-ти литровое ведро и переливаем в него 4 литра из 9-ти литрового. Еще раз заполняем водой из реки 9-ти литровое и из него доливаем в 5-ти литровое 1 литр воды (в 9-ти литровом остается 8 литров). Освобождаем 5-ти литровое и переливаем в него из 9-ти литрового 5 литра воды. В 9-ти литровом ведре останется 3 литра воды.

Слайд 7

Можно предложить детям следующие задания:

1.      Слуховой диктант: 1,3,6, 10, 15…

- придумай свою числовую закономерность.

- придумай закономерность из геометрических фигур.

2.      Изобразите новую геометрическую фигуру, дайте ей название.

3.     На доске начерчены два неодинаковых отрезка. Придумай прибор, позволяющий сравнить их.

4.   Начерти прямоугольник с периметром 24 см.( 6 решений)

5.    Найди корень уравнения ( х - 17)*0=0 ( множество чисел от 17 до бесконечности)

Слайд 8

Сказка о том, как прямая превратилась в отрезок

Жил был карандаш. Был он очень любознательный и хотел все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

- Как эта линия называется?

Вышел однажды карандаш на прямую линию и пошел по этой прямой. Шел, шел по прямой линии, долго шел. Устал, остановился и говорит:

-Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?

Засмеялась прямая:

- Эх, ты, карандаш! Ведь ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?

- Тогда я поверну назад, - сказал карандаш. – Я, наверно, пошёл не в ту сторону.

-И в другую сторону тоже не будет конца. У линии совсем нет концов. Прямая даже спела про себя песенку:

-« Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней иди,

Не найти конца пути.»

Опечалился карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов.

- Как же быть? Что же мне так и придётся идти без конца?

- НА, если не хочешь идти без конца, то отметь на прямой две точки, - подсказала прямая.

- Ура! – закричал карандаш. Появились два конца, теперь могу гулять по прямой линии от точки до точки. Что же получилось на прямой? Как это называется?

- Это мой отрезок, - улыбнулась прямая линия.

- Отрезок прямой! Отрезок прямой!- с удовольствием повторял карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого

Я предлагаю учащимся самим придумать сказки, например со знаками +,  -,   = , х или с геометрическими фигурами. Ребята охотно берутся за такие творческие задания.

Слайд 9

В старших классах при изучении темы «Прогрессии» ребятам предлагаю провести исследовательскую работу в группах на следующие темы:

Золотое сечение

Проявление чисел Фибоначчи в природе, в архитектуре, в искусстве

Спирали Фибоначчи

Числа Фибоначчи в экономике

Решето Эратосфена

Гармония в природе и в жизни.

Слайд 10

Полезно на уроках использовать методические пособия из банка заданий PISA

Слайд 11

С применением новых технологий развитию способностей способствует применение интерактивов на уроках. В частности, я использую интерактивную доску, на которой ребята с удовольствием работают, рисуют, проходят тесты.  Особенно, часто я использую  программу по составлению интерактивных тестов     https://learningapps.org/myapps.php.

В данной программе можно воспользоваться как готовыми тестами, так и составить самому по шаблону.

Слайд 12

Задания на развития креативности мышления.

1. Сформулировать свои вопросы.

2. Определить, в чем заключается противоречие, сформулировать и конкретизировать его.

3. Высказать свои критические замечания.

4. Самостоятельно оценить ответы одноклассников.

5.  Исправить ошибки

Различного рода задания способствуют развитию: памяти, внимания, воображения, мышления, но и позволяют углубить знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

И, в заключении я хочу вам предложить маленький фрагмент урока с применением интерактивной доски по финансовой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих ур...

Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

В статье речь идет о проблеме формирования функциональной грамотности школьников основной и средней школы. Рассматриваются некоторые приемы, которые автор применяет в школьной практике....

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики...

Смысловое чтение как основа формирования функциональной грамотности школьников

На уроках литературы можно использовать различные приёмы, такие как: «Кластер» «Мозговой штурм», «Глоссарий»,  «ИНСЕРТ», «Рассечение вопроса...

«Формирование и развитие функциональной грамотности школьника как один из способов повышения качества обучения».

Протокол №5 заседания МОформа проведения заседания МО :круглый столВопросы формирования функциональной грамотности на уроках МИФДоклад «Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспит...